Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Искусство служит обществу, несет в сознание человека моральные нормы и стандарты красоты, моральные и духовные ценности. Вот почему среди множества функций искусства в системе образования его образовательная функция признана наиболее важной.
Но здесь надо признать, что неисчерпаемое богатство накопленного человечеством духовного опыта, которое находит отражение в искусстве, принадлежит далеко не всем людям.
Этот теоретический тезис созвучен образному высказыванию о культуре Д. Б. Кабалевского: "Культура человека стоит на двух ногах – науке и искусстве. И какой бы ногой человек ни хромал, ему всегда будет трудно ходить". Без искусства невозможен научно-технический прогресс, он формирует в человеке те творческие способности: воображение, интуицию, способность к анализу и синтезу, конкретный и целостный охват явлений, которые необходимы человеку во всех сферах деятельности.
Детские рисунки часто делаются на основе существующих представлений, то есть изображений ранее воспринимаемых предметов и явлений, взятых в различных комбинациях. В то же время, если восприятие младшего ученика при отсутствии конкретной педагогической направленности может быть схематичным и фрагментарным, то его представления остаются такими. Однако исследование, проведенное В. Г. Ананьевым, указывает на то, что представления не обязательно являются ослабленной копией восприятия, иногда они могут быть ярче и отчетливее, чем соответствующие восприятия. А. А. Люблинская отмечает, что яркости представлений способствует слово, особенно художественное описание. Например, эпитет слова "храбрый", относящийся к слову" заяц", направляет воображение ребенка на то, чтобы представить яркие детали, характеризующие образ зайца, который в противном случае ожил.
На развитие представлений ребенка особенно влияет воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное воображение - основная составляющая образного мышления. Воображение имеет универсальную и универсальную ценность как составляющая любой творческой деятельности и творческого отношения к жизни, в чем бы оно ни проявлялось. Развитое воображение необходимо человеку, так как, лишенный воображения, он всегда оказывается в тупике перед новым, не может постичь его сути и подходит к нему со стереотипными и шаблонными представлениями.
Все это говорит о том, что не все возможности искусства используются в образовательном процессе и не все навыки, которые находятся в сфере художественно-изобразительной деятельности, которые в дальнейшем так или иначе влияют на жизнедеятельность человека, раскрываются в период самого ценного момента из жизни: обучение в школе.
Развитие художественного мышления, изучение методов совершенствования изобразительной деятельности младших школьников имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Однако отсутствие учета и адаптации к постоянно меняющимся условиям снижает эффективность методологических систем, применяемых на практике. Для решения задач, поставленных перед предметом изобразительного искусства по развитию творческих способностей младших школьников, необходимы дополнительные исследования для разработки и экспериментального тестирования методической системы, способствующей эффективному развитию художественного и образного мышления учащихся и учитывающей положительные и отрицательные результаты применения в изобразительном искусстве.
Анализ исследований, научно-методических публикаций по проблеме развития художественного мышления младших школьников (7-11 лет) показал, что эта проблема, имеющая важное значение для гармоничного развития психики ребенка, до сих пор досконально не исследована. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что на качество художественного образования и эстетического воспитания младших школьников во многом влияет их нерешительность.
Цель исследования – выявление особенности художественного мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования – учебный процесс, направленный на формирование и развитие художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – особенности художественного мышления детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие художественного мышления в психолого-педагогической литературе.
2. Описать этапы развития художественного мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Определить роль изобразительного искусства в развитии художественного мышления.
4. Описать развитие художественного мышления школьников в изобразительном искусстве с применением нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
1.1 Понятие художественного мышления в психолого-педагогической литературе
Значение понятия художественного мышления включает в себя развитие понятия художественного образа. Еще в античной философии возник термин художественный образ и по сей день продолжает свое развитие в современных суждениях. С древних времен философы говорили о способности человека создавать, преобразовывать и отражать образы и явления окружающего мира в процессе творения.
Процесс развития художественного мышления основан на оценке человеком окружающего мира, а точнее на восприятии образов и явлений. Человек достигает высшей степени художественного мышления, познавая красоту окружающих его вещей. Обладая художественным мышлением, художник способен понять сущность красоты, определить ее в образах и явлениях и отразить ее более совершенным образом в своем творчестве.
Сократ, ориентированный и компетентный в искусстве, как с художественной, так и с практической точки зрения, говорит следующее: "Поскольку нелегко найти человека, у которого только все идеально, рисуя красивые человеческие образы, вы берете разных людей и объединяете их. Их самые красивые черты, и таким образом вы добиваетесь того, чтобы все было идеально". Исходя из этой цитаты, становится ясно, что у человека, занимающегося творчеством, уже есть в голове определенные художественные образы. Исследуя и обобщая составляющие окружающей действительности, человек олицетворяет этот образ, который мог бы воплотить этот замысел.
В разных областях науки даются разные значения, которые могут объяснить это понятие, поскольку каждая наука рассматривает эту способность сознания со своей специфики. Из-за этого понятие художественно-образного мышления в изобразительном искусстве и педагогике характеризуется по-разному. Например, часто в литературе понятия художественного мышления и образного мышления сходны. Образное мышление отражается как в научной, так и в художественной деятельности посредством создания образов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авторский урок искусства: Сб. материалов Республиканского конкурса «Авторский урок». Ижевск.: УдГУ, 2008. - 81 с.
2. Аганов И.М. Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.- 16 с.
3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 2004. -160 е.: ил.
4. Альтшулер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: 2008 – 56 с..
5. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -253 с.
6. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. М.: Просвещение, 2000. - 127 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 2006. - 352 с.
9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М.: Прогресс, 2005.-528 с.
10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Новая Москва, 2005- 286 с.
11. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005
12. Велтистов М. Е. Об опыте развития фантазии ребенка и усвоении новых художественных знаний в системе дополнительного образования. // Сб. Искусство в школе XXI века. - М.: 2003
13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.:2006
14. Кузина, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение, 2001.
15. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей. М.:2007
16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: 2003.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:2004
18. Общая психология. Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И., М.:2006
19. Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т, 2005.
20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., 2017. – 173 с.
21. Русакова Т.Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 352 с.
22. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. – Ижевск, 2019. – 310 с.
23. Савельева О.П. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей. – Магнитогорск, 2018. – 214 с.
24. Савельева О.П. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей. Магнитогорск, 2015. – 86 с.
25. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В.В. Колокольникова. - М., 2000