Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что для любой современной компании важно постоянное развитие. Стремительно трансформируется рынок услуг, потребители, конкуренты. Современный социум требует от бизнеса быстрого достижения высокого уровня в динамике результатов, постоянных изменений, мнения экспертов и профессионалов.
Главными и приоритетными в работе компаний является время, работа с информацией, персонал и финансы. Часто сотрудники не обладают достаточным опытом решения поставленных перед ними задач. Бывает и так, что сотрудники недостаточно обучены, чтобы проектировать и внедрять инновации в компании.
В каждой организации создание команды характеризуется принятием определенных решений. Внедрение инноваций всегда сопровождается расширением штата или дополнительным обучением сотрудников. Поэтому рассмотрение идей Ф. Тейлора относительно управления персоналом будет полезным и актуальным для современного типа управления компаниями.
Цель – выявить особенности классической школы управления. Задачи:
провести теоретическое исследование основ классической школы управления;
выявить исторические предпосылки возникновения классической школы управления;
изучить основные положения классической школы управления;
описать представителей классической школы управления.
Объектом исследования является управление.
Предметом исследования являются особенности классической школы управления.
1. Теоретические основы классической школы управления
1.1. Возникновение и развитие классической школы управления
Развитие промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале ХХ века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в США.
Например, научный менеджмент Ф. Тейлора заключает в себе принципы научного управления и методы их осуществления. Данные принципы обеспечили рационализацию производственной деятельности, организацию управления и труда, и модернизацию технологий. Административная идея управления Анри Файоля внесла вклад в формирования административной, или классической школы управления. Цель классической школы – разработка эффективных принципов управления фирмой ради достижения наилучших результатов .
Макс Вебер является автором принципов «идеальной бюрократии», таких как разделение труда, иерархичность, стандартизация и регламентация, профессионализация кадров, которые воплотились в линейно-функциональных структурах, используемых во всем мире и в настоящее время.
Концепцию производительности (эффективности) Гаррингтона Эммерсона воплотившуюся в его книге «12 принципов производительности труда», 1912 г., можно представить как расширенную трактовку идеи рационализации.
Она рассматривается автором как система экономического и организационного взаимодействия производства товаров/услуг с доведением их до потребителя, обеспечивая таким образом значительную экономию на расходах на эксплуатацию.
Организация экономической деятельности фирмы будет эффективной только в случае полного следования 12 принципам производительности.
Поэтому упор делается на обучении и подготовке персонала к использованию данных принципов на практике.
Все представленные выше идеи объединяет принцип рационализма в разных сферах управления деятельностью организацией – экономической, производственной, технологической, социально-трудовой, и т.д.
Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915). В XX веке поистине уникальным достижением менеджмента стало повышение в 50 раз производительности физического труда.
Этот прорыв можно смело приписать Ф. Тейлору.
Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Периодом этой школы считается 1885–1925 гг.
Его идеи стабильно увеличивали показатель производительности на 3,5% в год.
Именно на этом факторе роста основываются все экономические и социальные достижения XX века .
Основные принципы школы научного управления:
Рис. 1. Принципы школы научного управления
Все сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой .
Структура теории Ф. Тейлора иерархически многоуровневая и касается оптимизации не только отдельных узлов работы, но и всех структурных подразделений производства – от рабочего, до генерального директора, от физиологии чернорабочего до интеллектуально обученного всего персонала предприятия, от процессов механической обработки деталей до производительности и оплаты труда .
Данная теория в качестве подтеории включает научную организацию труда (НОТ). Самые нижние ярусы параметров оптимизации производства – это процессы обработки деталей, переноса и транспортировки продуктов производства.
Во всех странах сначала занимались сначала научной организацией труда, потом научной организацией производства, затем научной организацией управления .
В целом теория научного менеджмента Ф. Тейлора является системной теорией, а основным системоуправляющим фактором в ней являются процессы оптимизации.
Они подразделяются на процессы оптимизации по времени, по массе, по скорости производства каждой детали в отдельности, по минимальному числу чернорабочих, занятых в конкретном процессе, по максимизации прибыли производства в результате НОТ, максимизации заработной платы за оптимизированный труд и другие.
1.2 Идеи классической школы управления
Классическая теория управления была введена во время промышленной революции для повышения производительности факторов производства и других видов бизнеса. Хотя этот тип управления менее распространен в современном обществе, он все же может принести пользу некоторым организациям.
