Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Несмотря на проведение всеми органами системы профилактики комплекса мер по предупреждению подростковых правонарушений – их уровень продолжает стремительно расти. На данный феномен влияет большое количество факторов, среди которых особе место занимает агрессия как поведение, направленное на перераспределите ресурсов.
Подростки, в большей части, не способны справляться в процессом распределения своих ресурсов и данный факт усугубляется повышенным уровнем тревожности. Вышеперечисленные факты вызывают значительное волнение у теоретиков и практиков психолого-педагогического направления.
Степень разработанности. Именно по этой проблеме отечественные и зарубежные специалисты, такие как: Е.В. Руденский, Л.М. Семенюк, В.А. Никитин, Л.А. Обухова, И.А. Фурманов, К. Лоренц, П. Генри, Л. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрог, выделяли очень много места на своих страницах в работе по подростковой агрессии. Несмотря на то, что во многих трудах психолого-педагогического направления можно найти сведения о положениях подростковой агрессии, широко спектра предложений в части решения проблем, данная тема не получила.
В современной науке выявлены факторы, которые влияют на появление агрессивного поведения, однако, практико-ориентированных научно-методических рекомендаций нами в литературе встречено не было. Все перечисленные факты подтверждают актуальность курсовой работы, которая заключается в изучении особенностей агрессивности в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии личности в подростковом возрасте и разработка рекомендаций по её снижению.
Объект исследования: подростковая агрессивность.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня агрессии и тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: уровень агрессии и тревожности у подростков будет значительно снижен при применении в работе педагогических работников специализированных психолого-педагогических рекомендаций.
Для достижения цели исследования нами определён ряд задач:
рассмотреть понятие «агрессии» в психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературе;
проанализировать причины появления агрессивности в подростковом возрасте;
описать организацию и методы исследования;
определить этапы, методы методики исследования;
провести исследование взаимосвязи уровня агрессии и тревожности в подростковом возрасте;
разработать рекомендации по снижению агрессивности личности в подростковом возрасте.
Методы и методики исследования:
а) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, аналогия, сравнение.
б) Психодиагностические:
1) методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности;
2) методика «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша.
Базой исследования являлся НАИМЕНОВАНИЕ БАЗЫ, обучающиеся 8-9 классов. В исследовании приняли участие 30 обучающихся (15 мальчиков, 15 девочек). Исследование проводилось в начале 2024 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе теоретико-методологического материала в отношении агрессии и агрессивности личности в подростковом возрасте, а также выделение наиболее важных положений, касающихся темы исследования.
Практическая значимость исследования заключается а дальнейшем применении разработанных рекомендаций в практической работе педагогов, психологов, социальных педагогов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования при работе с подростковым контингентом.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы (22 источника).
ГЛАВА 1. Теоретико – методологические основы агрессивности в подростковом возрасте
1.1 Понятие «агрессии» в психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературе
Сущность агрессии является достаточно сложным содержательным проблемным полем для изучения. Количество формулировок пестрит широтой понимания и в данном исследовании нами представлен в некотором роде научный синтез из них.
Все всех нами анализируемых работах была найдена информация о подростковой агрессии, которая тем или иным образом причиняет физический ущерб. Несмотря на это агрессия не является общим понятием, это сложное явление, на которое влияет большое количество факторов.
Из-за этого не всегда точно можно идентифицировать когда именно проявляется агрессия и принесёт ли она ущерб или нет. В словаре под редакцией А.В. Петровского говорится, что «агрессия», как слово, обозначает «насильственное нарушенное действие одного лица по отношению к другому или оскорбительное обращение к другому лицу и другим людям» [18, с. 251]. Такое определение является достаточно ёмким, но, как бы не выражалась ёмкость, в любом случае здесь любое действие будет являться агрессивным.
Анализ понятия «агрессия» можно встретить в самых разнообразных научных исследованиях. Такие психоаналитики, как А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни объясняют, что «по своей природе, агрессивным не является, широкий спектр поведенческих проявлений, даже при наличии агрессивного драйва. Отстаивание своего мнения или стремление к независимости – это тоже проявление агрессии, как и немотивированное нападение на другого человека» [13, с. 122].
В данным определениях мы видим определение агрессии в более узком смысле, широким пониманием - более проблемный вопрос. Агрессивный драйв
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9438-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536199 (дата обращения: 27.02.2024).
2) Агрессия в среде подростков и ее профилактика / Д. М. Камалиев, А. С. Ракишева, Ж. И. Самсонова, Р. А. Жетеева // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2021. – № 1. – С. 97-99.
3) Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. – М., 1993. – 46 с.
4) Бельтюкова, А. В. Исследование тревожности в подростковом возрасте / А. В. Бельтюкова, В. А. Савина // Развитие идей В.М. Бехтерева в современной медицине, психологии и педагогике : Сборник статей по итогам проведения Всероссийской научно-практической конференции, Глазов, 06–07 декабря 2017 года. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2018. – С. 24-27.
5) Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – 247 с.
6) Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 2014. – 112 с.
7) Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М., 1991. – 68 с.
8) Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А. И. Долгова. – М., 1981. – 160 с.
9) Карелина, Е. С. Аффект как форма проявления агрессии у подростков / Е. С. Карелина // Социокультурные проблемы современного человека : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 апреля 2023 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 90-91.
10) Катеринина, А. А. Психология подросткового возраста : учебное пособие / А. А. Катеринина. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. – 159 с.
11) Коновалова, О. О. Особенности проявления агрессии у подростков / О. О. Коновалова // Научно Исследовательский Центр "Science Discovery". – 2022. – № 11. – С. 427-435.
12) Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста»/ Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2018. – 148 с.
13) Лоренц, К. Агрессия [Текст] / К. Лоренц. – М., 1994. – 254 с.
14) Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1997. – 123 с.
15) Наумов, С. И. Агрессия как форма девиации подростков / С. И. Наумов // Агрессия и жестокость в молодежной среде: причины, тенденции и профилактика : Материалы межвузовской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 марта 2020 года. – Нижний Новгород: Белый цвет, 2020. – С. 92-96.
16) Платонов, А. А. Влияние детско-родительских отношений на подростковую тревожность / А. А. Платонов // Образование и семья: проблемы приемных родителей : Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26–27 марта 2009 года / Под общей редакцией И.А. Хоменко. – Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2009. – С. 126-132.
17) Погодаева, М. А. Взаимосвязь тревожности с агрессией у младших подростков / М. А. Погодаева, А. И. Алонцева // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 2-3(16). – С. 64-70.
18) Татаринцева, Е. С. Причины возникновения агрессии среди подростков / Е. С. Татаринцева, С. В. Ханин // Современные тенденции развития молодежной среды: проблемы, вызовы, перспективы : Материалы межвузовской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 марта 2021 года. – Нижний Новгород: Белый цвет, 2021. – С. 250-254.
19) Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – М., 1995. – 192 с.
20) Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М., 1994. – 84 с.
21) Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И. А. Фурманов. – Минск, 1996. – 125 с.
22) Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М., 1996. – 99 с.