Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность исследования подчеркивается историческим контекстом и эволюцией законодательства в области борьбы с терроризмом. Разработка и применение этого правового института восходит к необходимости эффективного реагирования государства на угрозу терроризма как внутри страны, так и за ее пределами. Важность и актуальность данного исследования также подчеркиваются разнообразием правовых мер, включенных в режим контртеррористической операции, а также его влиянием на права и свободы граждан. Исследование административно-правового режима контртеррористической операции становится необходимым для более глубокого понимания принципов и механизмов его функционирования, а также для выявления потенциальных проблем и противоречий в его применении. Исторический анализ развития этого правового института позволяет выявить его эволюцию и изменения со временем, что является важным аспектом для оценки его эффективности и актуальности в современном контексте борьбы с терроризмом.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ административно-правового режима контртеррористической операции.
Задачи исследования:
- описать контртеррористическую операцию как особый правовой режим;
- охарактеризовать юридические пределы правового режима контртеррористической операции;
- выделить проблемы законодательной имплементации правового режима контртеррористических операций;
- исследовать место органов внутренних дел в современной системе противодействия терроризму в Российской Федерации.
Объект исследования – режим контртеррористической операции.
Предмет исследования – особенности правового регулирования режима контртеррористической операции.
Теоретико-методологическая основа работы. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция.
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
1. Правовое регулирование режима контртеррористической операции
1.1 Контртеррористическая операция как особый правовой режим
Одним из основных стратегических приоритетов Российской Федерации, нацеленных на выполнение ключевых внутренних функций, является обеспечение внутренней безопасности, что включает в себя предотвращение актов терроризма, нарушающих стабильность и целостность страны, а также замедляющих социальное и политическое развитие.
Важно отметить, что борьба с экстремистской деятельностью является одним из важнейших вызовов для обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Она направлена на нарушение стабильности государства и создание напряженной обстановки в обществе.
С учетом постоянного увеличения угроз со стороны экстремистов необходимо введение специального правового режима для своевременного предотвращения и раскрытия преступлений, а также для минимизации их последствий и защиты интересов граждан и государства.
Применение чрезвычайных мер управления в контексте борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, не всегда имеет четкое законное обоснование, что отмечается в различных международных примерах. Отсутствие законодательного регулирования может привести к нарушению принципов, закрепленных в Конституции и других нормативных актах .
Позиция отечественных юристов, преимущественно в области административного права, касательно места режима контртеррористической операции в российском законодательстве, часто обсуждается. Согласно распространенному мнению, режим контртеррористической операции рассматривается как специальный административно-правовой режим. На основе этого вывода делается предположение о принадлежности режима контртеррористической операции к сфере административного права. Однако теоретико-правовой аспект, включающий функции, методы, предмет и особенности данного режима, редко привлекает внимание ученых-юристов.
Правовой режим контртеррористической операции, являющийся основной формой организации оперативно-боевых действий по противодействию международному терроризму силами Росгвардии, имеет важное значение в правовой системе государства. Когда на территории России совершаются террористические акты или возникает угроза их совершения, вводятся специальные правовые режимы контртеррористической операции, в рамках которых задействуются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, включая Росгвардию, совместно с другими правоохранительными и военными структурами.
Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» , режим контртеррористической операции вводится для предотвращения и раскрытия террористических актов и минимизации их последствий, когда применение других сил или способов недостаточно эффективно. Правовой режим, введенный всего два десятилетия назад, позволяет государству оперативно реагировать на угрозы и принимать меры для поддержания законности и порядка.
Федеральный закон о противодействии терроризму предоставляет подробные сведения о возможных ограничениях прав (их всего четырнадцать) в случае введения режима контртеррористической операции, а также о правах и обязанностях участников данной операции.
Российские исследователи, занимающиеся проблематикой терроризма, в основном придерживаются определения контртеррористической операции, представленного в указанном законе. Однако в научных исследованиях часто всплывают вопросы, связанные с толкованием правового режима контртеррористической операции, но пока не существует общепризнанных выводов относительно истории происхождения данного режима.
При изучении объекта специального режима контртеррористической операции необходимо учитывать широкий спектр отношений, которые подпадают под этот правовой механизм. Прежде всего, в сферу применения режима контртеррористической операции включаются вопросы, касающиеся его установления, продления или отмены в условиях угрозы терроризма. Эти вопросы имеют ключевое значение с точки зрения конституционных аспектов. Кроме того, объект специального правового режима охватывает отношения, возникающие в процессе проведения контртеррористической операции, которые характеризуются неустойчивостью и критической ситуацией.
Важно отметить, что как обычное, так и чрезвычайное правовое регулирование могут параллельно существовать и оказывать влияние на различные институты обычного права . Границы действия специального механизма контртеррористических операций можно определить как набор элементов, регулирующих правовые аспекты, включающих в себя следующее:
- основания для активации режима контртеррористической операции;
- уполномоченные органы, обладающие правом введения контртеррористического режима в соответствии с федеральным законодательством;
- процедуру активации режима контртеррористической операции;
- географические и временные ограничения действия контртеррористического режима;
- полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области борьбы с терроризмом, где устанавливается специальный режим, включающий дополнительные обязанности и ограничения прав граждан и юридических лиц;
- необходимость временных изменений в процессе определения сферы действия и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации .
