Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня стимулирование сотрудников предприятия уделяется мало внимания, так как руководители не заинтересованы в ней и полагают, что она не оказывает существенного влияние на их деятельность, в чем глубоко заблуждаются.
Мотивация является основным методом управления персоналом, его производительностью и заинтересованностью в своей работе. Мотивированный сотрудник заинтересован в выполнении своей работы, в развитии предприятия. Это обуславливает необходимость разработки таких методов мотивации, которые позволят сотрудникам быть преданными организации.
Вопросы мотивации персонала проанализированы как в классических, так и современных трудах отечественных ученых. О. С. Виханский и А. И. Наумов рассмотрели основные понятия: мотив, мотивация и стимулирование персонала и т.д. А. Е. Володин и М. В. Назарук представили глубокое изучение различных теорий мотивации труда . Е. М. Звонова дала своё определение процессу управления персоналом и определила рекомендации по его совершенствованию, используя различные технологии мотивации . В своей работе С. В. Иванова проанализировала мотивационные процессы и обозначила дополнительные источники мотивации персонала . И. А. Оганесян рассмотрел подробно, каким должно быть управление персоналом на предприятии . И. И. Пономарёв продемонстрировал измерение мотивации экономическими показателями .
Цель данного исследования состоит в разработке мероприятий направленных на совершенствование системы стимулирования персонала.
Объектом исследования является персонал.
Предмет исследования – система стимулирования персонала коммерческого предприятия.
На основе поставленной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть теоретические основы стимулирования персонала;
— провести анализ системы стимулирования персонала на предприятии;
— разработка мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала;
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов рассматривающие проблематику мотивации и стимулирования сотрудников предприятия.
Методы исследования: графический и математический аппарата, сравнительный анализ, логико-структурный подход.
Структура исследования. Поставленные исследовательские задачи потребовали следующей структуры проекта, которая включает: введение, два раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи; заключения, библиографического списка.
Раздел 1. Место стимулирующих выплат в структуре оплаты труда.
1.1.Понятие и значение стимулирующих выплат
Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно . Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Стимулы могут быть материальными и нематериальными, что представлено на схеме (рисунок 1):
Рисунок 1 - Классификация стимулов
Работодатель устанавливает стимулирующие выплаты отличившимся работникам. Мера направлена на внесение посильного вклада в функционирование предприятия и его дальнейшее развитие. В их число входят премии за выполненную работу, надбавки, устанавливаемые с учетом производства.
Под формулировкой «стимулирующие выплаты» обозначаются денежные средства. Они предназначены для выработки у работника побудительных мотивов для достижения высокой производительности труда. Отдельные граждане интересуются, имеет ли право руководитель лишить стимулирующих выплат.
Законодатель предусмотрел нормативами статьи 22 ТК РФ возможность предоставления работодателем стимулирующих выплат работнику. Но он не ввел норму о размере и конкретном составе выплат, порядка их предоставления.
Трудовое право не определяет перечень стимулирующих выплат, которые широко применяются работодателями. Как показывает практика, к ним причисляют перечисленные ниже выплаты.
По сути, стимулирование труда работников есть процедура, связанная с установлением конкретной формы, размеров и условий предоставления поощрения. Мера позволяет сформировать определенное поведение, способствующее соблюдению трудовой дисциплины.
1.2. Премии: их сущность, показатели премирования. Единовременные премии и вознаграждения.
Стоит признать, что одним из самых важных стимулирующих факторов в условиях российской действительности является заработная плата сотрудников. Также заработная плата каждого сотрудника в итоге формируется фондом оплаты труда (ФОТ) на предприятии, что часто является одной из самых весомых статей затрат на этапе формирования финансовых результатов организации. В данном подпункте закономерно рассмотреть заработную плату и ее влияние на формирование финансовых результатов компании.
Задачи организации системы оплаты труда в фирме состоят в дифференциации размеров заработной платы, которая, с одной стороны, должна стимулировать работников к эффективному труду с целью улучшить финансовый результат компании, а с другой – не слишком сильно повышать расходы организации на оплату труда. Для этого на предприятии необходимо ввести грамотную систему оплаты труда.