Классическая теория управления - это стиль управления, который подчеркивает иерархию, специализированные роли и единое руководство для оптимизации эффективности на рабочем месте .
Классическая теория управления основа
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмет А.Е. Классическая или административная школа в управлении (1920 г.-1950 г.) // В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» и 100-летию автономии Республики Калмыкия. Материалы в рамках научной школы Т.Т. Цатхлановой «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода». Редколлегия: Б.К. Салаев [и др.]. 2020. С. 432-435.
2. Баталова Ю.А. Построение методической деятельности опорной школы с учетом идентификационного потенциала региональной системы оценки качества общего образования // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Киров, 2021. С. 358-368.
3. Бережливая организация научного труда / Шпер В.Л., Смелов В.Ю., Тен И.С., Хунузиди Е.И. // Стандарты и качество. 2024. № 1. С. 106-108
4. Бойченко В.А. Правовые основы недопущения дискриминации в сфере занятости в контексте реализации концепции достойного труда // Национальный вестник Республики Крым. 2024. № 7. С. 31-34.
5. Бурлакова И.В., Зубакина Д.А. Управление цепями поставок: решение прикладных задач: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» / Екатеринбург, 2021.
6. Гайдарь Е.В. К вопросу о смене парадигм управления // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2021. № 2. С. 34-41.
7. Деткина Д.А., Панасина А.А. Развитие административной школы менеджмента // В сборнике: Проблемы общества и экономики, основанных на знании: управление и обеспечение нововведений и неоиндустриализации. сборник научных статей. Краснодар, 2021. С. 181-187.
8. Закономерности и направления развития современного менеджмента / Аллаярова Н.И., Евдокимов Е.А., Тузикова В.И. // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 998-1003.
9. Захаров Д.В. Принципы менеджмента по А. Файолю // Достижения науки и образования. 2020. № 18 (72). С. 33-36.
10. Захаров Д.В. Принципы менеджмента по А.Файолю // Достижения науки и образования. 2021. № 6 (78). С. 36-39.
11. Иванова Е.И., Поляков В.А. Социальная школа управления человеческими ресурсами: преемственность и синтез идей // Интерактивная наука. 2020. № 8 (54). С. 28-33.
12. Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 1. С. 139-154.
13. Кузнецова Н.В. Школы и подходы в истории менеджмента: классическая (административная) школа управления // Электронное издание / Магнитогорск, 2020.
14. Ли Н. Классическая школа управления персоналом // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCXCII международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 277-279.
15. Махмузов Э.О., Романько И.Е. Влияние классической школы на становление науки управления // В сборнике: Будущее науки-2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 150-153.
16. Некрасов С.Н. Рождение идеи научной организации труда: от К. Маркса к В.И. Ленину и проекту Н.К. Крупской // В сборнике: Современные исследования и тренды в науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 67-70.
17. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи: реализация государственной политики на уровне корпораций / Косюк П.В., Мусаева А.С., Воробьева О.В. // В сборнике: Актуальные вопросы формирования эффективных систем управления субъектами территориальных воспроизводственных комплексов в условиях необходимости обеспечения экономического суверенитета страны. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 352-359.
18. Повышение конкурентоспособности отечественного производства через реализацию концепций управления комплексным развитием продукта / Паршина А.А., Шпилевская Е.В., Гарина Е.П. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 3 (100). С. 113-118.
19. Тебекин А.В. Анализ особенностей развития школ менеджмента // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5. № 4. С. 13-28.
20. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2018. № 2. С. 169-177.
21. Тимошина М.А., Кочурова В.В. Актуальные вопросы современных научных исследований // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 180-183.
22. Тодышева М.В. Административная теория управления и её влияние на практику управления // В сборнике: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материалы ХII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Н. Гвоздкова (отв. редактор), С.О. Марков [и др.]. Междуреченск, 2023. С. 366.1-366.8.
23. Хагур Ф.Р., Ачмиз С.Р. Основные этапы развития социологии управления как науки // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2019. С. 406-413.
24. Чуев И.Н., Лысенко Ю.А. Классическая школа научного управления Ф.У.Тейлора // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2019. С. 465-479.
25. Classical management in the conditions of modern companies: opportunities and limitations / Zambrzhitskaya E.S., Tikhonova A.V., Isaeva M.I., Lami T.A.M.G., Goutorbe A.P. // Корпоративная экономика. 2020. № 2 (22). С. 14-24.