Фрагмент для ознакомления
2
Практика образовательной деятельности и научно-педагогических исследований показывает особую важность проблемы учебно-методического обеспечения, основанного на инновационных методах, в том числе компетентностных.. Одним из основных преимуществ его использования является сохранение гибкости и автономности в процессе обучения. Теримны «компетенция» и «компетентность» не новы и используются с 60-х годов 20 века. Анализ соотношения этих понятий в научной литературе позволил сделать вывод о двух подходах к их использованию. В зарубежной литературе такие учёные, как В. Вестер, Дж. Равен, Р.. Барнетт определяет «компетентность» как «глубокие знания», «способность правильно выполнять задачу» или «состояние адекватного выполнения задачи». При этом понятия «компетенция» и «компетентность» в большинстве случаев считаются синонимами.. В отечественной научной литературе понятие «компетенция» понимается в целом, включающее различные виды компетентности как структурные элементы.. Анализ изученных подходов позволил выявить многогранность, сложность и неоднозначность этих концепций. Можно сделать вывод, что отличие понятия «компетентность» от традиционной триады «ЗУМов» заключается в следующем:
1) комплексный характер;
2) связь с ценностно-смысловыми характеристиками предмета;
3) практико-ориентированный подход.
Компетентностный подход к организации и определению содержания школьного образования, в том числе начального, можно считать устоявшимся, поскольку психолого-педагогическая наука и практика активно работают с категориями «компетентность» и «компетентность». Однако научное сообщество не пришло к единому мнению в области содержания этих понятий.
Многие исследователи (В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.) используют один и тот же метод для интерпретации понятий «компетентность» и «компетентность», различая их и предлагая использовать в качестве взаимозаменяемых. Другая группа исследователей (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) придерживаются мнения о том, что данные понятия во многом отличаются и должны существовать отдельно друг от друга.
Методисты активно участвовали в разработке концепции компетентностного подхода, однако он не сразу был принят в методике преподавания русского языка, особенно в начальной школе. Причина этого в недостаточном понимании того, как необходимо различать языковую компетентность и другие компетенции, входящие в её состав, в том числе лингвистическую.
Выявлено, что «языковая компетентность – это синтетическое понятие, соединяющее в себе более простые составляющие: лингвистическую, лингвокультурологическую, коммуникативно-речевую и ценностно-отношенческую. Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно решать образовательные задачи в изучении всех разделов языкового курса и формулировать сущность каждой из компетенций» [18, с.282].
Непосредственно «под лингвистической компетенцией сегодня принято понимать практическую способность учащихся понимать всё, что выражается формами речи, и пользоваться ими. Вместе с тем, до настоящего времени некоторые принципиально важные вопросы остаются нерешёнными в той степени, которая позволяла бы реализовывать компетентностный подход в развитии лингвистической компетенции младших школьников на практике с максимальной степенью результативности» [18, с.283].
Русский язык является трудным предметом для детей, но в то же время он является социально значимым средством общения, взаимопонимания и основой социально-культурного развития каждого ребенка.. Начальная школа должна закладывать основу для развития учащихся и обеспечивать развитие навыков осознанного чтения, грамотного письма и правильной речи.
Непосредственно проблемные аспекты обучения учащихся начальных классов русскому языку говорят о необходимости поиска эффективных методов и средств обучения, освоение которых позволит младшим школьникам изучать сложный для них предмет с высокой степенью деятельностной активности.
Языковая компетенция, или лингвистическая компетенция, означает умение оперировать знаниями о языковой системе, о правилах функционирования языковых единиц в речи, а также способность правильно понимать и толковать мысли другого человека с использованием этих знаний, как в устной, так и в письменной форме. Лингвистическая компетенция является важной частью коммуникативной компетенции. Она предполагает обширные знания о языковой системе на всех уровнях: фонемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом и стилистическом.
Согласно мнению Хомского. Н., компетенция – это идеальная языковая система, которая позволяет говорящим составлять и понимать бесконечное количество предложений на своем языке, а также отличать грамматические
предложения от неграмматических. На это не влияют «грамматически несущественные условия», такие как речевые ошибки. По мнению Хомского, компетенцию можно изучать независимо от использования языка, которое подпадает под понятие «производительность», например, посредством самоанализа и суждений о грамматичности носителями языка [38, c. 112].
В следующем параграфе рассмотрим, как исследуемая компетенция связана с разделом языкознания – этимологией.
1.2. Этимологический анализ слова как средство развития орфографической грамотности
Что такое этимология? В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова дано такое определение: «Этимология – это 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова» [23, с.913]. Другое определение: «Наука, изучающая происхождение слова и его отношение к родственным словам, называется этимологией (от греч. истинный + мысль). Например: когда мы говорим Россия, мы имеем в виду, что это страна русских, которые отличаются от других народов как этнос. Среди всех признаков этноса, основным является язык. <...> Или другое слово – лопата. Название своё лопата получила на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было славянское слово лопа- то же, ладонь. От него и образовалось слово лопата – похожая на ладонь. От этого слова образованы слова: лопасть, лопух. Раньше они были родственными [23, с.913].
