Фрагмент для ознакомления
2
Пособие по безработице- государственная материальная поддержка безработных граждан, осуществляемая в виде периодических выплат .
Пособие по безработице полагается гражданам, потерявшим работу по какой-то причине, и они должны зарегистрироваться в качестве безработных в центре занятости.
Причинами могут быть ликвидация компании, сокращение штата или потеря бизнеса.
Сначала необходимо определить, кто не имеет права на получение пособия.
1. ИП, даже если нет дохода
2. Студенты, которые обучаются на очной форме
3. Граждане, работающие по гражданско-правовому договору
4. Пенсионеры
5. Нотариусы и адвокаты
Если гражданин ищет работу впервые, ему достаточно предъявить паспорт и документ об образовании. В статье 3 Федерального закона «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года (ред. от 25.12.2023 г.) безработными признаются только трудоспособные лица, не имеющие заработка и работы, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска работы. Исходя из этого определения безработицы, можно выделить следующие различия между условиями отнесения гражданина к безработным:
1. Трудоспособность
2. Отсутствие заработка
3. Регистрация в органах службы занятости
Трудоспособность гражданина оценивается по двум категориям: здоровье и возраст.
Если гражданин, которому в судебном порядке установлена инвалидность, не имеет заключения комиссии медико-социальной экспертизы, он не считается безработным, но ему показывают, какую работу он может выполнять, и рекомендуют определенную систему труда и отдыха.
Термин «трудоспособные» также относится к тем, кто достиг пенсионного возраста, и тем, кто еще не достиг 16 лет. Пособие по безработице может не выплачиваться, если гражданин отказывается от нескольких подходящих вакансий.
Безработные, имеющие стаж, достаточный для получения полной пенсии по старости, могут с их согласия получать досрочную пенсию по предложению организации службы занятости. Безработные предпенсионного возраста, имеющие достаточный стаж работы, могут получать пособие по безработице в течение двух лет, а затем на два года раньше назначить досрочную пенсию по старости .
Граждане без работы и без какого-либо заработка означают, что они не работают и не имеют дохода. Доходы могут быть самыми разными, включая заработную плату, а также проценты по ценным бумагам.
Безработные имеют право повторно подать заявление, если служба занятости отказала им в признании безработными. Решение выносится в течение 11 дней с момента подачи досье.
Основными функциями являются социальная, социально-психологическая, политическая, демографическая и функция безопасности.
Социальная функция пособий по безработице заключается в предотвращении, устранении и смягчении некоторых неблагоприятных явлений, связанных с безработицей, то есть в выплате пособий, которые защищают безработных от угрозы бедности. С помощью пособий безработные граждане могут вести достойную жизнь, сохраняя трудоспособность .
Социально-психологическая функция направлена на предоставление безработным гражданам гарантии того, что они будут социально защищены, пока ищут подходящую работу.
Психологическая функция пособия по безработице служит одним из инструментов социальной политики, предотвращая снижение уровня жизни граждан.
Демографическая функция отражает роль пособий в процессах, происходящих в обществе.
Гарантийная функция пособий по безработице основана на том, что для безработных граждан пособие по безработице является одним из основных источников средств к существованию, удовлетворения и поддержания жизни.
Порядок регистрации безработных граждан включает в себя регистрацию, а также внесение и снятие с регистрационного учета органами государственной службы занятости населения.
Внесение записи о регистрации безработных граждан осуществляется в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения путем проставления гражданином даты в помещении центра занятости населения.
Сведения, полученные из центров занятости населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, включаются в документы, представляемые гражданином для получения выплат.
Граждане не признаются безработными:
1. в возрасте до 16 лет
2. граждане, получающие страховую пенсию по старости (в том числе ускоренную) или накопительную пенсию;
3. без уважительной причины не явился на перерегистрацию в установленное время. Однако это не относится к гражданам с инвалидностью 1 и 2.
4. граждане, осужденные по приговору суда, к лишению свободы или принудительным работам.
5. документы, содержащие ложные сведения о доходах и другие необходимые данные.
6. отказавшимся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости
населения в поиске подходящей работы, если гражданин ищет работу впервые и не имеет квалификации, - если гражданину дважды, временно и постоянно, было отказано в профессиональном обучении или оплачиваемой работе
Чтобы иметь право на получение пособия по безработице, человек должен быть официально безработным. Чтобы официально зарегистрироваться в центре занятости по месту жительства, нужно собрать необходимые документы.
Документы:
1. Документ, удостоверяющий личность (паспорт)
2. Трудовая книжка (если есть опыт работы)
3. Документы об образовании (дипломы, свидетельства об окончании, аттестаты)
4. Справка 2 -НДФЛ, утвержденная постановлением д N 1552 от 14 сентября 2021 года «Об утверждении правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (месту службы)» (не менее 3 месяцев с последнего места работы)
5. Справка МСЭ, СНИЛС, справка о реабилитации инвалида
6. Реквизиты банковского счета (для перечисления пособий)
Граждане с ограниченными возможностями обязаны представить индивидуальную программу реабилитации инвалида вместе с документами.
Граждане, впервые ищущие работу и не имеющие профессии, предъявляют только паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
При обращении безработного гражданина за назначением пособия по безработице центр занятости населения назначает дату явки для определения статуса безработного не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. О дате явки гражданина в центр занятости населения сообщается для регистрации гражданина в целях поиска работы.