Сравнительный анализ систем оплаты труда:
1. Повременная форма оплаты труда используется на тех предприятиях, где трудно измерить и контролировать качество и количество труда или где производительность труда далека от критической. Преимуществами системы являются простота, легкость реализации, легкость начисления, обеспечение хороших отношений между работниками. Базируется на тарифных ставках и разрядах работников. Недостатками являются низкий уровень стимулирования, терпимость к плохим производственным показателям.
2. Сдельная форма оплаты труда используется для специфических видов работ при высоком уровне денежного вознаграждения за работу. Преимуществами являются непосредственная связь вознаграждения с результатами труда, стимулирование к высокой производительности труда, дух соревнования между работниками. Недостатками являются возможность возникновения конфликтных ситуаций и недовольства, если не будет гарантирован минимальный доход, удовлетворяющий материальные потребности всех работников коллектива.
3. Ставка + надбавка за высокие индивидуальные результаты (в виде премий, комиссионных и т. п.) используется на тех предприятиях, где результаты труда можно измерить, деньги являются мотиватором, система оплаты труда принимается работниками и понятна им. Преимуществом системы является высокий уровень мотивации труда, так как результаты
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Трудовой кодекс (2001). Трудовой кодекс Российской Федерации: Офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2013. – 64 с.
3. Алёхина О. Е. Стимулирование развития менеджеров организации / О. Е. Алёхина // Управление персоналом. – 2015. - № 1. – С. 50-52.
4. Анциферова Л. Т. Мотивация процесса управления персоналом / Л. Т. Анциферова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – 2012. – Т. 14. – № 4-5. – С. 1426-1429.
5. Бакулина А. С. Теории мотивации труда и возможности их практического применения / А. С. Бакулина // Сборник научных трудов Таврического государственного агротехнологического университета (Экономические науки). - 2010. - № 11. - С. 69-74.
6. Безрукова Т. Л. Интеллектуальный капитал в инновационных организациях: технология коучинга (монография) / Т. Л. Безрукова, Т. Е. Кузнецова, Л. Ф. Ващеулова, С. Ю. Шевелёв. – Барнаул: Концепт. – 2016. – 191 с.
7. Березина В. Ю. Стимулирование и мотивирование: современные тенденции / В. Ю. Березина // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-3 (20). – С. 12-15.
8. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2015. –Т. 8. – № 2. – С. 29-33.
9. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ. – 2015. – 355 с.
10. Володин А. Е. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / А. Е. Володин, М. Л. Назарук // Предприятиеовские технологии. – 2016. – №10 С.29-31.
11. Гетман А., Шаповал В. М. Экономика предприятия: Учеб. пособие / А. Гетман, В. М. Шаповал. - 2 - е изд. - К.: ЦУЛ 2010. - 488 с. – C.176.
12. Давыдова А. Е. Анализ процесса мотивации в современных системах управления персоналом / А. Е. Давыдова // Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск, 2013. –С. 234-236.
13. Давыдова А. Е. Исследование процесса мотивации в современных системах управления персоналом / А. Е. Давыдова, Т. С. Глызина // Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2-х томах. Под ред. проф. А. А. Дульзона; Томский политехнический университет. – Томск, 2012. – С. 238-240.
14. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.
15. Дорофеева А. А. Обоснование целесообразности совершенствования системы мотивации управления персоналом в сбытовой деятельности торгового предприятия / А. А. Дорофеева, Н. В. Фураева // Экономика промышленности. – 2015. – Т. 56. – № 4. – С. 344-351.
16. Дряхлов Н. Система мотивации персонала в Западной Европе и США / Н. Дряхлов, Е. Куприянов // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 2. - С. 83-88.
17. Кузнецов С. А. Недостатки системы мотивации в России как следствие несовершенной системы управления персоналом / С. А. Кузнецов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 207-210.
18. Кучер Л. Г. Разработка системы мотивирования менеджеров предприятиеов / Л. Г. Кучер // Научный вестник. - 2015. - Вып. 15.2. - С. 256-261.
