Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: В современном мире, где мы живем, понимание и изучение процесса правотворчества представляет существенную важность. Правотворчество является одним из ключевых аспектов функционирования общества и государства. Оно определяет правила, нормы и законы, которыми мы руководствуемся во всех сферах нашей жизни.
Правотворчество формирует основы демократии и правового государства. Изучение правотворчества позволяет понять, каким образом законы создаются, изменяются и отменяются. Это важно для общества, поскольку обеспечение справедливости и равенства перед законом является фундаментальными ценностями, которые позволяют нам жить в гармонии и безопасности.
Законодательство играет важную роль в создании и развитии бизнес-среды, регулируя отношения между предпринимателями, защищая интересы потребителей и обеспечивая справедливую конкуренцию. Без правильного понимания и изучения правотворчества, экономика может оказаться в затруднительном положении, что приведет к негативным последствиям для всего общества.
Законы и правила, определенные правотворчеством, охватывают все сферы нашей жизни, от простых повседневных дел до сложных глобальных проблем. Изучение правотворчества позволяет разобраться в сложностях, возникающих при применении правил, и найти оптимальное решение для всех сторон.
Актуальность изучения правотворчества неоспорима. Оно играет ключевую роль в формировании основ демократического общества, развитии экономики и способствует улучшению общественной жизни. Без правильного понимания и изучения этого процесса, в обществе утрачивается стабильность, справедливость и эффективность. Поэтому, изучение правотворчества является необходимым и актуальным для каждого человека, стремящегося к гармоничному сосуществованию.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правотворчества.
Предметом исследования является правотворчество.
Целью курсовой работы является изучение правотворчества, его понятие, стадии, принципы и форма.
Задачи:
Изучить понятие правотворчества и его признаки;
Охарактеризовать принципы правотворчества;
Изучить виды и формы правотворчества;
Исследовать стадии и структуру правотворческого процесса.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, анализ источников, обобщение литературных и нормативно-правовых источников.
Степень разработанности: изучением данной темы занимались зарубежные и отечественные правоведы. Среди них наиболее интересными являются работы таких авторов как: Бошно С.В., Бузун Е. В., Листратов И.В., Полеводина Г.А., Полищук М. Д., Румянцев М.Б., Стуколова Л.С., Фетисов А.А., Юрков Д.В. и др.
Данная курсовая работа имеет высокую теоретическую и практическую ценность, поскольку ее основной целью является изучение фундаментальных понятий, методологий и функций теории государства и права, а также анализ проблем, возникающих в процессе становления и развития этой теории, и определение возможных путей их решения.
Более того, результаты исследования данной работы могут быть весьма полезными для образовательного процесса, особенно в рамках изучения дисциплин таких, как "теория государства и права". Таким образом, данная курсовая работа может стать ценным источником знаний и средством обогащения академической программы, предоставляя более глубокое понимание исследуемых тем.
Глава 1. Теоретическая характеристика правотворчества
1.1 Понятие правотворчества и его признаки
Как известно, нормы морали и нравственности возникают в обществе на основе социального опыта и не обладают субъективностью – авторов, их придумавших. В отличие от норм морали и нравственности правовые нормы возникают и развиваются всегда в процессе профессиональной деятельности специальных государственных учреждений. Этот процесс называется законотворчеством. Таким образом, правотворчество, концепция, принципы, виды правотворчества всегда субъективны и зафиксированы во времени. Традиционно правотворчеством в большинстве случаев занимаются специально созданные для этой цели органы государства. Причиной правотворчества является формирование права - сложившаяся в ходе общественной жизни практика поведения и утверждения норм, еще не оформленных в виде правовых актов [11].
Правовые нормы становятся одним из ведущих регуляторов общественных отношений. Они формируются в результате сравнительно длительного процесса правового формирования. Он начинается с анализа ситуации, требующей правового регулирования, разработки общего представления о приказе, который должен быть издан, и заканчивается разработкой и принятием правовой нормы. Последний этап формирования права можно рассматривать как отдельный процесс – правотворчество.
Правотворчество – это деятельность по созданию, изменению и отмене нормативного правового акта [12].
Принципы правотворчества – основные идеи, руководящие принципы, исходные точки деятельности, связанные с принятием, отменой или заменой правовых норм [18].
