Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы на сегодня заключается в том, что в условиях военной агрессии со стороны Украины, специальной военной операции, западные и украинские СМИ ведут активную информационную войну против ДНР и России, влияя на сознание не только жителей своей страны, но и дезинформирую россиян. Именно поэтому ответом на подобную информационную политику должны быть не менее сильные и эффективные информационные стратегии, реализуемые в СМИ.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса влияния медиа на формирование общественного мнения.
Задачи:
- описать массовые коммуникации и социум: взгляд М. Маклюэна;
- рассмотреть цифровую реальность и коммуникации;
- описать медиа как инструмент «мягкой силы»;
- рассмотреть функции современных телевизионных СМИ 1;
- проанализировать способы воздействия телевидения на формирование общественного мнения;
- изучить влияние интернет-мемов на формирование общественного мнения.
Объект исследования - влияние медиа на формирование общественного мнения.
Предмет исследования - процесс формирования общественного мнения на примере телевизионных СМИ и интернет-мемов.
Новизна работы заключается в том, что несмотря на то, что вопрос развития медиасистемы развит, с каждым годом появляются все новые технологии воздействия на аудиторию, компилируются привычные методики, в результате чего, возникает совершенно новые эффекты воздействия на реципиентов. Поэтому необходим детальный анализ и дополнительные планы развития.
Вопрос влияния на сознание аудитории СМИ с самого момента их основания и развития изучался исследователями. Фундаментальными работами можно назвать исследования Е. Осокиной, И. Гоффмана, Н. Коваленко, Д. Шоу, Е. Сайко и т. д. Однако технологии развиваются, изменяются социальные, экономические, политические условия, в связи с чем, технологии влияния на реципиентов претерпевают изменения, модернизируют и адаптируются под современного телезрителя и текущие обстоятельства.
Данная работа может использоваться как база для проведения дальнейшего расширенного анализа методов влияния на общественное мнение.
Глава 1 Специфика современной коммуникации
1.1 Массовые коммуникации и социум: взгляд М. Маклюэна
Информация – важный элемент в развитии социума. Благодаря информации общество трансформируется и изменяется. Новая информация и увеличение ее масштабов инициирует информационную революцию. Под последней понимают качественное изменение инструментов информационной переработки, как важная часть преодоления несоответствия увеличения числа информации и возможностями использования данной информации.
У каждой информационной революции в истории были свои задачи, что также было связано с конкретными последствиями для человечества. Итогом каждой революции было изменение формы материального информационного носителя на более совершенный уровень социального развития.
Революционные изменения всегда связываются с определенным причинами. Социум, ищущий выход из сложной для него ситуации, в итоге революций меняется. Стабильность же – итог аккумуляции опыта самого общества.
«В нашу электрическую эпоху мы видим себя всё более и более переводимыми в форму информации и идущими в сторону технологического расширения сознания…Помещая с помощью электрических средств коммуникации свои физические тела в свои вынесенные наружу нервные системы, мы приводим в действие динамический процесс, в ходе которого все прежние технологии, являющиеся просто-напросто расширениями рук, ступней, зубов и механизмов поддержания температуры тела - все эти расширения наших тел, включая города, - будут переведены в информационные системы» (М. Маклюэн)
Данный текст, на мой взгляд, о тенденциях современного общества. Появление компьютеров Интернет привело к тому, что общество из индустриального превратилось в информационное. Усложнение производства, всех сфер жизни, изменение скорости привело к потребности в знаниях и созданию новых инструментов удовлетворения данных потребностей.
Как полагает Маклюэн , сегодня мир - интегрированный социум, члены которого получают информацию мгновенно, вне зависимости от их местоположения. Такая теория носит название «глобальной деревни». И данное понятие сегодня применимо к Интернету. Физическое расстояние между коммуникаторами не играет огромное роли для самого общения. Нет границ во времени и пространстве. Культуры сближаются, становятся понятны другие мировоззрения, ценности и традиции. Скорость обмена информацией увеличивается, сама информация распространяется крайне быстро и реагировать на события в мире можно мгновенно.
Следующей ступенью развития мира является интегрированный социум, члены которого получают информацию мгновенное, вне зависимости от их местоположения. Такая теория носит название «глобальной деревни». И данное понятие сегодня применимо к Интернету. Физическое расстояние между коммуникаторами не играет огромное роли для самого общения. Нет границ во времени и пространстве. Культуры сближаются, становятся понятны другие мировоззрения, ценности и традиции. Скорость обмена информацией увеличивается, сама информация распространяется крайне быстро и реагировать на события в мире можно мгновенно .