19. Коренькова И., Зеленюк Ю. Стимулирование труда // Управление персоналом. – 2012. – №2. – С.33–36.
20. Кучина Е. В. Проблемы мотивации труда менеджеров промышленных компаний // Управление персоналом. – 2012. - №24. - С. 9-14.
21. Лебедева Н. Как мотивировать сотрудников работать с полной отдачей / Н. Лебедева // Кадровое дело. – 2013. - № 3. - С. 7-11.
22. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. – М. и др.: Питер, 2013. –351 c.
23. Матвеева Э. С. Направления совершенствования системы мотивации персонала / Э. С. Матвеева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2016. – № 4. – С. 137-140.
24. Мачтакова А. Г. Эволюция концепции мотивации как составляющей стратегического управления в предприятиее / А. Г. Мачтакова // Вестник социально - экономических исследований: Сборник научных трудов. - 2010. - № 40. - С. 99-107.
25. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.: Дело. – 2016. – 720 с.
26. Мишин В. Мотивация деятельности персонала предприятия // Кадровик. Кадровый менеджмент. № 8. - 2013. - С. 5-10.
27. Оганесян И. А. Управление персоналом организации: учебное пособие / И. А. Оганесян. - Минск: Амалфея, 2016. - 256 с.
28. Озерникова Т. Г. Профессионализм и трудовая мотивация / Т. Г. Озерникова // Служба кадров. 2016. - № 2. - С. 26 – 31.
29. Петрова Е. А. Система дополнительного вознаграждения в международной компании / Е. А. Петрова // Справочник по управлению персоналом. - 2016. - №6. – С.21-27.
30. Пономарев И. П. Мотивация работой в организации. – М.: Едиториал УРСС, 2016. – 219 с.
31. Пырьева А. И. Анализ механизма мотивации / А. И. Пырьева // Наука ЮУрГУ. Секции экономики, управления и права: Материалы 63-й науч. конф. / Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - Т. 3. - С. 156-161.
32. Разумовский С. А. Категории экономического поведения: мотивация предпринимательства / С. А. Разумовский // Актуальные проблемы государственного управления. - 2015. - № 1 (35). - С. 17-25.
33. Рассадин В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В. В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2016. – № 3. – С. 53-59.
34. Рябова М. А. Оценка взаимосвязи мотивации и нематериального стимулирования труда в эффективном управлении персоналом предприятия / М. А. Рябова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 2. – С. 112-116.
35. Сорочайкин А. Н. Информационное общество и теория управления персоналом / А. Н. Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. –№ 1(1). – 2012. – С. 121-125.
36. Сурков С. А. Мотивация персонала / С. А. Сурков // Изд-во «Управление персоналом». – 2016. – №7. – С.32-34.
37. Терещук Н. И. Как сделать процесс обучения эффективным / Н. И. Терещук // Справочник по управлению персоналом. – 2016. – № 4. – С. 69–72.
38. Ткач Е. Г. Мотивация, как элемент работы с персоналом / Е. Г. Ткач // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2012. – № 6. – С. 58-60.
39. Управление персоналом: глоссарий: терминологический словарь / сост. А. Н. Сорочайкин, Л. В. Ермолина. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. – 104 с.
40. Успенская Е. Создание системы мотивации в компании / Е. Успенская // Кадровое дело. – 2013. - № 3. - С. 8-12.
41. Фролов В. О. Научные подходы к формированию механизма мотивации и управления персоналом / В. О. Фролов // Экономика промышленности. – 2015. – Т. 53. – № 1. – С. 245-249.
42. Опыт мотивации труда в развитых странах мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agroua.net/economics/documents/category-82/doc-242.
43. Струсевич А. С. Стимулирование трудовой деятельности персонала предприятия [Электронный ресурс]: автореф. квалификационной работы магистра: спец. «Управление персоналом и экономика труда « / А. С. Струсевич. - Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/strusevich/ diss/indexu.htm.
44. Черемошкина Л. Актуальность проблемы стимулирования трудовой активности // Человек и труд. – 2013. – №7. – С.66–67