Фрагмент для ознакомления
2
Административно-территориальное деление Российской Федерации – важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе ко-торой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно-территориальное устройство России обусловлено обширностью территории страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.
В соответствии с Конституцией РФ , Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации .
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
1.Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
2. Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
3. Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Бел-городская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
4.Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
5. Еврейская автономная область;
6. Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
В соответствии с указом Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы федеральные округа.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации.
В настоящее время в России восемь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальне-восточный федеральный округ.
В экономических и статистических целях субъекты Российской Федерации объединены в экономические районы. При этом под экономическим районом понимается часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.
В настоящее время территория России делится на 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградский .
1.2.Принципы административно-территориального устройства России
Федеративному устройству РФ посвящается глава 3 Конституции РФ, но основные принципы административно-территориального устройства предусмотрены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что отражает их значение и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из предусмотренных принципов заложены в основе конституционно-правового статуса РФ.
К главным принципам федеративного административно-территориального устройства РФ следует отнести:
1.Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Применяемый в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ термин «народы» может истолковываться в двух смыслах: во-первых, в качестве представителей отдельной этнической группы, проживающие в различных составных частях РФ (татарский народ, башкирский народ, чеченский народ, народы финно-угорской группы, диаспора белорусов, немцы, азербайджанская диаспора); во-вторых, как все население, живущее на определенной территории без национальной, этнической окраски (народ Самарской области, жители Москвы, народ Дагестана и др.) .
2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании независимого права всех наций и народностей на самостоятельное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ говорится, что многонациональный народ РФ принимает свою Конституцию, принимая во внимание общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов.
В статье 5 Конституции РФ среди принципов, которые заложены в основе федеративного устройства, имеется принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. Равноправие наций базируется на регламентированном в Конституции РФ равенстве граждан, независимо от языка, расы, национальности, установленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающий прямой запрет на все любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.
3. Федерализм в комплексе с автономией и унитаризмом. Российская Федерация – это исторически сформировавшееся федеративное государство. РФ имеет все признаки федерации: наличие территории РФ и субъектов РФ; гражданства РФ и гражданства республик, которые входят в федерацию. К тому же, Российская Федерация имеет также автономные образования и административно-территориальные единицы. Унитаризм в административно-территориальном (национально-государственном) устройстве РФ выражается в том, что суверенные республики, которые входят в состав РФ, признаются унитарными государствами, у которых имеется своя территория, конституция, гражданство и иные признаки государственности.
4. Государственная целостность РФ. Наиболее важной юридической гарантией сохранения целостности государственной территории РФ признается отсутствие права выхода субъектов из состава РФ. На обеспечение целостности государственной территории РФ прямо направлены нормы Конституции РФ о том, что на ее территории нельзя допустить установление таможенных пошлин, сборов, границ, других препятствий для свободного перемещения услуг, товаров, финансовых средств (статья 74 Конституции РФ); установление единой де-нежной единицы, то есть рубля, единой системы налогообложения на всей территории РФ (статья 75 Конституции РФ); приоритет верховенства законодательства РФ; формирование единой системы государственных органов исполнитель-ной власти (статья 77 Конституции РФ).