Маклюэн говорит о том, что безграничное развитие информации приводит к тому, что люди вовлекаются в дела других, как будто это их собственные проблемы. И действительно, люди обсуждают в Интернете события в других государствах. Чувство сопричастности, которое дает Интернет, не является давно чем-то невозможным. На сегодняшний день это реально.
Как проявляется приоритет информационных систем? Мы видим ответ в любой сфере. Так, в различных странах мира идет процесс становления цифрового правительства как следующий этап развития электронного правительства. Для него характерны такие признаки, как открытость, доступность, прозрачность, удобство и простота использования. На практике деятельность цифрового правительства экономит ресурсы, минимизирует административные методы работы чиновников государственного аппарата, так как при цифровом правительстве граждане не имеют прямых контактов с ними, а основные транзакции идут через Интернет. Данный фактор может позитивно повлиять на снижение коррупции государственного аппарата.
Электронный этап развития общества влияет и на рекламу: выходит на новый уровень таргетированная и контекстная реклама, что позволяет проще маркетологам лучше работать с целевой аудиторией, а так её увеличением.
Для производителей и экономистов разрабатываются прогностические программы при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Первым он поможет в производстве более качественного продукта, это будет огромным плюсом для компаний производящих авто или электронную технику, после проверки ИИ даст результат какая из деталей больше подвержена износу и поломке. Экономистам ИИ поможет в оценке рисков, участии на бирже, где важно на сколько в цене вырастут или упадут акции компании. Ещё одной немаловажной технологией является ИИ в области логистики, склады будут формировать не под людей, а под искусственный интеллект, это значительно сократит затраты на обслуживание помещений и оплату труда.
Одной из главных функций ИИ является помощью человеку в обработке большого потока данных. Поэтому одним из глобальных трендов является сектор рынка услуг и туризма. Это всевозможные голосовые помощники, переводчики, возможность совершить дистанционное путешествие, посещение онлайн-музея, круглосуточные чат-боты в мессенджерах, на сайтах и приложениях компаний, позволяющие потребителю разобраться или помочь с решением проблемы, не прибегая к помощи живого специалиста. Аналогичные технологии используются и в сфере рынка товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агеева А.В., Красноцветов Г.В. «Мягкая сила» в онлайн-пространстве: практический опыт применения технологий интернет-коммуникаций // Власть. – 2020. – Т. 28. - № 2. – С. 96-100.
2) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
3) Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Р. Броуди. – М.: Поколение, 2007. – 304 с.
4) Володенков С.В. Политическая социология Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения:
5) Экономические и социальные перемены. – 2019. - № 5. – С. 341-364.
6) Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. – 2018. – № 11. – С. 117-123.
7) Гладкая Н.В. Влияние интернет-мемов на формирование общественного мнения: теоретический аспект//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Д: ФИЛОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ. 2021. С. 30-35
8) Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз – М.: Мир, 1993. – 318 с
9) Зиновьева Н.А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов /Н.А. Зиновьева // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 1. – C. 195–201.
10) Иванов В.А. Роль телевизионных СМИ в процессе формирования общественного мнения//Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 2. – 2023. С. 47-50
11) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
12) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
13) Подберезкин А.И., Чирков М.А., Чистяков М.С. Технологии «цветных революций». Инструмент смены «неугодных режимов»: генезис сетевой трансформации // Свободная мысль. – 2019. - № 3(1675). – С. 177-184.
14) Рашкофф Д. Медиавирус! Как попкультура воздействует на сознание / Д. Рашкофф. – Режим доступа:http://mediavirus.narod.ru/02.html (дата обращения: 28.02.2024)
15) Серебряков В. Г. Глобальные тренды развития искусственного интеллекта в экономике//XXXIV Международная научно-практическая конференция: «Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2021. С. 38-45
16) Чирков М. А., Чистяков М. С, Золкин А. Л. Медиа как инструмент «мягкой силы» формирования среды убеждающего политического воздействия//СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ануфриенко, А.К. Боташевой, И.А. Герейхановой, В.Н. Панина. Казань, 2022. С. 50-59
17) Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю.В. Щурина //Филология. – 2012. – № 3. – С. 160–172
18) Burgess T. Friday Fun: What Different Types of Memes Say About IT Service Management Professionals / Т. Burgess. – Режим доступа: http://blog.samanage.com/friday-fun/friday-fun-what-diffrent-typesof-memes-say-about-it-service-managementprofessionals (дата обращения: 28.02.2024).