Фрагмент для ознакомления
2
Источники права - одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке, которая была и остается предметом самого пристального внимания ученых как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах. Курс лекций по любой отрасли права, как правило, начинается с рассмотрения предмета, метода правового регулирования и источников права данной отрасли. В то же время специальная монографическая литература по вопросам, касающимся источников права, не очень обширна, хотя многое в теории источников права уже решено раз и навсегда и представляет собой аксиому юриспруденции, однако многое требует еще разработки с новых позиций, модификации, пересмотра.
Внешняя форма выражения инструментов правовой регламентации традиционно считается базовым элементом самостоятельной отрасли права. Однако представляется, что классический подход, устанавливающий универсальную систему источников права, играет лишь описательную роль без учета функционального потенциала отдельно взятой отрасли.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создания источников административного права России.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции России, федеральных конституционных законах, федеральных законах, подзаконных нормативных административно-правовых актах.
Цель исследования - комплексное изучение источников административного права.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику источников административного права;
- раскрыть систематизацию источников административного права;
- выявить проблемы систематизации источников административного права;
- рассмотреть проблему установления общепризнанных принципов международного права как источников административного права;
- раскрыть теоретические проблемы признания административного прецедента как источника права.
В процессе исследования применялись диалектический метод познания, логико-правовой и системный методы.
1. Источники административного права и проблема их систематизации
1.1 Общая характеристика источников административного права
Под источниками административного права и процесса понимаются различные правовые формы, содержащие нормы административного права и иные административно-правовые средства, входящие в структуру соответствующего правового механизма регулирования общественных отношений . Как отмечается в специальной литературе, в теории права сложился достаточно унифицированный подход к систематизации источников права различных государств в целом, к которым в самом общем виде относятся: «правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты, а также принципы и нормы международного права и договоры между государствами» . Приведенные источники права в различных сочетаниях находят широкое применение в современных системах административного права и процесса. Их сочетание и приоритетность зависят от различных социальных факторов и явлений государственно-правовой действительности, являющихся основаниями для правообразования и правоустановления в сфере публичного управления. Такие факторы и явления занимают различные уровни правовой надстройки:
во-первых, материальный, связанный с развитием производственных (экономических) отношений того или иного общества и государства, а также состоянием политических, социальных, исторических и иных условий их жизнедеятельности;
- во-вторых, идеальный, связанный с господствующими философскими, научными, религиозными представлениями об основных социально- правовых явлениях в сфере публичного управления и связанными с этим доминирующими установками в правосознании и правовой культуре общества на конкретном историческом этапе его развития;
- в-третьих, формально-юридический, связанный с установлением в государстве основных и вспомогательных правовых форм внешнего выражения административно-правовых норм и иных административно-правовых средств регулирования общественных отношений в сфере публичного управления, которые, в свою очередь, обладают различными характеристиками нормативности .
В современном российском административном праве наивысшим уровнем нормативности обладают законодательные нормативные правые акты (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, кодексы и законы субъектов Российской Федерации), а также подзаконные нормативные правовые акты и административно-правовые договоры (соглашения) . В отдельных случаях, связанных с необходимостью устранения пробелов в правовом регулировании, противоречивости законодательных и подзаконных источников либо их несоответствия законодательству, в качестве вспомогательных или дополнительных источников административного права допускается использование правового обычая, правовой доктрины, принципов права, принципов и норм международного права и международных договоров, а также с некоторыми оговорками судебного прецедента и судебной практики.
Основной и общепризнанной формой источников современного отечественного административного права и административного процесса являются нормативные правовые акты, которые отличаются большим разнообразием по юридической силе, сфере применения, видам органов, времени и пространству действия и другим критериям. В современной литературе авторы среди наиболее важных выделяют различные проблемы в области применения нормативных правовых актов в качестве источников административного права и процесса.
Так, О. В. Богатова пишет: «В Конституции Российской Федерации многократно упоминаются федеральные конституционные и иные законы, указы и нормативные акты Президента, договоры, постановления и распоряжения. Все эти акты нуждаются в комплексном осмыслении и анализе применительно к современным аспектам правового регулирования общественных отношений» . Также, по ее мнению, «существует актуальная проблема повышения его (нормативного правового акта) качества, что возможно путем разработки качественных моделей разноуровневых нормативных правовых актов» .
Мария Джоусе-Иванина к числу наиболее важных вопросов относит необходимость «определения понятия «нормативно-правовой акт», соотношения различных его видов между собой и с другими источниками права, отграничения нормативно-правовых актов от иных, сходных с ними, документов», а также то обстоятельство, что «интенсивное развитие законодательства последних лет, не всегда сопровождающееся устранением пробелов и противоречий, приводит к вопросу о том, может ли нормативно-правовой акт быть единственным источником права и какой должна быть сфера действия иных источников права» .
В свою очередь, В. В. Ковалева полагает, что «вследствие полипарадиг- мальности современной юридической науки, обусловленной различными концепциями понимания права, отсутствует единство мнений относительно понятия «нормативный правовой акт», более того, законодательная и судебная ветви государственной власти занимают различные позиции в его интерпретации, что негативно отражается на правоприменительной практике» .
Названные проблемы, а также ряд других, например связанных с эффективностью нормативных правовых актов, их классификацией и систематизацией, единством юридической техники и дифференциацией применительно к различным сферам и отраслям публичного управления, соответствием антикоррупционным требованиям, а также целесообразностью и законностью, представляют собой наиболее важные направления современных научных исследований в данной области. Методологическую основу их разрешения составляют приведенные выше подходы к пониманию предмета и метода административно-правового регулирования на основе современной концепции административного конституционализма, в контексте которой именно законодательное оформление основных институтов современного и перспективного административного права и административного процесса создают правовой каркас для систематизации и кодификации нормативных правовых актов как основных источников административно-правовых норм и иных административно-правовых средств. При этом, как уже отмечалось, важной проблемой современного административного права остается соотношение законодательного и подзаконного нормативного регулирования в сфере публичного
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 32. – Ст. 1242.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21–ФЗ (ред. от 14.02.20241 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
II. Основная и специальная литература
4. Аблаев И.М. Организационно–экономические формы государственно–частного партнерства / И.М. Аблаев // Экономические науки. – 2012. – № 97. – С. 28–31.