Вопросы законотворчества были и будут актуальны всегда. Каждый деятель внес свою концепцию и классификацию. Одни ученые рассматривали определение правотворчества в узком смысле, другие трактовали его в более широком смысле, а также рассматривали его как проблему государства. Правотворчество есть не что иное, как связь государства и общества в целом, поскольку правотворчество представляет собой конечный процесс формирования права.
Правотворчество – это активная, созидательная государственная деятельность, направленная, прежде всего, на управление обществом через формирование нормативной базы регулирования общественных отношений [1].
Понятие «правотворчество» можно рассматривать по-разному: это обусловлено множественностью подходов к пониманию правотворчества. При этом важно понимать два положения:
- во-первых, необходимо рассматривать правотворчество в узком и широком смысле;
- во-вторых, для точности понимания необходимо отличать правотворчество от подобных понятий, таких как «правовое образование», «правотворчество» и «нормотворчество» [5].
Существует два основных подхода к определению понятия «правотворчество» [21].
Первый представляет собой достаточно широкий подход, в рамках которого правотворчество понимается как государственная деятельность специально уполномоченных органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. «Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т. е. в форму общеобязательных правовых норм»[11]. Важно понимать, что правовые нормы могут создаваться в различных формах.
Второй подход более узкий: под правотворчеством понимается «деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов».
Таким образом, с процессуальной, узкой позиции правотворчество представляет собой деятельность по созданию, изменению и отмене нормативного правового акта. Стоит отметить, что распространение в последнее время формы права - нормативного правового договора - приводит к акценту на договорное правотворчество. Становится очевидным, что порядок создания нормативного правового договора также может быть закреплен нормативно [2].
На наш взгляд, применительно к Российской Федерации в это определение может быть внесена корректировка, связанная с заменой источника завещания на закон. В ст. 3 Конституции РФ предусматривает, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исходя из этого, мы считаем более правильным рассматривать правотворчество как процесс возведения в закон и оформления в различных нормативно-правовых актах воли не государства, а его народа. Прибегнув к синтезу, можно прийти к следующему определению: правотворчество – это особый вид деятельности по изданию, пересмотру и отмене нормативных правовых актов, связанный с приданием официальной формы воле большинства населения, осуществляемый для регулирования общественных отношений. В рамках данной работы необходимо рассмотреть соотношение понятий «правотворчество», «правообразование», «нормотворчество» [1].
В качестве структурных компонентов в правотворчество включены: понятие, принципы, виды и формы. Как уже говорилось, правотворчеству почти всегда предшествует юридическое образование, поэтому это понятие шире по содержанию, чем понятие и принципы правотворчества.
Феномен правотворчества классифицируется по разным основаниям. Например, правотворчество, понятие, принципы, виды различаются субъектностью, то есть теми институтами, которые имеют право осуществлять данный вид деятельности. Существует такая форма правотворчества, как референдум, который представляет собой прямое, прямое законотворчество всего народа, осуществляемое в ходе голосования. В некоторых странах, например в Швейцарии, этот вид является основным при принятии важнейших решений для всей страны или отдельного региона, в этой стране до трех с половиной тысяч референдумов в год. Наиболее распространенной формой является правотворчество, которое осуществляется специально созданными для этих целей государственными органами. На этом уровне также выделяются различные виды и формы правотворчества [3].
Например, если орган государственной власти сам разрабатывает закон и придает ему юридическую силу, такая деятельность классифицируется как прямое правотворчество. Концепция, принципы, виды его также разрабатываются этим органом.
Если государственный орган передает работы по созданию правовых норм другому органу, такое правотворчество называется делегированным. Уполномоченным правотворчеством называется такая деятельность, при которой государственный орган лишь утверждает правовые акты, разработанные другими организациями, в том числе негосударственными.
Законотворчество классифицируется также по юридической силе принятого правового акта. Например, законотворчеством занимается парламент страны – как высший законодательный орган. Это его прерогатива, закрепленная в Конституции. Все остальные институты власти в этом случае принимают подзаконные акты [4].
Сущность правотворчества определяется следующими особенностями.
