Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ритмичные движения характерны для многих видов спорта. Необходимость совершать ритмичные движения постоянно ощущается в окружающей нас реальности. Жизненный опыт показывает, что физические качества, которые мы называем ловкостью и координацией движений, являются неотъемлемым атрибутом нашей повседневной и спортивной жизни.
Это его свойство, которое дает человеку с самыми средними данными телосложения шанс победить гиганта или спортсмена. Не кажется ли многообещающим, что заслуженный мастер спорта Н.Г. Озолин, человек невысокого роста и не слишком спортивного телосложения, установил всесоюзные и европейские рекорды в прыжках с шестом, физическом упражнении, полностью основанном на мастерстве, заслуженным мастером спорта?
Повседневный опыт подсказывает, что ловкость не является неизмеримым врожденным качеством, столь же безнадежным, как возможность изменить свой естественный цвет глаз. Ловкость поддается упражнениям. Существуют рекорды скорости, силы и выносливости, но до сих пор не было изобретено видов соревнований, в которых можно было бы напрямую установить рекорды превосходства и ловкости.
Ловкость помогает в ряде соревнований по легкой атлетике и спорту, но везде в них она остается за кадром в качестве режиссера спектакля, и за ее счет присуждаются призы за скорость, выносливость или силу. Это привносит ловкость в неблагоприятные внешние условия, но внутренне возвышает ее над всеми остальными качествами. Отрасль физической культуры и спорта, способствующая развитию этого сложного качества, как ритмическая гимнастика, которая помогает развивать моторику, формировать красоту движений, содержит элементы искусства, позволяющие развивать нравственные и духовные стороны человека.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения ритмической гимнастики как средства развития физических качеств детей среднего школьного возраста.
Объектом исследования являются особенности применения ритмической гимнастики как средства развития физических качеств детей среднего школьного возраста.
Предметом исследования является ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств детей среднего школьного возраста.
Цель исследования: выявление эффективных условий применения ритмической гимнастики как средства развития физических качеств детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие ритмической гимнастики.
2. Описать особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности.
3. Изучить особенности использования ритмической гимнастики на занятиях в среднем школьном возрасте.
4. Дать оценку развитию ритмических способностей у учащихся среднего школьного возраста.
5. Проанализировать методические разработки по применению средств ритмической гимнастики на уроках физкультуры.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика - это традиционный вид гимнастики, направленный на здоровье и развитие, основанный на подчинении двигательных действий ритму и задающему темп музыкальному сопровождению.
Ритмическая гимнастика - это система гимнастических упражнений, включающая общие упражнения, циклические движения (ходьба, бег, прыжки с трамплина, танцевальные элементы), выполняемые в определенном темпе и ритме.
Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят проточный характер, нагрузка в первую очередь ложится на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также на опорно-двигательный аппарат. Движения и их координирующие связи улучшают двигательные навыки, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, способствуют общей культуре движений и стилю поведения, могут при определенных условиях прививать эстетические вкусы. При выполнении комплексов улучшаются выносливость, подвижность суставов и силовые качества [12].
В целом направленный эффект ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии - в «зоне стабильного здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном улучшении.
При этом решаются очень важные конкретные задачи: повышение общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическое расслабление.
Содержание ритмической гимнастики состоит из следующих элементов:
- движения отдельных частей тела, такие как сгибание и разгибание, скручивание и вращение (с большими или меньшими нагрузками), махи;
- виды бега, прыжки;
- элементы вольных упражнений и ритмической гимнастики;
- танцевальные и хореографические элементы.
Их выполнение в ритмической гимнастике имеет свои особенности:
- каждое отдельное упражнение довольно простое, что делает его доступным практически для всех возрастных групп участников;
- многократные повторения каждого движения, их комбинации в соединениях, сериях и общем потоке - определяют его аэробный характер, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивают нагрузку на опорно-двигательный аппарат;
- большинство упражнений красивы по форме и стилю выполнения, движения свободны - что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластики;
- ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем (или демонстратором) создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и настроению ученика;
- отдельные упражнения объединены в комплексы, которые позволяют задействовать в работе большое количество групп мышц и обеспечивают гармоничный эффект;
- отсутствие строгих технических требований, возможность индивидуально подобрать удобный и красивый инвентарь и изменять его в соответствии с модификациями, общая «веселая» атмосфера делают ритмическую гимнастику более популярной и востребованной [15].
Эта система физических упражнений формировалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных школ гимнастики, достижений в танцевальной сфере и шоу-программ. Исторически формула ритмической гимнастики выглядела так: «танец - музыка - движение».
В Древней Греции на уроках физкультуры разрешалось объединять некоторые упражнения в комплексы, которые выполнялись под музыку. Они были направлены на формирование осанки, красивой походки, ловкости и ловкости.