Следовательно, объектом особого правового режима, предназначенного для борьбы с террористической угрозой, являются определенные общественные отношения, требующие вмешательства и регулирования со стороны государства. Также сюда включаются взаимодействия между субъектами права, привлеченными для решения проблем, связанных с угрозой, вызванной террористической деятельностью.
Существует ряд особенностей этого правового режима:
1. В него включаются нормы из различных областей права, таких как конституционное и административное, что указывает на его межотраслевую природу.
2. Режим контртеррористической операции считается общественно-правовым институтом, который направлен на защиту человека, общества и государства от угрозы терроризма.
3. В процессе контртеррористической операции применяются различные методы регулирования, такие как обязательства, запреты и право на ограничения, но преобладают императивные принципы.
В ходе реализации режима контртеррористической операции, подобно другим чрезвычайным правовым режимам, могут быть введены специальные меры публично-правового характера, включая следующее:
- установление запретов и обязательств в отношениях, которые ранее не были подвержены ограничениям (приостановка деятельности опасных предприятий и организаций, работающих с опасными веществами, временное прекращение предоставления услуг связи, ограничение использования коммуникационных средств);
- введение ограничительных мер правового характера (запрет на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ);
- уникальные обстоятельства, такие как террористическая угроза, приводящие к возникновению, изменению или прекращению соответствующих правовых отношений в сфере борьбы с терроризмом;
- возможность действий со стороны уполномоченных лиц в соответствии с действующим законодательством для регулирования ситуаций, связанных с борьбой с терроризмом (введение карантина, проведение санитарных мероприятий, временное выселение населения из зон действия режима контртеррористической операции);
- право должностных лиц действовать по усмотрению для управления экстраординарными правовыми ситуациями, используя полномочия, не прямо предусмотренные законом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 09.04.2024)
2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 09.04.2024)
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 09.04.2024)
4. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300/ (дата обращения: 09.04.2024)
5. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения: 09.04.2024)
Литература:
6. Андреева, С. И. Вооруженные силы Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом / С. И. Андреева // Эволюция государственно-правовых систем. – 2021. – С. 135-138.
7. Вербицкая Т. В. Проблемы имплементации международно-правовых норм о борьбе с терроризмом в национальные правовые системы с точки зрения обеспечения прав человека / Т. В. Вербицкая // Сборник материалов всероссийской молодежной научной конференции «Гуманитарная дипломатия: личность, социум и мир». – 2018. – С. 41-48.
8. Киреев, М. П. Контртеррористическая операция, ее правовой режим: теоретико-правовой аспект / М. П. Киреев, А. А. Беляев // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – № 3(43). – С. 36-40.
9. Коровайная, Ю. В. Основные направления противодействия экстремизму и терроризму органами внутренних дел в современной России / Ю. В. Коровайная // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 6(186). – С. 139-141.
10. Луценко, В. В. Режим контртеррористической операции как особый комплексный правовой институт / В. В. Луценко, И. В. Семенова // Военное право. – 2021. – № 4(68). – С. 56-60.
11. Меркурьев, В. В. Правовое регулирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом / В. В. Меркурьев, Я. Н. Ермолович // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2019. – № 5(262). – С. 3-11.
12. Меркурьев, В. В. Правовое регулирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом / В. В. Меркурьев, Я. Н. Ермолович // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2019. – № 5(262). – С. 3-11.
13. Никонов, Д. А. Правовые ограничения как средство обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях режима контртеррористической операции / Д. А. Никонов, В. В. Луценко, М. М. Вишняков // Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе. – 2022. – С. 190-195.
14. Овцынов, Ю. Ю. Проблемные вопросы планирования действий органов государственной власти при подготовке и проведении контртеррористической операции / Ю. Ю. Овцынов // Академическая мысль. – 2020. – № 1(10). – С. 31-33.
15. Осадчая, Е. М. Режим контртеррористической операции, его место в системе административно-правовых режимов, отличие от режима чрезвычайного положения / Е. М. Осадчая, Л. Е. Холодная // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества. – 2021. – С. 160-168.
16. Румянцев, Н. В. О задачах органов внутренних дел и уголовноисполнительной системы по противодействию экстремистской и террористической деятельности: современное состояние, методы и приемы профилактики / Н. В. Румянцев // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 1. – С. 72-75.
17. Скрипкина, Ю. Г. Проблемы реализации прав человека в условиях действия особых правовых режимов / Ю. Г. Скрипкина, М. И. Зенкина, К. А. Хромова // Права человека и правоохранительная деятельность. – 2017. – С. 186-190.
18. Строков, С. А. Особенности правового режима контртеррористической операции / С. А. Строков, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2018. – № 1(246). – С. 109-117.
19. Тарасенко, В. А. Правовой режим контртеррористической операции без объявления чрезвычайного положения и ограничения конституционных прав и свобод / В. А. Тарасенко // Образование и право. – 2021. – № 1. – С. 48-51.
20. Чернявский, А. Г. Основные организационно-правовые формы деятельности Росгвардии по противодействию международному терроризму / А. Г. Чернявский, Е. П. Олейник // Военное право. – 2020. – № 2(60). – С. 16-22.
21. Ян, А.А. Организация обеспечения подразделениями полиции прав человека в условиях особого правового режима контртеррористической операции / А.А. Ян // Закон и право. – 2024. – №3. – С. 15-18.