Правотворчество является монопольной деятельностью государства. Только государству дано право создавать обязательные для всех юридические правила поведения, устанавливающие границы реализации свободы и вытесняющие нежелательные отношения. Стоит отметить, что монополизация законотворчества не означает, что право создает только государство. Правовые нормы создаются на разных уровнях, включая муниципальный и уровень отдельных учреждений и организаций.
На этих уровнях право создается негосударственными структурами - органами местного самоуправления, работодателями и т.п. Некоторые исследователи в этой связи иногда используют понятие «нормотворчество» именно для определения процесса создания актов на этих уровнях.
Правотворчество – это творческая и интеллектуальная деятельность. В ходе создания, изменения и отмены правовых норм должна проводиться глубокая аналитическая работа по оценке существующей социальной ситуации, выявлению проблемных позиций и их причин. Формулирование текста правовой нормы требует от законодателя сосредоточенного мышления, знания сути вопроса и профессиональной подготовки в конкретной области общественных отношений [6].
Правотворчество осуществляется особым субъектом: «субъектами правотворчества являются государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные особыми полномочиями, а также граждане при принятии законов. на референдуме» [8].
Основной целью правотворческого процесса являются правовые нормы, формально выраженные в форме нормативного правового акта или иного источника права (нормативного договора, правового прецедента и т.п.).
Рассматривая правотворчество в механизме правового регулирования, необходимо отметить, что в системе воздействия права на общественные отношения традиционно выделяют четыре этапа:
- формирование нормативной базы;
- возникновение на основе определенного фактического состава (совокупности юридических фактов) правоотношений между конкретными субъектами права;
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
- наступление правовых последствий в случае неисполнения обязательств или возникновения конфликтной ситуации [7].
Зачастую законодательную систему и правовую систему представляют в виде пирамиды, что вполне логично, учитывая иерархию нормативных правовых актов и правовых норм. Вершиной такой пирамиды являются именно принципы права.
1.2 Принципы правотворчества
Законотворческий процесс осуществляется на основе определенных принципов, определяющих сущность, характерные особенности и общую направленность этого процесса, обеспечивая единство системы нормативных правовых актов.
Принципы правотворческой деятельности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Правотворчество является одной из функций государства, и общие принципы государственной деятельности и конституционной модели государства служат основой правотворчества. Большая часть принципов правотворчества являются общеправовыми, такими как гуманизм и законность. Эти общие принципы адаптированы для различных сфер общественных отношений, отраслей законодательства и государственных учреждений. Существуют также особые принципы правотворчества, например, единство юридической терминологии [9].
Правотворчество осуществляется на основе различных принципов, включая демократичность, законность, гуманизм, научность, эффективность, соответствие формы и содержания, приоритет, экономичность и другие. Главным принципом правотворческой деятельности является гуманизм, который признает высшую ценность прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в Конституции, не могут быть отменены или нарушены законом. В Российской Федерации не должны приниматься законы, ограничивающие свободы человека и гражданина.
Понятие законности также является общеправовым и требует соблюдения законов. Правотворчество должно быть законным как с точки зрения процедуры, так и результата. Законы должны приниматься в соответствии с легитимной процедурой и соответствовать Конституции и другим законам в соответствии с их иерархией [1].
Законность предполагает наличие законов и нормативных актов, регулирующих общественные отношения в конкретной сфере. Однако существующая нормативная база правотворческой деятельности недостаточна. Отсутствуют концептуальные законы, такие как "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", "О Федеральном Собрании (парламенте) Российской Федерации" и "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов". Правовое регулирование правотворчества имеет неоднородный характер: отсутствие основных законов соседствует со существованием законов, регулирующих отдельные аспекты правотворческой процедуры, например, антикоррупционная экспертиза. Процедура принятия законов не регулируется законом, в то время как подчинительное правотворчество детально описано в документах с юридической силой [10].
Принцип демократичности законотворчества означает участие граждан в подготовке и принятии правотворческих решений. Граждане в установленных законом формах принимают участие в принятии правотворческих процедур: подготовке и обсуждении проекта документа, голосовании. Демократия и открытость неотделимы друг от друга в законотворческой деятельности, поскольку предпосылкой и условием участия граждан в законотворчестве является наличие доступной, достоверной информации о деятельности органов государственной власти и проектов документов. Проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах государственных органов для ознакомления и обсуждения граждан. Большое значение имеет четкое установление порядка учета поступающих индивидуальных и коллективных замечаний и предложений, порядка их рассмотрения и использования при доработке законопроектов [11].
