Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы процесса развития произвольности у дошкольников
1.1. Анализ понятия произвольность и развитие произвольности у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом человеческой жизни. Дошкольный возраст - это этап, который в решающей степени определяет всё дальнейшее развитие человека. Проблемы развития личности детей дошкольного возраста рассматривали исследователи А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. В дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка. Он становится самостоятельным и проявляет свою индивидуальность [4].
Ребёнок развивается всесторонне и игровая деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, способствует развитию всех сторон его личности. Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения. Речь идёт об умении субъекта подчинить себя правилу.
Произвольность является одним из. ключевых компонентов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Возраст 6-7 лет является критическим, поскольку в этом возрасте у дошкольников должно быть развито произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, но очевидно, что далеко не все дети имеют при этом хорошо сформированную произвольность поведения.
Дошкольное образование может быть рассмотрено как сфера социокультурной человеческой деятельности. Она связана с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности. Социальный заказ государства образованию - это воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка. ДОУ призвано это удовлетворить.
Ребенок, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс и погружается в атмосферу детского сада. ДОУ имеет огромное влияние на личностный рост воспитанников. Деятельность каждого ДОУ сегодня регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации, которая, в свою очередь оказывает непосредственное влияние на развитие произвольности дошкольника. Эти направления включают в себя следующие задачи:
-становление самостоятельности ребёнка и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта ребёнка;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-коммуникативная и социальная компетентность детей [6].
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника диктуется сложившейся практикой работы ДОУ. В ДОУ актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития дошкольников. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение им умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении. Семья и ДОУ выполняют свои особые функции в жизни ребёнка и не могут исключить или заменить друг друга. Они должны всегда взаимодействовать во благо полноценного развития каждого ребенка.
Согласно требованиям ФГОС ДО, необходимо активно вовлекать родителей в общую жизнь дошкольной образовательной организации, на благо ребёнка и его дальнейшей социализации в социуме [24].
Личностное развитие и развитие произвольности дошкольника - это открытая система. Эффективность её развития определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Эта среда постоянно изменяется. Детская личность целостна и ее качества, и характеристики нельзя формировать частями. Каждый ребенок уникален. Его развитие неотделимо от саморазвития.
С раннего детства ребенок начинает активно познавать, окружающий его мир предметов. Именно взрослые помогают ему освоить новые способы действий. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста – предметно- манипулятивная. С помощью этой деятельности ребенок начинает осваивать предметные игры. Современная педагогика и психология уделяют особое внимание потенциальным психофизиологическим возможностям ребенка. Целенаправленное руководство воспитанием ребенка базируется на знании закономерностей его психического развития.
Все системы организма, в том числе и нервная система, наиболее интенсивно развиваются, в первые годы жизни ребенка. Процесс развития организма не предполагает развития новых психических качеств. Но это способствует возникновению необходимых органических предпосылок для усвоения новых знаний и умений, что позволяет появиться новым психическим качествам на каждой возрастной ступени развития ребенка.
Спонтанное развитие врожденных задатков ребенка, без руководства взрослого, не может привести к их оптимальному формированию [18]. Каждый здоровый ребенок в первые три года жизни имеет высокую степень ориентировочных реакций на все его окружающее. Психологами доказано, что, если дети ограничены в получении информации, и её переработке, в соответствии с возрастными возможностями, их темп развития становится замедленным. Необходимо всегда пытаться разнообразить жизнь ребёнка новыми впечатлениями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2014. – 49 с.
2. Анистратова, А.А. Развиваем способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
3. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
4. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
5. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
7. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 12.03.2024).
11. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 12.03.2024).
12. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2017. – 123 с.
13. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 12.03.2024).
14. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 12.03.2024).
15. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 12.03.2024).
16. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2017. – 361 с.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 12.03.2024).
19. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
20. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
21. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
22. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
23. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
25. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.