Этимология тесно связана со многими разделами языкознания. Поэтому при изучении слов рассматривается семантика слова, как и в каком порядке развивается значение слова и какое из них следует считать основным.. Многие вопросы словообразования решаются на основе этого раздела лингвистики. К этимологии обращаются и морфологи, особенно когда речь идет о морфемном строении слова, частей речи. Данные о происхождении слов также используется в методике преподавания языка. Поэтому одним из методических приемов обучения правописанию является этимологический анализ слова.
Таким образом, непосредственно этимологический анализ способен разъяснить правописание слов, переместить непроверяемые словарные слова в категорию слов с проверяемым написанием или таким написанием, которое можно объяснить. Ошибки на правописание безударных гласных у младших школьников нередко связаны с недостаточным речевым развитием, поэтому учащиеся могут неверно выделить корень в слове. Например, слово столица соотносят со словом столетие вместо слова стол и престол.
Основным приёмом словарно-орфографической работы, рассчитанным непосредственно на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование раздела лингвистики – этимологии.
И. В. Пронина утверждает, что этимологический анализ в качестве метода не может быть столь полным и всесторонним, как научный подход, поэтому его применение в учебных целях ограничено лишь практическими задачами. Вследствие этого «в слове «береза» буква «Е» используется из-за исторической связи с прилагательным «белый», а буква «А» в слове «малина» объясняется с помощью слова «малый», поскольку это ягода, будто состоящая из множества крошечных ягодок» [27, c.12].
Е. И. Никитина, соглашаясь с И.В. Прониной, пишет, что при обучении этимологии в школе учителя вынуждены упрощать процесс анализа и этимологический анализ в школе используется для того, чтобы помочь детям правильно писать сложные слова [20, c.48].
Н. А. Подшибякина рассматривает общие требования к отбору лексики для этимологического анализа, утверждая, что при проведении этимологического анализа необходимо учитывать возраст и уровень знаний учащихся по русскому языку. Важно соблюдать принцип доступности, что подразумевает грамотное применение научных терминов. Так, «объяснение слова корабль (из греч. karabos – «корабль») и др. с помощью этого приёма может породить ошибки. В подобных случаях лучше воздерживаться от исторического анализа. Кроме того, необходимо пользоваться исключительно достоверными фактами, так как ложная этимология, то есть переделка и переосмысление слов без учёта реальных фактов их происхождения, может также стать причиной орфографических ошибок» [24,c.103].
З. А. Потиха подчеркивает, что на одном уроке следует ограничиться не более чем 6-8 этимологическими справками, которые должны быть краткими. А также рекомендует избегать этимологического анализа в случаях, когда он может запутать ученика и привести к орфографическим и семантическим ошибкам [18,c. 41].
Обращение к этимологии на уроке русского языка в начальной школе позволяет существенно улучшить правописание детей, поскольку такая работа задействует не только механическую память, но и логическое мышление обучающегося. Этимологический анализ вносит в урок более интересные, необычные, игровые и развлекательные элементы, что повышает интерес к русскому языку, расширяет кругозор учащихся, увеличивает словарный запас, развивает речь и знакомит младшего школьника с истоками слова и культурой русского языка.
Обращение к этимологическому анализу не только на уроках русского языка, но и на других предметах, обязательно в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу» [41, c. 112], – утверждал Л. В. Щерба.
1.3. Алгоритм этимологического анализа
В программах начальной школы сформулированы «Планируемые результаты освоения программы по русскому языку». К концу 4 класса «Предметные результаты»: «Учащиеся научатся: …применять при письме правила орфографические, …различать произношение и написание слова, находить способ проверки и выбирать нужную букву для обозначения звуков. Учащиеся получат возможность научиться: производить элементарные языковые анализы слов…».
Следует учитывать, что при проведении этимологического анализа вначале «выясняется исконным или заимствованным является слово в русском языке. Для заимствованного слова определяется источник заимствования, отмечаются изменения в семантике, структуре слова при заимствовании его русским языком. При этимологическом анализе исконного слова восстанавливается его первичная структура, обращается внимание на наличие или отсутствие изменений в структуре этого слова, в процессе развития плана языка, а при наличии изменений в структуре слова определяется вид этих изменений, их причина» [10, c.187].
Предметом этимологического анализа становятся такие слова, которые требуют объяснения с привлечением истории языка.
Вследствие этого считаем необходимым познакомиться с алгоритмом этимологического анализа в научной лингвистике. Е. И. Диброва называет задачи этимологического анализа, который, опираясь на факты родственных языков, ставит задачи: «1) раскрыть внутреннюю форму слова, то есть его исходное значение; 2) определить первоначальное морфемное строение и словообразовательную структуру слова; 3) выяснить характер исторических изменений в слове (семантических, фонетических и словообразовательных); 4) установить их причину» [10, c.252].
Учебники и учебные пособия по русскому языку предлагают различные схемы этимологического анализа. Наиболее удачной нам представляется следующая схема этимологического анализа (см. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование 2009, 201-202)
Предлагается схема этимологического анализа.