Принцип эффективности законотворчества означает, что законотворческие решения должны достигать определенной цели. Преамбула нормативного правового акта, как правило, декларирует цель документа. Нормы-цели и нормы-задачи также используются для раскрытия замысла законодателя. Эффективность правотворчества означает, что нормативный акт достигает именно той цели, ради которой он создан. Достижение актом своей титульной цели свидетельствует о его эффективности. Мониторинг эффективности законодательства является частью процесса мониторинга.
Законотворческий процесс должен быть быстрым, но не суетливым.
Неустойчивость законодательства затрудняет оценку его эффективности. Разумный срок действия нормативного правового акта в течение 3-5 лет позволит увидеть реальные результаты его действия.
Принцип соответствия формы и содержания означает, что уполномоченный правотворческий орган обязан издавать установленные виды нормативных актов в рамках своей компетенции. Форма, то есть вид нормативного акта, должна соответствовать его содержанию, то есть регулировать вопросы, отнесенные к компетенции данного правотворческого органа. Если орган уполномочен издавать несколько видов нормативных правовых актов, то он самостоятельно или с участием вышестоящего органа определяет, какие формы актов будут использоваться для решения определенных вопросов, входящих в сферу его компетенции [12].
В федеративном государстве выбор формы и предмета правового регулирования должен соответствовать разделению компетенции между федерацией и субъектами федерации (см. статьи 71-73 Конституции Российской Федерации) [1].
Для обеспечения единообразия формы и содержания необходимо учитывать разделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты. Законы регулируют важнейшие общественные отношения в общем виде, а подзаконные акты детализируют положения законов.
Принцип приоритетности означает необходимость приоритетного рассмотрения законопроектов, регулирующих основы социальной, экономической и политической систем. Приоритетность предполагает определение приоритета законов и установление порядка принятия других законов в соответствии с интересами граждан, потребностями экономической, социальной и политической сфер.
Планирование является практикой в правотворческой деятельности. Таким образом, правительство имеет план работы по законотворчеству. Широкое распространение получила практика публикации дорожных карт с указанием плановых показателей, которые определяют, кто, когда и по какой причине будет разрабатывать и внедрять (принимать) нормативные акты.
Принцип экономии в законотворчестве означает необходимость свести к минимуму количество актов по одному и тому же вопросу. Законов не должно быть слишком много. В противном случае данная правовая форма обесценивается. Законы должны регулировать важные вопросы; их предмет должен быть значимым и значимым для большинства юридических лиц [13].
Существенным недостатком правотворчества является повтор в нижестоящем документе акта высшей юридической силы (дубликат). Дублирование норм увеличивает объем законодательства, но никоим образом не влияет на степень регулирования общественных отношений.
Научный принцип обязывает законодателя принимать правовые решения, основанные на объективных законах. Научная обоснованность правовых актов требует тщательного учета экономических, социально-политических, экологических и других факторов развития определенной сферы жизни, к которой относится предлагаемый законопроект. Научное, экспертное обеспечение законотворчества устанавливается законом. Научно-консультативные советы действуют на постоянной основе при государственных органах. Научный анализ проводят отраслевые институты (по предмету правового регулирования), специализированные правовые институты (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ).
Принцип единства юридической терминологии означает, что при употреблении понятия в нормативном тексте всегда используется один и тот же термин, а при обозначении разных, несовпадающих понятий следует использовать разные термины. Один термин – одно значение.
Максимально последовательный принцип единства юридической терминологии должен быть реализован в рамках одного нормативного акта. Здесь терминологическая неточность становится существенным нарушением законодательной техники. Важно согласовать терминологию, используемую в проектах, с терминологией существующих актов, а также других аналогичных по содержанию законопроектов. Языковая неопределенность является одним из факторов, вызывающих коррупцию [14].
Возникает необходимость создания единого словаря юридических терминов и последующего контроля специалистами за правильностью использования терминов в проектах законов и других нормативных актов в соответствии с ним.
Принципы правотворчества обеспечивают единство правовых процедур на всех уровнях: федеральном, субъектах Российской Федерации, местном самоуправлении.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2009. – №4.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ от 06.10.2003 № 40 ст. 3822.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ от 05.12.1994 № 32 ст. 3301.
