Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, требующей эффективного использования материальных и человеческих ресурсов в области организации медицинской и социальной помощи населения страны, необходимо искать наиболее оптимальные пути совершенствования данного вида деятельности.
Деятельность государства должна быть направлена на совершенствование условий и качества жизни граждан, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности. В последние годы качество жизни больного стало ключевой категорией в системе приоритетов современного здравоохранения. Одной из актуальных проблем на современном этапе является проблема инвалидности, в том числе качество жизни этой категории людей, решение их социальных, политических и экономических проблем.
Политика государства в отношении инвалидов затрагивает все стороны жизни общества и является актуальной не только для самих лиц с ограниченными возможностями, но и для общества в целом.
Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Длительное время она считалась чисто медицинской и являлась прерогативой врачей. Однако в процессе развития общества и развития ряда прикладных наук, данная проблема становится все более общественной.
Решению проблемы инвалидности в Российской Федерации уделяется большое внимание. В частности, Президентом России В.В. Путиным в январе 2018 года Правительству Российской Федерации было дано поручение, направленное на решение различных социальных проблем инвалидов, в том числе для принятия мер по совершенствованию процедуры медико-социальной экспертизы.
В настоящей работе будет детально изучен порядок признания лица инвалидом по российскому законодательству.
Цель исследования – провести анализ порядка признания лица инвалидом по российскому законодательству.
Задачами исследования для достижения поставленной цели являются:
– дать общую характеристику понятия «инвалид»;
– рассмотреть нормативно-правовое регулирование и определить условия признания лица инвалидом в Российской Федерации;
– изучить особенности направления гражданина на медико-социальную экспертизу;
– проанализировать особенности проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере признания лица инвалидом.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие признание лица инвалидом по российскому законодательству, научные труды по теме исследования, судебная практика, статистика.
Теоретическая основа исследования. Изучением темы курсового проекта занимались такие авторы как Т. П. Бегидова, А. В. Дерипаско, М. А. Дымочка, Н. П. Шаркунов и др.
Методология исследования. В процессе достижения цели и решения поставленных задач использовались как общенаучные методы – аналитический и диалектический, так и специальные – логический, информационный, статистический.
Нормативной основой исследования стали Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Общая характеристика понятия «инвалид»
Инвалидность – это сложная проблема, как в России, так и во всем мире, которая затрагивает многие аспекты жизни человека. С медицинской точки зрения, инвалидность может быть вызвана различными факторами, такими как заболевания, травмы или генетические нарушения, и может привести к ограничениям в физической и психической активности. Социально, инвалидность может привести к социальной изоляции, дискриминации и недоступности для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это может означать, что люди с инвалидностью могут сталкиваться с проблемами доступности к общественным местам, транспорту и жилью. С этической точки зрения, инвалидность может вызывать вопросы о том, как общество должно относиться к людям с ограниченными возможностями. Это может включать в себя вопросы о равенстве возможностей, достоинстве и уважении к личности. Финансово, инвалидность может привести к экономическим трудностям для людей с ограниченными возможностями и их семей. Это может быть вызвано потерей дохода из-за невозможности работать, а также дополнительными расходами на медицинскую помощь и специальное оборудование.
Таким образом, проблема инвалидности требует комплексного подхода, который учитывает медицинские, социальные, этические и финансовые аспекты.
В настоящее время наблюдается значительный рост числа людей-инвалидов – лиц с ОВЗ. В начале нового тысячелетия проблема инвалидности стала национальной и вызвала сложности не только для самих инвалидов, но и для их семей. Однако, необходимо отметить, что устойчивое социально-экономическое развитие России невозможно без сохранения и формирования полноценных трудовых ресурсов. Рост числа инвалидов становится серьезной проблемой для всей страны . В связи с этим, государство принимает меры для поддержки людей с ограниченными возможностями, включая создание специальных центров и программ поддержки, а также предоставление льгот и компенсаций. Одной из важнейших задач в этой области является создание барьеров для предотвращения возникновения инвалидности. Это включает в себя обеспечение безопасности на производстве и в повседневной жизни, а также реализацию программ по профилактике заболеваний и ранней диагностике. Кроме того, необходимо улучшать доступность образования и медицинского обслуживания для людей ОВЗ. В целом, проблема инвалидности является сложной и многогранной. Но важно помнить, что люди-инвалиды также являются членами нашего общества и имеют право на полноценную жизнь и участие в общественной жизни. Поддержка и интеграция людей с инвалидностью являются важными задачами для всего общества.
