Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день российский рынок является сильно монополизированным, что в определен-ной степени мешает нормальному функционированию экономической системы. При этом антимо-нопольная политика является ключевым регулирующим экономическим инструментом, которая служит средством поддержки со стороны государства баланса между конкурентной средой и моно-полией на зарубежных рынках и рынках России на современном этапе.
Существование на рынке свободной конкуренции, беспрепятственный выход нового хозяйствую-щего субъекта на рынок, отсутствие монополистической деятельности являются основными показа-телями эффективности антимонопольной политики в современной России. Не менее существен-ным параметром эффективности служит реакция федеральной антимонопольной службы на опре-деленные правонарушения антимонопольного законодательства, совершаемые контрагентами.
Таким образом, выбор темы обусловлен важностью изучения антимонопольной политики с целью ее совершенствования. Следует отметить, что на Западе антимонопольная политика существует уже достаточно давно, и изучение зарубежного опыта имеет существенное воздействие.
В рамках специализированной литературы исследованием данной проблемы занимались такие авторы как: И.В. Князева, С.А. Сосна, С.Н. Тепляков, Л.А. Бондарь, В.Ю. Васильева, В.Н. Миронов, А.К. Зимогляд, А.Г. Яковлев, Е.Ю. Борзило, Ю.П. Кузнецов.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого яв-ляется изучение антимонопольной политики государства.
Задачи исследования:
1. изучить сущность монополии;
2. рассмотреть виды монополий и их особенности;
3. определить сущность антимонопольного регулирования;
4. исследовать предпосылки и исторические аспекты формирования монополий в России;
5. проанализировать российский опыт антимонопольного регулирования.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика.
Предметом работы является антимонопольное регулирование в России.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, срав-нительный метод и комплексный системный подход.
Теоретическая база исследования: монографии, учебники, учебные пособия, аналитические отче-ты, законодательные акты зарубежных стран и России, интернет-источники.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ И
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие и виды монополии
Рынок и рыночная экономика имеют как достоинства, так и присущие им недостатки. К одной из отрицательных характеристик рыночной системы относится то, что рынок приводит к возникнове-нию монополии и проявлению монополистических тенденций в обществе. История развития мо-нополии уходит корнями в глубокую древность. Лексическое значение слова «монополия» имеет древнегреческое происхождение. Слово состоит из двух частей «моно», что означает «один», «единственный» и «полео» - «продавать». Дословный перевод звучит как «продаю один». Суть монополии в экономике проявляется в трех различных ипостасях:
1) ситуация на рынке, где торгует лишь один единственный продавец, который предлагает к про-даже товар, не имеющий субститутов.
2) монополию можно понимать как рыночную власть (это приводит к возникновению повышенного интереса у государства).
3) монополией отождествляется размер компании и ее положение, доля на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий, контролирующие производство и реализа-цию продукции 4, с.18.
Таким образом, исходя из вышесказанного, современная трактовка данного термина принципиаль-но не отличается от первоначального значения. Монополия – это власть на рынке одного человека – хозяина – монополиста. Государство борется и противостоит монополиям. Хотя раньше именно за счет монополий экономика многих государств восстановилась и стала процветающей. Безусловно, во всем важна мера. Монополия – это скорее хорошо, чем плохо, однако наблюдается существен-ный изъян. Монополии перекрывают дорогу среднему и малому бизнесу, буквально душат их.
Таким образом, монополия - исключительное право на ведение какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному субъекту, группе субъектов, государству. Преимуще-ственно монопольное право не дается, а возникает естественно или устанавливается хозяйствую-щими контрагентами за счет получения доминирующего положения на рынке благ. Говоря другими словами, монополия – это доминирование на рынке компании (предприятия), которая является ключевым поставщиком товара (услуг), не имеющая на рынке близких субститутов.
Перечислим ключевые характерные черты монополии:
1) доминирование на рынке одной компании с огромным числом потребителей;
2) продукция компании является уникальной и не имеет подобных субститутов;
3) существуют определенные барьеры для новых компаний, которые хотят попасть в отрасль;
В научной литературе принято выделять три вида монополий:
1. естественная монополия появляется по объективным причинам – высоким издержкам и эффекту масштаба производства. Дело в том, что спрос на определенный товар или услуги лучше удовле-творяется одной или несколькими компаниями. Конкурентная борьба в данном случае неэффек-тивна. Примеры: энергообеспечение, телефонные услуги, связь, трубопроводный транспорт и т.д. не случайно в этих сферах функционирует ограниченное количество монополий, и они имеют мо-нопольное положение на рынке.
2. административная монополия образуется в силу действия государственных органов двумя спосо-бами: предоставление отдельным компаниям исключительного права заниматься определенным видом деятельности. Для иллюстрации: в начале XVII в. голландской и английской компаниям госу-дарством было предоставлено право (исключительное) на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ре-сурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
2. Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно-сти на товарных рынках» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724
3. Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режимдоступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0
4. Алексеенков С.О., Казиахмедов Г.М., Татаринов А.В. Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России [Текст] / С.О. Алексеенков, Г.М. Казиахмедов, А.В. Татаринов – М.: ЮНИТИ-Дана, 2016. – 94 с.
5. Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Су-харева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2015 – с. 88-114
6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст] / И.В. Князева – М.: Омега-Л, 2016.
7. Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика [Текст]/учебное пособие/С.А.Сосна М.,2015. - с. 27-28
8. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в об-ласти картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.
9. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим досту-па:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnayapolitika.html
10. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvofederalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika
11. Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.html
12. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
13. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm
14. Карташов: «Эффективная защита олимпийской символики - приоритетное направление нашей работы по пресечению актов недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим до-ступа: . http://fas.gov.ru/fas-news/fasnews_33985.html
15. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html
16. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
17. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/
18. Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61html
19. Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.nsf/buisness/19263__