4. Бернацкий Г.Г., Теория государства и права: учеб. / Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 753 с.
5. Бошно С.В., Принципы правотворчества // Право и современные государства. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-pravotvorchestva (дата обращения: 12.03.2024).
6. Бузун, Е. В. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2022. – №4 (39). – С. 269-271.
7. Егоров Н. Д., Гражданское право как отрасль права // Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / под ред. Ю. К. Толстого. М., 2013. 784 с.
8. Корнеев, Е. Э. Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации / Е. Э. Корнеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79164/ (дата обращения: 14.03.2024).
9. Листратов И.В., Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы / И.В. Листратов // Ученые записки. – 2022. – №1. – С. 91–94.
10. Магазинер Я. М., Избранные труды по общей теории права / отв. ред. А. К. Кравцов. СПб., 2006. 352 с.
11. Магомедова Е.А., Принципы правотворчества как фактор обеспечения прав человека / Е.А. Магомедова // Научные труды Калужского государственного университета. – 2017. – С. 230–232.
12. Мазуренко А.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореф. дис. д.ю.н. – Саратов, 2021. – С. 11.
13. Максимов Д.А., Правотворчество в Российском обществе: понятие и принципы / Д.А. Максимов, Д.И. Кузнецов // Феми- да. Тезисы VIII Междунар. конкурса науч.-исследоват. работ молод. уч. – 2022. – С. 133–135.
14. Малышева И.В., Правотворчество в современном мире: учеб. пособ. / И.В. Малышева – Новокузнецк: КИ ФСИН России, 2018. – 44 с.
15. Малько А.В., Мазуренко А.П. Стратегия и тактика как элементы правотворческой политики // Юридическая техника. – 2019. – №9.– С. 436-443.
16. Матвеева М.А., Теория правотворчества: методологические и концептуальные аспекты: дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Матвеева. – М.: Рос. ун-т транспорта (МИИТ), 2017. – 226 с.
17. Межеккей А.В., Виды правотворчества // Право и государство: теория и практика. 2023. №1 (217). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-pravotvorchestva (дата обращения: 12.03.2024).
18. Орлова А.С., Правотворчество в россии: проблемный анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №10-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravotvorchestvo-v-rossii-problemnyy-analiz (дата обращения: 14.03.2024).
19. Петражицкий Л. И., Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. 608 с.
20. Полеводина Г.А., Понятие правотворческой деятельности / Г.А. Полеводина // Молодой ученый. – 2017. – №38. – С. 87–90.
21. Полищук, М. Д. Понятие, принципы и формы правотворчества органов исполнительной власти в Российской Федерации / М. Д. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83974/ (дата обращения: 14.03.2024).
22. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. СПб., 2005. 472 с.
23. Правотворчество : учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16843-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531878 (дата обращения: 14.03.2024).
24. Румянцев М.Б., Предмет общей теории правотворчества. Виды правотворческого процесса Образование. Наука. Научные кадры / М.Б. Румянцев. – 2019. – №1. – С. 17–24.
25. Румянцев, М. Б., Правотворчество в Российской Федерации: монография /М.Б. Румянцев. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 324 с.
26. Самородов В.Ю., Региональный аспект культуры современного российского правотворчества: к теории и практике вопроса // Государственно-правовые исследования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-aspekt-kultury-sovremennogo-rossiyskogo-pravotvorchestva-k-teorii-i-praktike-voprosa (дата обращения: 14.03.2024).
27. Стуколова Л.С., Правотворческая деятельность / Л.С. Стуколова, А.И. Хуснутдинова // Аллея науки. – 2018. – №7. – С. 717–720.
28. Фетисов А.А., Юрков Д.В. Правотворчество: понятие, признаки, принципы, результаты // Интерактивная наука. 2022. №10 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravotvorchestvo-ponyatie-priznaki-printsipy-rezultaty (дата обращения: 12.03.2024).
29. Фетисова, С. С. Уровни осуществления правотворчества в Российской Федерации / С. С. Фетисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111333/ (дата обращения: 14.03.2024).
30. Шафран С.И., Правотворчество: понятие, принципы, виды, стадии / С.И. Шафран // Студент года. – 2022. – №2. – С. 148–150.