Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Эмотивная лексика как объект изучения лингвистики
Эмотивность является междисциплинарным научным термином, который определяется в научной литературе как языковые возможности передачи чувств, эмоций и психологического состояния людей. Эмотивность может являться предметом исследования психологии, лингвистики, этимологии, психолингвистики и многих других областей научного знания .
Язык каждого народа обладает индивидуальным эмотивным кодом, который формируется посредством сочетания различных эмотивов, под которыми понимаются специфические средства любого языка, которые необходимы для выражения различных психологических аспектов существования человека .
По сути, эмотивный код представляет собой взаимосвязь психологических особенностей представителей той или иной нации и тех средств вербализации, которые в национальном языке данного этноса приняты. Таким образом, эмотивность имеет выраженные национальные черты и определяется характером менталитета и этническими особенностями культуры любого народа .
В научной литературе выделяют две основные функции, которые выполняют эмотивы :
– эмотивная, которая иначе называется функцией выражения, связана с тем, что субъект коммуникации использует определенные языковые средства для выражения своих эмоций, актуального психологического состояния;
– экспрессивная, которая также называется функцией воздействия, определяется возможностью применения средств языка для воздействия на партнера коммуникации, вызова у него необходимых эмоций, введения в требуемое субъекту коммуникации психологическое состояние.
При этом многие исследователи утверждают, что грань между реализацией этих функций у субъекта коммуникации практически отсутствует, поскольку, используя определенные речевые средства, он одновременно и выражает свои эмоции и оказывает влияние на психологическое состояние собеседника .
Лексическая эмотивность любого речевого высказывания, вне зависимости от того, имеет оно устный или письменный характер, наиболее выражена и представлена тремя категориями лексических средств, которые представлены на рисунке 1.1 .
При этом нужно отметить, что эмотивность любого лексического средства может являться ситуативной, т.е. в обычном словарном значении та или иная лексема не наделена признаками эмотивности, однако в определенном контексте слово наделяется весьма эмотивными качествами, которые определяются языковым сознанием как субъекта, так и объекта коммуникации .
Необходимо понимать, что ни одно речевое высказывание, которое не реализуется в официально-деловом стиле, фактически не может не характеризоваться эмотивностью. Она выступает в качестве одного из главных признаков художественных и публицистических текстов, а также разговорной речи, поскольку без передачи эмоционального и психологического состояния субъекта такие коммуникации невозможны .
Эмотивность придает субъекту речевого высказывания большей убедительности, ведь если в коммуникативном акте отсутствуют хоть какие-то эмоции, его эффективность снижается. Довольно скучно слушать собеседника, который монотонно рассказывает какую-либо историю, не используя при этом выразительных средств, которые передают его собственное отношение к предмету рассказа .
Чтение «сухого», официального текста также не вызывает у объекта коммуникации интереса – чем больше в тексте эмотивности, тем проще и комфортнее его читать, тем большее впечатление он производит и тем лучше он запоминается.
Надо отметить также, что эмотивность позволяет «включать» различные ассоциации, которые запускают эмоциональную память, делают восприятие более разносторонним и красочным .
Кроме того, важно рассмотреть такое понятие как «эмотивный тип личности», который нужно изучать для оценки читателя и его восприятия определенных эмоциональных особенностей художественного текста .
Так, под эмотивным типом личности понимается способность и необходимость человека сочувствовать и сопереживать другим. Такие люди глубоко переживают чье-то горе, ощущают реальные страдания при восприятии чужого горя. Они не могут спокойно смотреть на чью-то боль, ранение, смерть .
Такие читатели подвергаются очень сильному воздействию эмоциональных сцен, которые существуют в различных медиатекстах, часто переносят ощущения автора на себя, а потому могут стать полностью вовлеченными в сюжет медиатекста и как быть участниками всех событий .
Зачастую чрезвычайно эмотивные читатели в некоторой степени трансформируют реальные события, рассматривая их через призму собственных эмоцией и отклоняясь от заданного автором смысла, что приводит к различным трактовкам одного и того же художественного произведения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова, Н.В., Щербакова, Е.Н., Сваницкая, И.И. Категория эмотивности как предмет мультидисциплинарного исследования: история и современные подходы / Н.В. Абакумова, Е.Н. Щербакова, И.И, Сваницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкознания». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 70–82.
2. Баребышева, А.П., Гусева, М.М., Заврагина, Ю.А. Принципы эмоционального отражения литературной реальности в художественных текстах: методологические подходы / А.П. Баребышева, М.М. Гусева, Ю.А. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современно гуманитарной науки». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2022. – С. 42–54.
3. Беляева, Е.В. Характеристика пользовательского и журналистского контента / Е.В. Беляева // Молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). – URL: https://moluch.ru/archive/418/92853/ (дата обращения: 16.03.2024).