Французский психиатр Зиналь (1750-1826) считал, что некоторые болезни можно вылечить, выполняя упражнения «для тела» под музыку. А французский педагог Ф. Дельсар (1811-1871) создал систему «выразительной гимнастики» для физического воспитания и подготовки к массовым гимнастическим выступлениям, включавшую жесты, мимику, позы, походку и телодвижения [15].
Определенным шагом в развитии ритмической гимнастики является создание оригинальной двигательной системы, созданной профессором Ж. Далькрозом (1865-1914) в Женевской консерватории, которая заключалась в передаче музыкального образа, сопровождающего произведение классическими движениями. Эта система, которая менялась и развивалась, была признана эффективным средством физического воспитания и стала неотъемлемой частью многих национальных средних школ.
Элементы ритмики присутствуют в системе физического воспитания П.Ф. Лесгаста, в частности, в работе «Основы естественных форм воспитания», раскрывающей «принцип двигательных нагрузок в заданном темпе».
В 1910 году в Санкт-Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки учителей ритма в музыкальных классах и колледжах.
Впоследствии ритмическая гимнастика стала частью различных курсов по подготовке специалистов в области физической культуры.
Этап массового развития ритмической гимнастики, ее особая популярность, а также разработка программ связаны с 80-ми годами 20-го века. В этот период ведутся научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, организуются специальные оздоровительные клубы, в которых ритмическая гимнастика используется в качестве основного (иногда единственного) средства.
Современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерным методом и правилами организации занятий. Упражнения ритмической гимнастики используются в виде утренней разминки, перерыва в тренировках в течение рабочего дня, в виде индивидуальной самостоятельной работы или строго регламентированных занятий, спортивной разминки или части тренировки.
Внешне комплексы ритмической гимнастики довольно просты. Но для самостоятельного обучения необходима предварительная подготовка: консультации со специалистами, изучение правил построения комплексов и установки допустимой нагрузки, а также управления ими во время занятий; овладение приемами самоконтроля [23].
Наиболее эффективным видом ритмической гимнастики является занятие. Он построен по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и завершающую части.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Берштейн. - М. : ФиС, 1991. - 228 с.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Берштейн . - М. : Медицина, 1947. - 255с.
3. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика / В.Г. Беспутчик // Физическая культура в школе. - 1993. - №7. - 48 - 49 с.
4. Боброва, Г.А. Искусство грации : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Боброва. - Л. : Детская литература, 1986. - 247 с.
5. Боброва, Г.А. Ритмическая гимнастика в школе : учеб. для ин-тов физ. культуры / Г.А. Боброва. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 208 с.
6. Богаткова, Л.Н. Танцы для детей : учеб. для пед. ин-тов / Л.Н. Богаткова. - М. : Детгиз, 1959. - 175 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 526 с.
8. Бондаревский, Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников: учеб. / Е.Я. Бондаревский ; под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - 153-177 с.
9. Борисова, И.В. Танцуют все / И.В. Борисова // Физкультура и спорт. - 2003. - №5. - 24 - 25 с.
10. Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №3 - 44 - 46 с.
11. Варшавская, Р.А. Игры под музыку : учеб. / Р.А. Варшавская, П.Н. Кудряшова. - М. : Просвещение, 1964. - 141 с.
12. Вохмянина Л.Л. Программа МОРФ для общеобразовательных школ (КРО) / Л.Л. Вохмянина. - М. - 2001.- 327 с.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
14. Ефименко, Н.И. Театр физического развития и оздоровления детей : учеб. для пед. ин-тов / Н.И. Ефименко. - М., 1999. - 286 с.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов : учеб. для ин-тов физ. культуры / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1966. - 196с.
16. Иваницкий, А.В. Ритмическая гимнастика на ТВ : учеб. / А.В. Иваницкий[и др.]. - М. : Советский спорт, 1989. - 53с.
17. Ильин, Е.П. Ловкость - миф или реальность?/ Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 1982. - №3. - С.51 - 53.
18. Каджаспиров, Ю.Г. Музыка в спортивном зале/ Ю.Г. Каджаспиров // «Физическая культура в школе». - 1998 - №2 - С. 72 - 73.
19. Кобяков, Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста : учеб. для ин-тов физ. культуры/ Ю.П. Кобяков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 64с.
20. Колодницкий, Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2004. - 96с.(25)
21. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для вузов / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
23. Курганский, А.В. О возникновении координационных ритмичных движений/ А.В. Курганский // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №11. - 44-49 с.
24. Курысь, В.Н. Ритмическая гимнастика в школе : учеб. / В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая. - С. : СГУ, 1998. - 204с.
25. Лозовская Р.И. Музыка и танец: вопросы взаимодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп, 2004. – 240 с.
26. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.
27. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
28. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс, 2005 – 528 с.
29. Станиславский К.С. Собрание сочинений. – М.: Искусство, 1955. – Т. 3. – 508 с.
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. – 334 с.
31. Фонда Дж. Моя аэробика : учеб. / Дж. Фонда. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 48 с.