1. Выяснить происхождение слова: исконное или заимствованное.
2. Определить значение слова в современном русском языке.
3. Определить исходное значение слова, установив, какие признаки других предметов легли в основу его наименования.
4. Установив прежние родственные связи анализируемого слова, произвести его первоначальное морфемное членение.
5. Отметить исторические звуковые изменения (там, где это возможно).
6. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слова с точки зрения современного русского языка.
7. Сопоставить современное и первоначальное членение слова, выявить происшедшие исторические изменения (опрОщение, переразложение, усложнение, и др.).
8. Установить причину этих изменений.
9. Отметить характер использования этимологического анализа в практических целях.
Этимологический анализа предполагает обращение к разным словарям: к толковым современным словарям литературного языка, к этимологическим словарям, к областным словарям и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс] https://fgos.ru/.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под ред. А. А. Казаковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 53 с.
4. Акиф Г.Л. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе / Г.Л.Акиф.-Вестник Томского гос. педагогического университета,2012. – 132 c.
5. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
6. Варбот Ж.Ж. Праславянская морфология, словообразование и этимология / Ж.Ж. Варбот. – М.: Наука, 1984. – 115 с.
7. Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников - СПб.: Издательский дом «Питер», 2004. – 221 с.
8. Власенков Л.И. Взаимосвязь обучения орфографии и умственного развития учащихся / Л.И. Власенков. – Казань: 1983. – 44 с.
9. Волина В.В. Этимологический словарик / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 2000. – 125 с.
10. Диброва Е.И. Современный русский язык / Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева: под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд. испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
11. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 468 с.
12. Коробова О.Н. Этимологический словарик для младших школьников/ О.Н.Коробова. – Новосибирск: НГПИ, 1993.
13. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. Начальная школа/ А.Н. Кохичко. – 1998, № 1. – 55-60 с.
14. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/ О.Н. Лёвушкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
15. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Диссертация кандидата педагогических наук/ О.Н. Лёвушкина. – Ульяновск: 2000.
16. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии/ С.И. Львова. – 2-е изд. – М., 2001.
17. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
18. Мазурова Н.А. Формирование лингвистической компетенции с использованием элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе / Бахор Т.А., Зырянова О.Н, 2017. – № 6-2. – 280-289 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 480с.
20. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе. Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей/ Е.И. Никитина. – М.: Просвещение, 1974.
21. Овчарова Р.В. Практическая психология образования/ Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2003.
22. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе/ Г.Е. Окулова. – М.: 1992.
23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Шведова Н. Ю. – 4-е изд. – М.: 1997.
24. Подшибякина Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4-6 классов к урокам русского языка: Дис. канд. пед. наук./ Н.А. Подшибякина. – Волгоград: 1985.
25. Приступа Г.Н. Развивать ум и речь, учить выражать мысли. К вопросу об эффективности урока/ Г.Н. Приступа. – Начальная школа. – 1995, №2.
26. Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка / Г.Н. Приступа. – 1999. – 67с.
27. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа/ И.В. Пронина. – М.: Просвещение, 1964. – 3 с.
28. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания/ Н.С.Рождественский. – М.: издательство АПН РСФСР, 1960. – 209 с.
29. Серикова О.С. Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов/ О.С. Серикова. – Начальная школа, 1999, № 12. – 92с.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.А. Сластенин. – М.: ИЦ Академия, 2013.
31. Трубачов О. Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура/ О.Н. Трубачов. – М.: Языки славянской культуры. – 2014. – 800 с.
32. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник/ А.В. Текучев. – М.: 1980.
33. Усачева Л.Я. Исторические изменения в структуре слова русского языка [Электронный ресурс]: – URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-izmeneniya-v-strukture-slova-russkogo-yazyka (дата обращения 26.02.2024).
34. Учебно-методический комплекс «Перспектива» // Издательство «Просвещение». Начальная школа [Электронный ресурс]. – URL: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/ (дата обращения 26.02.2024).
35. Учебно-методический комплекс «Гармония» // Издательство «Ассоциация 21 век». Начальная школа [Электронный ресурс]. – URL: https://garmoniya.a21vek.ru/ruslang/ (дата обращения 26.02.2024).
36. Учебно- методический комплекс «Школа России» // Издательство «Посвещение». Начальная школа [Электронный ресурс]. – URL: https://prosv.ru/umk/school-russia.html (дата обращения 26.02.2024).
37. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб. пособие для вузов / Филиппова Л.С. – М.: Наука, 2009. – 248 с.
38. Хомский Н. О природе и языке/ Н. Хомский. – М.: КомКнига, 2005. – 288 с.
39. Шамова Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: «Просвещение», 1982.
40. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т. А. Боброва. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
41. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Ленинград: Ленинградское отделение «Наука», 1983. – 108-114 с.
42. Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Начальная школа/ Т.В. Шклярова. – М.: «ВАКО», 2009. – 80 с.
43. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. – Изд. стереотип. Серия: Лингвистическое наследие ХХ века. – М.: 2017. – 310 с.