Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обоснование проблемы.
Современная система школьного исторического образования, методика обучения истории базируется на опыте, педагогической практике отечественной школы. Отсюда интерес исследователей и практиков к истории педагогики и образования, становлению образовательных систем.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что современная система образования в целом построена на базе системы образования созданной в СССР. Нужно признать, что в ХХ веке советские педагоги создали систему, которая позволяла бесперебойно готовить специалистов в своем деле в любом количестве.
Более того, выпускники школ приходили в следующие учебные заведения – ВУЗы и СУЗы с большим багажом знаний охватывающий все основные предметы школьной программы. Другими словами, выпускник советской школы ориентировался не только в русском языке и математике, но имел представление о физике, химии, биологии, черчении, географии и т.д.
Все сказанное выше касалось и истории. Данная дисциплина в советской школьной программе была одной из важнейших. Дело в том, что методы и стиль преподавания истории определяет отношение ученика не только к историческим событиям прошлого, но и взгляды ученика на настоящее и будущее. Другими словами, история как дисциплина является основой для формирования мировоззрения и мировосприятия.
Народ, который не знает и не помнит своей истории обречен кормить чужую армию и чужую страну. Сам же этот народ вынужден просто выживать под гнетом чужого ига.
К сожалению, современная Россия не смогла учесть и использовать полностью наработанный в СССР опыт. Современные эксперименты с образованием только начались, и трудно спрогнозировать к каким именно результатам они приведут. Сегодня ясно только одно, что современные школьники не могут изучать историю полностью. Для школьников история заканчивается концом 90-х гг. ХХ века. Другими словами, история замирает на приходе к власти В.В. Путина.
Нужно ли говорить, что школьники не имеют возможности разносторонне разобраться в современных событиях. Например, в России практически нет серьезных аналитических исторических работ, посвященных краху СССР, межэтническим конфликтам, их первопричинам и т.д. Соответственно рассчитывать на то, что есть такие работы по поводу Сирии или гражданской войны на Украине – глупо.
Цель работы – выявить особенности развития школьного исторического образования и методики обучения в советской школе 30-50-е гг. XX в.
Объект исследования – школьное историческое образование.
Предмет исследования – особенности развития школьного исторического образования и методики обучения в советской школе 30-50-е гг. XX в.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности развития школы в ХХ веке в СССР;
3. Выявить особенности преподавания истории в школе в СССР в 30-40-е гг. ХХ века;
4. Выявить особенности преподавания истории в школе в СССР в 40-50-е гг. ХХ века;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты развития школы в СССР в 30-50-е гг. ХХ века
1.1. Как была устроена советская школа двадцатых годов ХХ века
Первое советское десятилетие — время тотальной перестройки общества и всевозможных экспериментов, которые коснулись и сферы образования. Советским руководством была поставлена задача ликвидации безграмотности и воспитания человека нового типа. Как именно это происходило, описал историк Александр Рожков в книге «В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов». «Мел» публикует краткий конспект глав о школьном образовании.
Социальное воспитание. Для Рожкова школа 1920-х годов — главный социально-исторический контекст, в котором пришлось расти героям книги, представителям первого советского поколения. «Мне представляется самым важным ответить на вопрос о том, кем в действительности являлся и кем ощущал себя школьник тех лет — пассивным объектом формирующегося воздействиям извне или полноправным субъектом своего личного развития», — пишет историк. Вопрос не праздный. В стране в этот период разворачивается коммунистический эксперимент. Советский Союз — самое творческое во всех отношениях место на земле. А большевики всё ещё уверены, что для претворения в жизнь идеологии Маркса-Ленина нужно опираться на творчество масс. Но нужно ли опираться на детей и подростков, личности которых только формируются? [1, с. 90]
В тезисах Государственного учебного совета обозначалась цель новой советской школы — «воспитать полезного члена общества».
Жизнерадостного, здорового и работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, сознающего своё место в природе и обществе. Умеющего разобраться в текущих событиях — «стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества». Примечательно, что само понятие «образование» в 1920-е годы исчезает из педагогического лексикона и заменяется понятием «социальное воспитание». Оно было максимально приближено к сегодняшнему термину «социализация».
В 1920-е в школы детей, как правило, отдавали с восьми лет. Допускался приём детей на год раньше и на три года позже указанного возраста. Советская школа делилась на две ступени. Первая ступень предназначалась для детей 8-11 лет, вторая — для 12-17.
В 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский перед стартом программы ликвидации безграмотности признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать только 5-6% нуждающихся. Но уже к концу десятилетия в советской России насчитывалось 113 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей. В 1800 школах второй ступени учился почти миллион человек. Говоря об этих цифрах, нужно учитывать доступность школы в каждом конкретном случае. Так, например, в кубанской станице Брюховецкой в 1925 году из 170 детей, записанных в школу, в первый класс пошли только 47 человек. Здание просто не могло вместить большее количество. Обучение в школах в несколько смен было скорее нормой, чем исключением. Да и техническая оснащённость учебных заведений оставляла желать лучшего [2, с. 100].
Луначарский в 1920 году жаловался товарищам по партии, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница — на 100 учащихся
Уже к середине десятилетия школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Жилина Е.А. Методики преподавания истории в СССР. – Тамбов: Смена, 2016. – 556 с.
2. Никитин А.В. Особенности школьного исторического образования в СССР // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития и совершенствования педагогики в ХХI веке». – Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 93–106
3. Петров М.И., Костров Т.А. Советская история. Особенности и принципы преподавания. – Владивосток: ИД Хамелеон, 2016. – 421 с.
4. Пономарев Г.С., Авраменко Т.Г., Ярцева В.П. Советская история и советская историография в школе. – Хабаровск: Пламя, 2017. – 455 с.
5. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Школьное образование в СССР . – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
6. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Анализ роли и значения историографии в формировании советской личности // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 114–129
7. Савельев В.И. Проблемы оценки кризисных периодов в истории России. – Волгоград: Эпатаж, 2017 – 392 с.
8. Самсонов И.М., Гридасова А.В. Особенности преподавания истории в России после Гражданской войны // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 99–113
9. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Сходства и различия подходов к преподавании истории в Российской империи, СССР и современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 107–122
10. Соколова Т.В., Кудлачев А.В. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР. – Волгоград: Парадигма, 2015. – 564 с.
11. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Традиции обучения истории в советской и российской школе. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
12. Титоренко В.В. Историческое образование в советской школе. – Волгоград: Знамя, 2016. – 320 с.
13. Уфимцева А.В. Методика обучения истории в школе в ХХ веке. – Волгоград: Смена, 2016. – 380 с.
14. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Сравнительный анализ советской школьной историографии и российской школьной историографии // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной российской педагогики». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–106