4. Владимирова, А.В. Эмотивность как самостоятельная лингвистическая категория / А.В. Владимирова // Сборник статей Сибирского федерального университета. Филологические науки. – Новосибирск: Издательство Сибирского федерального университета, 2019. – URL: https://novainfo.ru/article/16179 (дата обращения: 19.03.2024).
5. Волкова, А.Е. Проблемы выражения эмоций в языке и художественных текстах / А.Е. Волкова // Молодой ученый. – 2021. – № 16(358). – URL: https://moluch.ru/archive/358/80075/ (дата обращения: 25.09.2022).
6. Герасименко, И.Е., Тютрина, О.М. Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – URL: https://moluch.ru/archive/117/32368/ (дата обращения: 19.03.2024).
7. Демидова, М.А., Сонорская, В.В., Чугайлова, М.И. Эмотивность речи как характерологический признак коммуникации / М.А. Демидова, В.В. Сонорская, М.И. Чугайлова // Проблемы современной коммуникации. – 2021. – № 7. – С. 40–47.
8. Колесов, С.Г. Психологический тип в психологии / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-tip-v-psihologii (дата обращения: 19.03.2024).
9. Колпакова, Е.П., Хрисанфова, В.В., Желудков, Н.А. Эмотивность речевого высказывания как предмет психолингвистического исследования / Е.П. Колпакова, В.В. Хрисанфова, Н.А. Желудков // Вестник Ивановского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–43.
10. Кулакова, В.М., Щетинина, А.А., Моисеенко, М.А. Основные характеристики речевого высказывания: научные подходы к исследованию проблемы / В.М. Кулакова, А.А. Щетинина, М.А. Моисеенко // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 66–78.
11. Ломаченкова, М.Б., Фартутдинова, И.И., Смирницкая, Е.Н. Проблемы эмоционального восприятия современных литературных произведений: социальный и психологический аспекты / М.Б. Ломаченкова, И.И. Фартутдинова, И.И. Смирницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социальные, культурные и психологические проблемы современного общества: вопросы и ответы». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 30–38.
12. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку: для студентов-журналистов / Л.М. Майданова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. – 348 с.
13. Марьянова, А.С., Коноваленко, М.И., Пирогова, А.С. Эмотивность в художественных текстах: проблемы и перспективы: методология исследования / А.С. Марьянова, М.И. Коноваленко, А.С. Пирогова // Вопросы литературоведения. – 2021. – № 5. – С. 88–101.
14. Осторожно, Собчак! Канал // Youtube. – 2024. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCvQXaJTjA3jRucTKN4CGiwg (дата обращения: 20.03.2024).
15. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 530 с.
16. Розенталь, Д.Э., Голуб, М.А., Теленкова, М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, М.А. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 458 с.
17. Сагайдачная, М.М. Психотипы личности и акцентуации характера / М.М. Сагайдачная // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2020/03/03/psihotipy-lichnosti-i-aktsentuatsii-haraktera (дата обращения: 19.03.2024).
18. Сидоров, В.А. Журналистский текст и социальная действительность: познание, отражение, преобразование / В.А. Сидоров // Социология журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2004. –С. 90–103.
19. Соболева, А.В. Классификации оценочной лексики: критерии и виды / А.В. Соболева // Вестник Тульского государственного университета. – 2023. – № 4. – С. 45–56.
20. Телицына, Е.Л. К вопросу о разграничении понятий эмоциональность, оценочность и экспрессивность / Е.Л. Телицына // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-emotsionalnost-otsenochnost-i-ekspressivnost?ysclid=ltzhnj5a3s922289386 (дата обращения: 19.03.2024).
21. Ульянова, М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению / М.А. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-emotivnosti-kak-lingvisticheskoe-ponyatie-i-osnovnye-podhody-k-ee-izucheniyu (дата обращения: 19.03.2024).
22. Чевозерова Г.В. Проблемы познания в журналистике. Достоверность журналистской информации / Г.В. Чевозерова // Медиаскоп. – 2016. – Вып. 1. – URL: http://mediascope.ru/?q=node/2090 (дата обращения: 16.03.2024).
23. Чепурченко, А.А., Ситникова, Л.Д., Валинбаева, Ю.С. Современные подходы к исследованию эмотивности художественных текстов: классификация приемов и характер применения различных языковых средств в ситуации трансформации литературной реальности / А.А. Чепурченко, Л.Д. Ситникова, Ю.С. Валинбаева // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 95–107.
24. Шаховский, В.И. Дихотомия «эмоциональность» vs «эмотивность» в научном дискурсе / В.И. Шаховский // Слово – сознание – культура: сб. науч. тр. сост. Л.Г. Золотых. – М. : Флинта : Наука, 2006 – С. 304–309.
25. Labelsmart. Подкаст // Youtube. – 2024. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCnDgIiMU3CyNHGP9wlLbgqw (дата обращения: 20.03.2024).
26. Mikhailov_TV. Канал // Youtube. – 2024. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCboXkt_8Eeh_4IXyTKGi5xg (дата обращения: 20.03.2024).