5. Аврутин, Ю. Е. К вопросу об оптимизации терминологии теории государственного управления и административного права в контексте понимания эффективного, надлежащего, разумного публичного управления / Ю. Е. Аврутин // Журнал российского права. – 2016. – № 7. – С. 80–96.
6. Административное право : учебник / под редакцией Л. Л. Попова, М. С. Студеники ной. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрид. норма : НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 704 с.
7. Архипов С. И. Проблемы правопонимания: коллективная монография по результатам III Алексеевских чтений / С.И. Архипов, Е.А. Белканов, Л.Н. Берг. – Екатеринбург, 2018. – 276 с.
8. Богатова, О. В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Богатова Оксана Викторовна. – Москва, 2004. – 20 с.
9. Васильев, А. А. Правовая доктрина как источник права: историко–теоретические вопросы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Васильев Антон Александрович. – Красноярск, 2007. – 28 с.
10. Денисов С.И. Становление чрезвычайного законодательства Германии от падения монархии до принятия Веймарской Конституции / С.И. Денисов // Вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 1 (31). – С. 38–44.
11. Джоусе–Иванина, М. Нормативно–правовой акт в системе источников российского права : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Джоусе–Иванина Мария. – Москва, 2010. – С.4. 24 с.
12. Жеребцов А.Н. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики / А.Н. Жеребцов, Н.В. Павлов // Lex Russica. – 2019. – № 3 (148).
13. Ковалева, В. В. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ковалева Виктория Викторовна. – Москва, 2009. – 26 с.
14. Колиева А.Э., Мустафина С.А. О Сущности судебного контроля над исполнением административных взысканий / А.Э. Колиева, С.А. Мустафина // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики Адыгейский государственный университет – филиал в городе Белореченск Научно–исследовательский институт истории, экономики и права (г. Москва). – 2014. – С. 81–84.
15. Кузякин, Ю. П. Сравнительный анализ оценки проектов государственно–частного, муниципально–частного партнерства в России и за рубежом / Ю. П. Кузякин, Е. С. Реунова // Административное право и процесс. – 2019. – № 2. – С. 74–77.
16. Лазарев В. В. Нормативная природа судебного прецедента / В.В. Лазарев // Журнал российского права. – 2012. – № 4 (184). – С. 92–99.
17. Лукина, А. Н. Административно–правовое регулирование государственно–частного партнерства : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Лукина Анна Николаевна. – Москва, 2016. – 26 с.
18. Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. – М., 2018. – 602 с.
19. Матузова Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2013. – 640 с.
20. Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 6–е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА–М, 2020. – 463 с.
21. Нагорных Р. В. Источники административного права и процесса: вопросы классификации и соотношения // Ius publicum et privatum: сетевой научно–практический журнал частного и публичного права. 2022. № 2 (17). С. 172–186.
22. Нагорных, Р. В. Административно–правовой договор как форма публичного управления / Р. В. Нагорных, Н. А. Мельникова // Наука. – 2020. – № 4 (67). – С. 6469.
23. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсе– сянц. – Москва : Норма : ИНФРА–М, 2015. – 560 с.
24. Нехайчик В.К. Совершенствование административной деятельности участковых инспекторов милиции // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 1992. – 173 с.
25. Оботурова, Н. С. Идея справедливости в философском понимании права: история и современные контексты / Н. С. Оботурова // Пенитенциарная наука. – 2019. – Том 13, № 4. – С. 456–461.
26. Перов, С. В. Источники права и постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации / С. В. Перов, М. А. Панфилов // STUDIUM. – 2013. – № 3–4 (2829). – С. 14.
27. Румянцев А.А. Что такое субстрат и для чего он нужен / А.А. Румянцев, А.Г. Эртель // Современная научная мысль. – 2019. – № 1. – С. 134–139.
28. Степкин С. Зачет иных периодов работы в стаж федеральной государственной гражданской службы / С. Степкин // Государственная служба. – 2017. – № 1 (105). – С. 70–73.
29. Тихомиров, Ю. А. Административное усмотрение и право / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2000. – № 4. – С. 70–79.
30. Хейгетова С.Е. Обсуждение доклада совета федерации федерального собрания российской федерации 2007 года в юридическом институте северокавказской академии государственной службы / С.Е. Хейгетова // Северо–Кавказский юридический вестник. – 2008. – № 4. – С. 15–18.
31. Чашин, А. Н. Правовая доктрина как источник (форма) российского права : монография. – Москва : ИНФРА–М, 2019. – 292 с.
32. Чернов Ю. И. Гражданско–правовые и административно–правовые аспекты создания и развития в России системы «Антиплагиат» / Ю.И. Чернов, К.О. Салова // Власть закона. – 2017. – № 4 (32). – С. 162–169.
33. Чухвичев Д. В. Некоторые теоретические проблемы процесса кодификации / Д.В. Чухвичев // Гражданин и право. – 2017. – № 11. – С. 27–39.
34. Ширшов К.А. Динамика рассмотрения судами дел об оспаривании актов местного самоуправления / К.А. Ширшов // Правовые проблемы укрепления российской государственности Сборник статей. Под редакцией М. М. Журавлева, А. М. Барнашова, В. М. Зуева. – Томск, 2011. – С. 134–135.