Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА 6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Акцентуации характера: их типы, причины и особенности их проявления у подростков 9
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 16
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 17
2.1. Формы работы с акцентуациями характера у подростков 17
2.2. Работа педагога-психолога с подростками с акцентуациями характера 20
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Фрагмент для ознакомления
2
Словосочетание «подростковый возраст» (англ. Adolescense) происходит от латинского adolescere, что означает «расти», «становиться зрелым». Подростковый возраст – это возрастной период, находящийся между детством и зрелостью. Он знаменуется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации деятельности и поведения к самодетерминации. Эта стадия жизни человека рассматривается рядом исследователей как стадия наиболее интенсивного формирования субъектных свойств личности [1].
Филип Райс в своей книге «Психология подросткового и юношеского возраста», в которой дано это определение, указывает подростковый возраст как период 11-19 лет – такая классификация принята в США, а также делит подростковый возраст на 3 периода: младший (11-14 лет), средний (15-17 лет) и старший (от 17 лет) [17].
Но при выполнении данной работы использовалась классификация Л. С. Выготского, где подростковый возраст – это возрастной период 11-15 лет [3].
Подростковый возраст по праву считается самым трудным периодом развития человека. Он является периодом полового созревания, когда у человека формируется репродуктивная система. В связи с этим у подростка наблюдается рассогласование и перестройка биологических процессов: неустойчивость гормонального фонда, изменение массы тела, изменение роста, а также внутриличностные конфликты, которые выплескиваются и во внешнюю среду. Традиционная система факторов, предопределяющая развитие самосознания ребенка, приобретает существенные смещения, акценты, парадоксы. Эти изменения происходят на внутреннем и внешнем уровнях и приводят к определенным моральным самоосмыслениям. В этот период у человека происходит активное формирование личности.
Именно у подростков ярче всего выражены некие акцентуированные черты характера, которые при определенных неблагоприятных факторах могут перерастать в психопатии.
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников, имеющих отклонения в поведении. Именно в подростковом возрасте, который является одним из сложнейших кризисных периодов в жизни человека, наблюдается относительный пик расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и их характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с отклоняющим поведением. И одна из основных задач специалиста - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических и коррекционных мероприятий психолого-педагогического характера.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: акцентуации характера как составляющая личности подростков 14-15 лет
Цель исследования: изучить проявление акцентуированных черт характера у подростков 14-15 лет
Задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста
2. Изучить характеристику и типы акцентуаций
3. Изучить формы и методы акцентуаций подростков 14-15 лет.
Методы исследования: Анализ литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Согласно возрастной классификации Л. С. Выготского, период подросткового возраста следует за периодом младшего школьного возраста (7-11 лет). Переход из этого периода к подростковому характеризуется возникновением качественных образований. Эти образования есть становление нового уровня самосознания «Я-концепции». «Я-концепция» - это осознанное когнитивное восприятие и оценка индивидуумом самого себя. Она является основой для самооценки, которая придает человеку чувство достоинства. В «Я-концепции» развиваются знания человека о том, кто он есть. Подросток пытается оценить себя со стороны физических характеристик, личных качеств, черт характера, а также социальных ролей и статусов [14].
Впервые психологические особенности подросткового возраста были описаны С. Холлом. Он указал на противоречивость поведения подростка и он же представил этот период как кризисный. Также С. Холл считал, что негативные проявления подростка, о которых будет написано ниже, являются спецификой данного этапа общего развития человека [7, 14].
Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения процесса формирования личности детей на этом этапе. Помимо изменений в личности, происходят и существенные изменения в анатомии и физиологии подростков. Анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно через культурные и социальные представления о культурном развитии. При этом природные особенности – это только предпосылки развития [7, 15].
Один из первых симптомов, указывающих на начало переходного периода – это чувство взрослости. Д. Б. Эльконин определял, что «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [19].
Отечественные ученые характеризовали подростковый период такими психологическими особенностями как
1. Возникновением чувства взрослости и реакцией эмансипации. Стремление к взрослости — это желание «вырваться из детства», расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении себя. Он добивается этой цели с помощью протестов и неподчинения взрослым. Часто эти протесты бывают слишком вызывающими. Почти все заядлые курильщики попробовали свою первую сигарету именно в период между 11 и 15 годами. Это приводит к психологическим патологиям, нервным расстройствам, ослабеванию внимания, памяти, а также к ухудшению здоровья подростка. Также сюда можно отнести проблему суицида. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Для некоторых из них суицид – это своего рода демонстрация [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ануфриюк, К. Ю. Типы субъектности у подростков / К. Ю. Ануфриюк // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 1. – М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 232 – 233.
2. Вдовина Д. В. Волевая регуляция и акцентуации характера личности спортсмена-подростка / Д. В. Вдовина, Т. В. Огородова // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 1. – М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 498 – 499.
3. Выготский, Л. С. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. Т. 1. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. для студ. всех спец. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
5. Глебов, В. В. Уровни адаптированности личности подростков в эмоционально-поведенческой регуляции / В. В. Глебов // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 1. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 503 с.
6. Гуляева, К. Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция / К. Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3. – С. 107 – 110.
7. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
8. Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко [электронный ресурс]URL: https://studfile.net/
9. Клименко, В. А. Основы педагогики и психологии / В. А. Клименко, И. И. Лобач. – Минск.: БНТУ, 2010. – 405 с.
10. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Речь, 2009. – 256 с.
11. Максименкова, Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л. И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета: – 2008. - № 5. – С. 126 – 130.
12. Молчанова, О. Н. Уровень и основания самооценки / О. Н. Молчанова, Т. Ю. Некрасова // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 1. – М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 216 – 218.
13. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 687 с.
14. Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 54 – 60.
15. Остапова, А. В. Психологические особенности подросткового возраста / А. В. Остапова // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. – С. 109 – 110.
16. Паршукова Л.П., И.В. Выбойщик // Акцентуации характера Учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик — 3-е издание. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015 — 94 c.
17. Подольский, А. И. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. Часть 3. (Окончание) / А. И. Подольский, Е. А. Бурмистрова и др. // Вестник практической психологии образования. – 2015. – № 2. – С. 71–83.
18. Попов, Ю. В. Особенности суицидального поведения у подростков / Ю. В. Попов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. –2011. - № 4. - С. 4-8.
19. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Электронный ресурс] URL: https://www.psychology.ru/
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин, Е. И. Николаева. – СПб.: Питер, 2010. – 812 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.
22. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М.: Гадарики, 2005. – 349 с.
23. Шемякина, О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. О. Шемякина // Психология и право. – 2011. - № 4.
24. Ясникова, Е. Е., Собенников, В. С. Характер. Акцентуации характера. Учебное пособие / Е. Е. Ясникова, В. С. Собенников — 1-е издание. — Иркутск: ИГМУ, 2013 — 27 c