Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом [5].
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает.
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы [11].
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками [8].
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность ученика во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и привлекает сам процесс обучения [5].
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста также очень импульсивны, занятия часто становятся быстрыми, насыщенными и напряженными. Детям ни в коем случае нельзя скучать – необходимо довольно часто менять характер упражнений, не затягивать перерывы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие малыши не могут концентрироваться на одном деле более 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие ученики уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла информации, которую им представляет учитель, в отличие от учеников с их вопросом "почему?».
Еще одна особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память учащегося приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование в психологии младших школьников – это выработка волевого поведения, планирование результатов действия и рефлексии. Ученик становится самостоятельным, формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Наиболее отчетливо в младшем школьном возрасте проявляется мотив успеха, иногда – мотив избежать неудачи [13].
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменить отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в самом раннем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешним воздействиям, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностями, стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к детскому сообществу.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель для них авторитет, поэтому он должен создавать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому эти психические особенности необходимо учитывать при обучении младших школьников.
Учеба, являясь основным видом деятельности, предъявляет ряд требований к младшему ученику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию навыков и умений, необходимых для успешной учебы.
Младший школьник учится правильно распределять свое время, взаимодействовать с коллективом, общаться с большим количеством сверстников и преподавательского состава [1].
Ребенок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки теперь связаны с умственной деятельностью, но у него все еще есть потребность в игровой деятельности. В школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, тем не менее, играет важную роль в умственном развитии ребенка.
Основой воспитания и образования подрастающего поколения является начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слушать, говорить, сопереживать.
Образовательный процесс начальной школы является одной из фундаментальных составляющих формирования личности ученика.
Личность учителя играет очень важную роль в этом процессе, потому что он является стандартом для младших учеников. Младшие школьники стараются во всем походить на учителя. Им кажется, что все их действия имеют положительную направленность.
Именно в школе ребенок проводит большую часть своего времени. Таким образом, формирование личности ребенка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.
Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста напрямую связан с "развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием мышления" [8].
Формирование личности младшего школьника напрямую зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребенка обусловлено отношениями с взрослыми, их образцами и оценками, соблюдением правил и усвоением научных понятий.
Именно в процессе обучения ребенок усваивает знания, формируются интеллектуальные силы, ориентируется в новом объективном мире, происходит процесс социализации личности ребенка. Именно в учебной деятельности ребенка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие учащегося.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж, 2004. – 106 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 2007. – 767 с.
3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания / Н.М.Борытко // Внешкольник. – 2002. -№ 6. – С.15-22.
4. Бубеев Ю.А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация / Ю.А. Бубеев, А.И.Романов, В.В Козлов. – М.: Слово, 2008. – 317 с.
5. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / А.Е.Войскунский // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. – № 3. – С. 25-34.
6. Евстигнеева Ю.М. Особенности обращения к компьютерным играм в школьном возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. - М.: РГБ, 2003. – 171 с.
7. Иванов М.А. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование зависимости человека от компьютера / М.А.Иванов // Психол. журн. – 2011. – № 2. – С.24.
8. Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2008. – 154с.
9. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 2003. – 103с.
10. Кочина М.Л. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / М.Л.Кочина, Л.В.Подригало, В.М.Синайко, А.В.Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. – 2003. – Т. 9. – № 1. – С.36-37.
11. Курганский С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С.М.Курганский //Завуч начальной школы. – 2004. – № 6. – 89 с.
12. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В.Н.Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С. 26-29.
13. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И.Никитина, М.Р.Глухова – М., 2005. – C. 86.
14. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И.Новосельцев // Директор школы. – 2003. – № 9. – С.13-18.
15. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать / Е.Ф.Польшакова // Физкультура в школе. – 2008. – № 5. – С.9-12.
16. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в современной подростковой культуры / В.М.Розин // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 17-23.
17. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А.В. Федоров. – М.: Академия, 2018. – 89 с.