Понятие «инвалид» имеет различную интерпретацию в разных нормативно-правовых актах.
В России законодательно определено понятие «инвалид» в Федеральном законе о защите инвалидов . Согласно закону, инвалиды имеют право на социальную поддержку, включая медицинскую помощь, реабилитацию, образование, трудоустройство, жилищное обеспечение и другие меры, направленные на обеспечение их полноценной жизни. Кроме того, в России существует система инвалидности, которая классифицирует инвалидов по степени ограничения жизнедеятельности.
Декларация о правах инвалидов , Конвенция о правах инвалидов и Федеральный закон о защите инвалидов – это три документа, которые регулируют статус инвалида и его права в России. Каждый из них определяет свои последствия для людей, которые приобрели статус инвалида. Декларация определяет, что инвалид не в состоянии самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности в нормальной личной жизни. Это означает, что инвалид нуждается в помощи и поддержке других людей для того, чтобы жить полноценной жизнью. Конвенция устанавливает, что инвалиды могут столкнуться с различными барьерами, которые мешают им участвовать в жизни общества наравне с другими людьми. Эти барьеры могут быть физическими, коммуникативными или социальными. Федеральный закон о защите инвалидов определяет, что инвалиды нуждаются в социальной защите, а также в ограничении жизнедеятельности.
Статус «инвалид» определяется как наличие у человека ограничений в жизнедеятельности. Это подтверждается «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (далее – Постановление № 588). Таким образом, термины «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями жизнедеятельности» являются синонимами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ, 11.02.2013, № 6, ст. 468.
2. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 28.12.2022 № 569-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699.
3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета, 25.01.1995, № 19.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета, 02.12.1995, № 234.
5. Указ Президента РФ от 31.03.2011 № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр» // Собрание законодательства РФ, 04.04.2011, № 14, ст. 1883.
6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Собрание законодательства РФ, 15.04.2019, № 15 (часть II, III), ст. 1746.
7. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») (ред. от 24.01.2023 № 77) // Собрание законодательства РФ, 11.04.2022, № 15, ст. 2506.
8. Распоряжение Правительства РФ от 08.10.2009 № 1468-р «Об установлении денежного вознаграждения российским спортсменам-инвалидам по итогам выступлений на XXI летних Сурдлимпийских играх 2009 года» // Собрание законодательства РФ, 19.10.2009, № 42, ст. 4963.
9. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2021, № 10, ст. 1634.
10. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2022, № 1 (часть IV), ст. 260.
11. Приказ Минздрава РФ № 30, Постановление Минтруда РФ № 1 от 29.01.1997 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» (утратил силу) // Бюллетень Минтруда РФ, 1997, № 2.
Литература
12. Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов. – М.: Юрайт, 2020. – 98 с.
13. Дерипаско, А. В. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование выплаты страховых пенсий по инвалидности / А. В. Дерипаско // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 мая 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 113-120.
14. Дымочка, М. А. Приоритетные направления совершенствования медико-социальной экспертизы / М. А. Дымочка // Вопросы совершенствования системы медико-социальной экспертизы: современное состояние, тенденции и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции, Москва, 02 декабря 2022 года. – Москва: Министерство труда и социальной защиты Российской Федераци, 2022. – С. 7-15.
15. О совершенствовании процедуры освидетельствования граждан Российской Федерации в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы / Н. П. Шаркунов, А. С. Меметова, А. Н. Шаркунов [и др.] // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2022. – № 2. – С. 37-45.
16. Сайфуллина, Н. А. Некоторые проблемы в определении понятия «инвалид» / Н. А. Сайфуллина, М. М. Кошелева // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 7(70). – С. 254-261.
17. Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации: доклад / Под. ред. М.А. Дымочки. – М.: ФГБУ ФБ Минтруда России, 2021. – 436 с.
Электронные ресурсы
18. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. –URL: http://www.un.org (дата обращения: 04.03.2024).
19. Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (ред. от 15.12.2022 № 782н) выплаты [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186159/ (дата обращения: 04.03.2024).
20. Сайт Федерального реестра инвалидов [Электронный ресурс]. –URL: https://sfri.ru/analitika (дата обращения: 04.03.2024).
21. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 04.03.2024).