Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1: Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………..…….6
1.1. Влияние фонетико-фонематического недоразвития речи на процесс обучения чтению…………………………………………...………………….….6
1.2. Коррекционные методы формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………...…14
Глава 2: Факторы, влияющие на эффективность формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….16
2.1. Роль психологических факторов в формировании навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
2.2. Влияние методик на эффективность формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………….…20
Заключение…………………………………………………………...…………25
Список использованной литературы………………………………………. 27
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1: Глава 1: Особенности формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1.1. Влияние фонетико-фонематического недоразвития речи на процесс обучения чтению.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков. В логопедии выделяется три основных степени:
1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Основные причины ФФНР у ребенка:
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
1. Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
2. Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
3. Генетическая предрасположенность.
4. Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.
Фонематическое восприятие играет важную роль в развитии речи у детей. Оно является основой для звукового анализа, который в свою очередь представляет собой мысленное разделение звуков на составные элементы - фонемы. У детей, которые имеют нарушения в произношении и восприятии фонем, процессы формирования артикулирования и восприятия звуков могут быть недоразвиты. Исследования показали, что нарушение артикуляции может повлиять на восприятие слышимого звука в разной степени.
Уровень развития фонематического слуха у детей оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а степень недоразвития фонематического восприятия может быть различной. Выделяют несколько уровней:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично.
Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием могут испытывать трудности при различных задачах, связанных с восприятием звуков и слогов. Они могут испытывать трудности при подборе слов, содержащих определенные звуки, при выделении начальных звуков в словах, а также при подборе картинок по заданному звуку.
Уровень речевого развития у детей имеет прямую зависимость с их возможностями в овладении грамотой. Поэтому одной из задач педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, уровня общего развития и умственных способностей.
Авторы, такие как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова и другие ученые, подтверждают, что развитие речи ребенка непосредственно связано с его способностью овладеть грамотой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы.
1. Трегубова Л.А. Фонетические проявления слогового развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вопросы речевой патологии. 2010. Т. 15. № 4. – 59 с.
2. Котова Т.Л. Патологические нарушения речи в дошкольном возрасте. М.: Дрофа, 2005. - 270 с.
3. Морозова О.М., Тихашина Е.В., Оловарь Л.А. Развитие речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Академия, 2012. - 144 с.
4. Ресниченко Е.В. Психология устной речи. СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
5. Дружинин В.Н. Логофоническое развитие речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вопросы логопедии. 2015. Т. 2. № 4. – 97 с.
6. Дьячкова Л.В. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в структуре общего нервно-психического недоразвития // Вопросы дефектологии. 2008. № 3. – 129 с.
7. Аванкевич Н.В. Психолингвистические аспекты формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Психолингвистика. 2016. № 2. – 298 с.
8. Крылова А.Л., Павлова Г.А. Коррекционная программа развития навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. 2018. Т. 9. № 1. – 239 с. 9. Белоусова Л.Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей: диагностика и коррекция. - М.: Издательский Дом «Интеллект», 2010. – 123 с.
10. Аверьянова Н.П., Захарова М.Л. Особенности формирования навыков чтения у детей с нарушениями речи. - СПб.: Речь, 2005. – 42 с.
11. Петрова Е.И. Психолого-педагогическая помощь детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 2012. – 21 с.
12. Смирнова А.И. Чтение и фонематическое восприятие у детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 2008. – 93 с.
13. Логинова И.В. Коррекционная работа по развитию навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М.: Академия, 2015. – 201 с.
14. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 103 с.
15. Методика коррекции нарушений чтения и письма у детей с замедленным развитием умственных способностей: учеб.-метод. пос. для студентов пед. ин-тов / Е. А. Александрова, Т. А. Бесараб. - М.: МГПУ, 2002. – 122 с.