Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОР В ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ
1.1. Содержание понятия «заголовочный комплекс»
1.2. Сущность и виды метафоры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ «ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ» ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГ В СЕНТЯБРЕ–ОКТЯБРЕ 2023 ГОДА
2.1. Общая характеристика заголовочных комплексов в «Областной газете» города Екатеринбург
2.2. Значение метафоры в заголовочных комплексах в «Областной газете» города Екатеринбург
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждое периодическое издание старается привлечь к себе внимание читателей и донести информацию в наиболее эмоционально окрашенном виде. Для этого используются различные стилистические средства, одним из которых является метафора.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о применении различных стилистических средств в заголовочных комплексах периодических изданий достаточно хорошо изучен в научной литературе, однако отсутствуют специализированные исследования, которые выявляют значение метафоры для стилистического оформления заголовочных комплексов газет.
Цель исследования – провести анализ использования метафор в заголовочных комплексах газеты.
Объект исследования – метафоры.
Предмет исследования – использование метафор в заголовочных комплексах газеты.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятия «заголовочный комплекс».
2. Рассмотреть сущность и виды метафоры.
3. Привести общую характеристику заголовочных комплексов в «Областной газете» города Екатеринбург.
4. Проанализировать значение метафоры в заголовочных комплексах в «Областной газете» города Екатеринбург.
Материал исследования: «Областная газета» города Екатеринбург.
Хронологические рамки исследования: сентябрь–октябрь 2023 года.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения применения стилистических средств в заголовочных комплексах периодических изданий. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением значения применения метафор в заголовочных комплексах «Областной газеты» города Екатеринбурга. В работе сформирован алгоритм анализа, который можно применять для изучения роли других стилистических средств в периодических изданиях.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОР В ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ
1.1. Содержание понятия «заголовочный комплекс»
Под заголовочным комплексом, который также в научной литературе обозначается как ансамбль, понимается некая специальная подсистема, которая заложена внутри текста, при этом в ее структуры входят те компоненты, которые внутри текста не размешаются [Лазарева 2004].
Структура заголовочного комплекса представлена на рисунке 1.1 [Лазарева 2006].
Рисунок 1.1. – Структура заголовочного комплекса
Нужно отметить, что заголовочный комплекс необходим для того, чтобы привлечь читателя, в сжатой форме предоставить ему информацию о том, чему посвящена та или иная статья или произведение. Далеко не каждый заголовочный комплекс включает все структурные элементы, поскольку их присутствие зависит от типа публикации и ее назначения [Мурзин 1982].
Основной функцией заголовочного комплекса является коммуникативная, которая связана с тем, что все структурные элементы заголовочного комплекса, так или иначе, выстраивают и организовывают связь с читателем [Лысакова 1989].
Также важной функцией заголовочного комплекса является информационно-ориентирующая, которая заключается в том, что читатель осуществляет поиск интересной для него информации в большом массиве и находит ее исключительно в соответствии с содержанием заголовочных комплексов различных публикаций [Прохорова 2012].
Также в научной литературе выделяются и дополнительные функции заголовочного комплекса, в частности, рекламно-экспрессивная, которая делает упор на эмоциональное состояние потенциального читателя, а также графически-выделительная, которая реализуется исключительно в виде управления визуальным восприятием потенциального реципиента [Хазраткулов 2019].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Наука, 2010. 590 с.
2. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. 262 с.
3. Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 40. С. 158–166.
4. Лысакова И.П. Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. Л., 1989. 390 с.
5. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку (для студентов-журналистов). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. 384 с.
6. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Высшая школа, 2003. 490 с.
7. Мурзин Л.М. О деривационных аспектах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1982. С. 27–39.
8. Областная газета. Официальный сайт. – 2024. URL: https://oblgazeta.ru/?ysclid=ltc415086q192513197 (дата обращения: 04.03.2024).
9. Прохорова К.В. Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zagolovochnyy-kompleks-v-mediatekste-osobennosti-funktsionirovaniya?ysclid=ltc21mego4267053728 (дата обращения: 04.03.2024).
10. Ревенко Е.С., Шевченко М.Н. Современные подходы к изучению метафоры // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-metafory?ysclid=ltc3xzsqae528147627 (дата обращения: 04.03.2024).
11. Хазраткулов А.П. Лингвокогнитивный потенциал и смыслообразующая роль заголовочного комплекса в экономическом медиатексте // Молодой ученый. 2019. № 40 (278). URL: https://moluch.ru/archive/278/62817/ (дата обращения: 04.03.2024).