Информация о дате принятия решения об отказе в регистрации в качестве безработного вносится в регистр получателей государственных услуг в сфере социальной помощи.
Уведомления об отказе направляются в день принятия решения об отказе и в день регистрации безработного.
В случае отказа в регистрации в качестве безработного гражданин имеет право повторно обратиться в органы службы занятости для принятия решения о регистрации в качестве безработного.
Безработные граждане получают из центра занятости уведомление с указанием о необходимости перерегистрации. Сначала происходит явка на перерегистрацию в центр занятости, после чего назначается дата следующей явки на перерегистрацию .
Перерегистрация граждан, являющихся безработными и проходящих профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в центрах занятости населения, осуществляется дистанционно ежемесячно.
После завершения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в центрах занятости населения дата явки на перерегистрацию безработных граждан назначается на следующий день после окончания обучения.
В случае подбора подходящей работы центром занятости населения в день перерегистрации всегда назначается дата личного посещения рабочего места, а также предоставляются другие государственные услуги в виде вручения безработному гражданину рекомендательного письма к работодателю для проведения собеседования на подходящую работу.
Таким образом, принимая во внимание понятие пособия по безработице и процедуру регистрации, можно сделать вывод, что данный вид пособия существует для материальной поддержки зарегистрированных безработных и является важной и необходимой социальной защитой для безработных граждан.
1.2 Выплаты пособий по безработице: размеры и условия их получения
Оказание нуждающимся гражданам государственной социальной помощи в современных условиях играет значимую роль и является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и регионального уровня.
Анализируя определение государственной социальной помощи, представленное законодателем в ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» , можно сделать вывод, что она оказывается в форме (виде) социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Современные реалии во время кризисных ситуаций на рынке труда, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, актуализирует тему исследования, поскольку показатели безработицы сохраняются на достаточно высоком уровне, что требует совершенствования механизмов реализации социальной поддержки безработных граждан.
Так, уровень безработицы в РФ на январь 2021 г. составил в целом по стране 5,9 %, что на 1,3 % выше предыдущего года, число зарегистрированных безработных составило 2,5 миллиона человек, т.е. в 3,6 раз выше, чем годом ранее .
Основу материальной поддержки безработных граждан составляет пособие по безработице, поскольку его выплата является наиболее оперативным способом оказания финансовой помощи лицам, оставшимся без работы. Отсутствие работы приводит к тому, что страдает не только сам гражданин, ее потерявший, но и члены его семьи, поэтому социальные гарантии для граждан, потерявших работу по тем или иным обстоятельствам, стоят в числе первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
По действующему отечественному законодательству социальное право получения пособия по безработице, условия его предоставления, сроки и размеры осуществления материальных выплат и порядок их прекращения регламентированы нормами гл. VI «Социальные гарантии и компенсации» Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) .
В частности, условия и сроки выплаты пособия определены в ст. 31: отсутствие какого-либо заработка или выплат, признание безработным в установленном законом порядке. В соответствии с Законом о занятости признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется Центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина, куда заявление можно подать круглосуточно в режиме онлайн через портал «Работа в России». Назначается пособие по безработице в случае, если не представилось возможным найти обратившемуся лицу подходящую работу. Сотрудники Центра занятости по месту регистрации безработного предлагают варианты трудоустройства. В том случае, если подходящего места для трудоустройства не нашлось, через 10 дней назначают пособие.
В настоящее время выплата рассматриваемого пособия регулируется постановлением Правительства РФ 12.12.2023 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2024 год» и составляет его минимальную величину – 1611 руб., максимальный размер выплат – 13738,61 руб.
В сложный период пандемии для граждан, оставшихся без работы по причине коронавирусного кризиса, государство вводит особые льготы − получение в течение трех месяцев пособия в максимальном размере независимо от размера заработка до увольнения.
Первые три месяца безработицы зарегистрированным гражданам выплачивается не более установленной максимальной величины пособия, а следующие три месяца – 5000 руб. Например, в случае увольнения гражданина с работы за нарушение дисциплины размер пособия является минимальным и выплачивается в течение трех месяцев.
По действующим правилам граждане начинают получать пособие по безработице с момента регистрации в центре занятости, т.е. с первого дня признания их безработными. Минимальным сроком получения пособия является период равный 6 мес., максимальный – 12 месяцев, после его истечения гражданин будет только состоять на учете в Центре занятости без права на его получение.
Следует отметить, что исследователи обращают особое внимание на период выплаты рассматриваемого пособия, высказывая мнение о его неоправданно завышенном сроке приводятся примеры таких стран, как США, где стандартно пособие по безработице выплачивается в течение 6,5- 7,5 месяцев. Представляет интерес мнение самих граждан, полученное в ходе социологического исследования, проведенного сервисом для поиска работы. Так, более 90 % россиян уверены, что государство должно повысить размер пособия по безработице, в среднем его сумма должна составлять 26500 руб. Более половины респондентов полагают, что размер выплат должен быть стабильным на протяжении всего срока поиска работы. 23 % опрошенных высказались о выплате пособия только в течение 6 месяцев, 18 % - 12 месяцев, 16 % - не более трех месяцев, 4 % утверждают, что государство должно оказывать материальную помощь безработным дольше года .