Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инновационное развитие предприятия в полной мере можно назвать веянием времени. Развитие собственного производства и конкурентоспособность товаров возможны только в случае, когда на предприятии внедряются инновации. Они позволяют обеспечить максимальное извлечение прибыли, поддержать и укрепить имидж.
Инновации на предприятии — это не что иное, как научно-технический прогресс в организации ведения бизнеса. Он призван освежить ассортимент товаров, расширить их функциональные возможности, повысить качество и увеличить покупательскую способность.
Компании стремятся повысить конкурентоспособность товаров и укрепить свой имидж на рынке за счет:
-внедрения инновационных технологий;
- поиска и применения новых маркетинговых решений, способов и технологий производства товаров и оказания услуг;
- изменения покупательского спроса;
- возникновения новых форм производства;
- появления новых структур и подразделений в производственной цепи.
Инновационный процесс — это обширная сфера деятельности и взаимодействия всевозможных факторов, методов и технологий, структур и органов управления, которые занимаются:
-научными исследованиями в области создания новых видов продукта, инновационным подходом к организации труда, совершенствованием орудий производства и оборудования;
- разработкой, координированием и поэтапным финансированием всех разработок, и внедрением прогрессивных инновационных решений в производство;
-усовершенствованием инструментов стимулирования профессиональных кадров;
-разработкой коммуникаций для скорейшего внедрения результатов научно-технической деятельности и увеличения ее эффективности.
Целью курсовой работы является изучение защиты инноваций как задача управления инновационными процессами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть инновации как объекты интеллектуальной собственности;
- рассмотреть защиту инноваций как объектов промышленной собственности;
- изучить товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования как объекты промышленной собственности;
- рассмотреть защиту авторских прав на результат инновационной деятельности;
- проанализировать управление инновациями на предприятиях фармацевтической отрасли.
Анализируя учебную литературу, можно сделать вывод о том, что данная тема недостаточно изучена и требует дальнейшего рассмотрения.
В ходе исследования предметом являются инновационные процессы, а объектом защита инноваций как задача управления инновационными процессами.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка инноваций как объекта интеллектуальной собственности.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, три параграфа, заключение, список используемых источников, включающий в себя 20 учебных пособий. Объем работы 25 страниц.
1 ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Защита инноваций как объектов промышленной собственности
К промышленной собственности относятся такие объекты интеллектуальной собственности, регистрируемые государством и используемые в производстве, как:
1)изобретения;
2)полезные модели;
3)промышленные образцы.
Эти три пункта – патентные права.
Средства индивидуализации организаций и производимой ими продукции: товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования.
Объектами изобретения могут быть:
1)устройство (деталь, узел)
2)способ (операция или совокупность взаимосвязанных операций, действий над материальными объектами и с помощью материальных объектов)
3)вещество (искусственно созданная совокупность взаимосвязанных ингредиентов)
4)штамм (наследственно однородные культуры микроорганизмов)
5)культуры клеток растений и животных
6)применение перечисленных объектов по новому назначению (это означает, что какой-то из этих объектов предложено использовать с такой целью, для которой он ранее не использовался)
Правовая охрана осуществляется с помощью патента – документ, удостоверяющий авторство изобретения и предоставляющий его владельцу исключительное право на использование изобретения в течение 20 лет с даты приоритета (это дата подачи первой правильной заявки в патентное ведомство).
Для того, чтобы быть патентоспособным, изобретение должно отвечать следующим требованиям, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Требования к изобретению, чтобы быть патентоспособным
1) промышленная применимость, т.е. возможность использования изобретения в различных отраслях экономики и сферах деятельности
2) новизна –изобретение должно быть неизвестным ранее, т.е. что изобретение не должно быть общедоступным (открытым, гласным), не должно быть раскрытым каким-либо образом где-либо в мире до даты приоритета изобретения.
Таким образом утверждается принцип мировой новизны, согласно которому новизну изобретения могут порочить любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
Это условие абсолютной новизны содержится в патентных законах большинства стран.
Первым публичным раскрытием для изобретения должна быть патентная заявка.
3)наличие изобретательского уровня – «Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники» - «изобретательский уровень», «изобретательский шаг», «неочевидность». Наличие в изобретении творческого начала.
Полезная модель — это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Из определения полезной модели следует, что объектом защиты в этом случае могут быть только устройства.
Полезную модель часто называют малым изобретением, так как она должна отвечать критериям новизны и промышленной применимости, хотя имеет невысокий творческий уровень (недостаточный для изобретения изобретательский шаг).
Промышленный образец — это художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид.
Анализируя определение, можно сделать вывод, только полученные промышленным путем образцы изделий могут получить патентную охрану. Иначе, это может быть отнесено к произведению искусства, и как следствие охраняться авторским правом.
В качестве критериев охраноспособности промышленного образца используются такие критерии, как новизна, оригинальность и промышленная применимость.
Критерий новизны означает, что патентная форма охраны обеспечивает защиту промышленного образца как от копирования (аналогично авторскому праву), так и от попыток имитировать образец (не допускается сходство существенных признаков).
Оригинальным признается промышленный образец, если его существенные признаки обусловливают творческий характер его эстетических особенностей.
Так, критерий оригинальности не удовлетворен, если, например, пропорционально изменены размеры известного образца, изменены только
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2013-824 с.
3) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
4) Большухина И.С. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под общ.ред. В.В. Кузнецова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 118 с.
5) Вострыкина, М. К. Интеллектуальная собственность/ М.К. Вострыкина. - Москва: Лаборатория Книги, 2010. - 24 с.
6) Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д.Грибов. - М.: КНОРУС, 2016-416с.
7) Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. — М.: КНОРУС, 2016. — 284 с.
8) Информационная структура предприятия: учебное пособие/ под. ред. Капулиной Д. В., Кузнецовой А. С., Носкова Е. Е. - Сибирский федеральный университет, 2014. - 186 с
9) Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник /Т.В.Кириченко. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2013. – 483с.
10) Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / Е. Н. Клочкова, Т. Е. Платонова, В. И. Кузнецов; под ред. Е. Н. Клочковой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 447 с.
11) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
12) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
13) Макушина Т.Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие[Текст]/Макушина Т.Н. Кинель:РИЦ, 2015. – 375с.
14) Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. А. Поздняковой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 275 с.
15) Руткаускас, Татьяна Константиновна. Р 90 Экономика предприятия: учебник / Т. К. Руткаускас, Г. И. Журухин. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 290 с.
16) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.А. Семиглазов. -Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
17) Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие/И.В.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 157с.
18) Словарь финансово-экономических терминов [Текст]/ А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
19) Толок, Ю.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учеб. пособие / Т.В. Толок, Казан. нац. исслед. технол. ун-т, Ю.И. Толок. — Казань: КНИТУ, 2013. — 294 с.
20) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной[Текст]. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.