Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления предприятием, однако реальная кризисная ситуация в экономике, негативные политические тенденции в мире часто препятствуют реализации эффективной стратегии компаний в области повышения качества управления предприятием. Однако в сложных экономических условиях компании должны стремиться реализовывать целенаправленный менеджмент, основанный на выборе лучших направлений и подходов к организации менеджмента, сложившихся к настоящему времени, и учитывать современные тенденции развития принципов хозяйственного управления. Опыт ведущих предприятий показывает, что ключ к успешной деятельности предприятия заключается именно в четкой организации системы управления предприятием.
Управление следует рассматривать как процесс, так как он представляет собой взаимосвязанные непрерывные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения своих целей. Эти действия называются управленческими функциями, каждая из которых тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления является общей совокупностью всех функций.
Актуальность данной темы заключается в том, что функции менеджмента как возможной области формирования управляющего действия компании позволяет осуществлять непрерывные взаимосвязанные между собой действия по разработке средств и методов воздействия на систему управления важнейшими процессами в компании и их реализации для решения конкретных проблем, существующих на предприятии.
Предметом работы выступает система управления предприятием.
Основной целью при написании данной работы является рассмотрение и анализ современных моделей управления предприятием.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность системы управления организацией,
рассмотреть основные методы и роль управления предприятием,
выявить факторы, влияющие на выбор системы управления,
проанализировать основные модели управления на конкретном предприятии и привести мероприятия по их совершенствованию.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области менеджмента компании (Поршнев А.Г., Шипунов В.Г.), нормативно - законодательные акты (в том 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие, сущность и основные элементы системы управления организацией
Выполнение функций управления компанией является приоритетной задачей любого современного предприятия, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое для менеджеров состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий в области финансов, производства, управления персоналом, маркетингом, которые связаны между собой для того, чтобы обеспечить достижение поставленных целей компании [8, c.15].
В определении процесса управления подчеркивается целенаправленный характер управления, который осуществляется аппаратом управления организации, а также его связь с целями компании и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческие решения, принятие и исполнение которых нуждаются в больших усилиях и организационной деятельности профессиональных менеджеров [5, c.43]. Процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с выявлением существующих проблем, направленные на поиск и организацию исполнения управленческих решений.
Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления есть много общего, они скорее дополняют друг друга, образуя непрерывность процессов принятия управленческих решений, связанных с выполнением функций руководства. В процессе реализации функций управления менеджеры принимают большое количество решений, направленных на организацию планирования, работы всех отделов предприятия, мотивирование сотрудников, занятых в организации, контроль и координацию всех происходящих в ней процессов.
Рис. 1.1.1. Понятие системы управления компанией [5, c.47]
Таким образом, объектом системы управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями, менеджерами компании и отдельными индивидами (сотрудниками этих учреждений) в процессе реализации управленческой деятельности и принятия необходимых решений.
Управленческие отношения, как правило, возникают по поводу координации и субординации организационных связей. В управленческих отношениях важной особенностью социального взаимодействия между участниками процесса управления является их соподчиненность, субординация.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие основные направления [9, c.88]:
сущность управленческих отношений как системы взаимодействия сотрудников по поводу деятельности организации;
механизмы управления различными социально-экономическими системами компании и их регулирование;
механизмы самоорганизации процессов управления;
технологии и методики процессов управления;
структурные элементы системы управления;
принципы, методы управления и т. д.
В целом система управления организацией включает в себя элементы субъекта, объекта, силы и средств управления, а также каналов связей (прямые и обратные), существующих между этими элементами. Также стоит отметить, что на систему управления влияют внешние факторы, которые влияют на функционирование всего предприятия.
Субъект управления – это должностное лицо или группа лиц (в виде специального подразделения, собрания и т.п.), которые оказывают управляющее воздействие на соответствующий объект управления (должностные лица организации).
Таким образом, процесс управления является сложным процессом, объединяющим в себе различные принципы, субъекты и объекты управления, методы, направленные на решение актуальных проблем и задач, лежащих перед предприятием.
1.2. Методологические основы и модели управления современной организацией
Процесс управления является одной их четырех подсистем управления предприятием (методо¬логия, процессы управления, структура и техника управле¬ния), которая представляет собой развитую систему коммуникаций, направленных на разработку и реализацию управ-ленческих решений, на их информационное обеспечение.
Таким образом, процесс управления включает в себе процессы по обнару¬жению и анализу существующих проблем и вариантов решений проблем организации, т. е. по определению проблемной ситуации и процессу
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные акты и нормативные документы
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Экономическая учебная и специальная литература
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
4. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2011. – 386 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014. – 546 с.
6. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2010. – 332 с.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 375 с.
9. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
10. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 275 с.
11. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
12. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2012. – 350 с.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2010. – 504 с.
Электронные ресурсы
14. Экономический портал. Доступ через http://institutiones.com/
15. Международный Институт Бизнес – Анализа. Доступ через http://www.iiba.org/
16. Управление предприятием Доступ через http://consulting.1c.ru
17. Административно – управленческий портал. Доступ через http://www.aup.ru/
18. Сообщество HR менеджеров. Доступ через http://hr-portal.ru/
19. Официальный сайт ПАО КАМАЗ. Доступ через http://www.kamaz.ru/