Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Основные теории мотивации персонала
Мотивация представляет собой стимулирование людей к действиям, результатами которых являются достижения стратегических целей организации. При этом само стимулирования людей к трудовой деятельности применяется издавна. Для культивации этой установки используются разнообразные способы в зависимости от различных факторов. Одним из которых является степень развития общества; от этой зависимости выбираются инструменты прикладного воздействия; так, например, во времена капитализма люди боялись умереть голодной смертью, потеряв средства к существованию [2, с.45]. Но с течением времени общество активно развивалось, повышался уровень жизни людей и в целом общества и таким образом появляется необходимость внедрения новых инструментов влияния на людей, в силу устаревания и неактуальности старых методов, для того чтобы у них появилось желание к активному труду, к реализации своих карьерных устремлений.
Одним из основоположников на пути поиска стимулирующих факторов стал Ф. Тейлор [2, с.31]. Он предложил разделить труд, что позволило как можно лучше и индивидуальнее организовать рабочее место, подстроив его под определённый вид деятельности, что в свою очередь позволяет сотруднику быстрее справляться с поставленными задачами, а также снизить свои энергозатраты и соответственно выполнить больший объём работы за то же время. Плюсом к этому стало то, что Ф. Тейлор ввёл оплату труда, которая становилась в непосредственную зависимость от количества и качества выполненной работы, следовательно, это стало определяющим стимулом рабочих. Равным образом повысился уровень жизни людей. Также он предложил нормирование рабочего времени. Вследствие этих действий улучшалось трудовое законодательство. А с улучшением благосостояния у рабочих возрастали другие потребности, помимо выживания и стабильного заработка.
Так, одной из самых известных теорий содержания мотиваций является теория, разработанная Абрахамом Маслоу [1, с. 52]. Данный исследователь изобразил иерархию потребностей в виде пирамиды, названной пирамидой Маслоу. Суть его концепции в аспекте мотивации человеческого поведения состоит в том, что новая потребность у субъекта становится актуальной лишь только после удовлетворения предыдущей потребности. Итак, иерархия мотивов и потребностей по А. Маслоу представлена следующим образом:
Прежде всего – это базовые потребности на основе физиологического фактора – нужда в пище, воде, сне, дыхании. В рабочем процессе это гарантия оплаты труда. На втором месте у человека в структуре его мотивации лежит потребность в безопасности, защите, порядке. В организации в аспекте мотивационно-трудового поведения сотрудников - это безопасные условиях труда, социальный пакет. Третьими являются потребности в любви. Люди, которые обеспечены витальными потребностями и находящиеся в безопасности, испытывают нужду в семье и друзьях. В коллективе это хорошие отношения с другими сотрудниками, начальником. Следующими являются потребности в уважении, успехе, социальном статусе. В организациях это повышение уважения коллег и начальства путём взятия дополнительных обязанностей. Наивысшим уровнем, венчавшим пирамиду потребностей А. Маслоу, является потребность в творчестве. В рабочем процессе таким удовлетворением данной потребности может быть личностный рост, продвижение по организационной иерархии.
Необходимо отметить, что рассмотренная выше пирамида А. Маслоу и в настоящее время пользуется широкой популярностью и признанием среди организационных психологов при формировании систем мотивации и стимулирования персонала. При этом важно учитывать, что если у сотрудников не удовлетворены основные уровни мотивации (т.е. базовые потребности), то построение систем на следующих уровнях мотивации является неэффективным.
Теория приобретенных потребностей в человеческом поведении исследователя Д. Мак-Клелланда основывается на удовлетворении потребностей высшего уровня, к которым непосредственным образом относятся потребности в [2, с.172]: 1) успехе; 2) власти; 3) причастности.
Потребность в успехе становится неопровержимым подтверждением успеха и статуса конкретного индивидуума. Люди с такой потребностью завершают работу до логической точки и не любят сильный риск, также они считают, что их труды должны быть адекватно оценены и оплачены достойно в соответствии с затраченными усилиями. Они любят брать на себя личную ответственность. Потребность во власти находит выражении желании манипулировать и управлять другими людьми. Это такие люди, которые яро отстаивают свои интересы и взгляды на определённые ситуации. Их возбуждает предвкушение управлять коллективом, организацией, так как это может удовлетворить их желания быть властными. Потребности в причастности по Д. Мак-Клелланду похожа теорию по А. Маслоу. Это проявление необходимости в друзьях, налаживании хороших отношений в коллективе, помощь другим людям. Такому человеку по душе придётся работа, на которой у него будет множество возможностей в общении с людьми, помощи им, нахождении своей нужности другим. Например, социальная работа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрахам Г. Маслоу. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 2001.
2. Адаир Джон. Эффективная мотивация. -М.: Эксмо, 2019.
3. Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебное пособие / А.В. Аверин. – М.:Изд. РАГС, 2018. – 224 с.
4. Аллин О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. - М.: Генезис, 2021. - 248 c.
5. Веснин В.Р., Менеджмент в схемах и определениях, учебное пособие - М: изд. Проспект, 2019. 201 с.
6. Веснин В.Р., Управление персоналом: теория и практика: Электронный учебник. - М.: Кнорус, 2022. 374 с.
7. Волосский, А.А. Мотивация и стимуляция труда. - М.: Техносфера, 2020. - 524 c.
8. Горелов Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход. М.: Юрайт, 2023. – 568 с.
9. Гусарова М.А. Тропынин А. Стратегия управления персоналом: понятия и классификация // Кадровик. Кадровый менеджмент. – № 7(июль). – 2019. – С.32-37.
10. Десслер Г. Управление персоналом: Учебн. Пособие. / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 2022. – 371 с.
11. Иванова С. В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 286 с.
12. Иванцевич Д.Л. Лобанов А.Б. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М., 2020. 287 с.
13. Кафидов В.В., Современный менеджмент, учебник - М: МФПУ Синергия, 2017. 406 с.
14. Кинан К. Эффективная мотивация. – М.: Эксмо, 2021.
15. Кротова Н.В. Управление персоналом. - М.: Финансы и статистика, 2021. 408 с.
16. Ландсберг, М. Дао мотивации. Вдохновляй себя и других. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 728 c.
17. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М., 2021. – 318 с.
18. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. - М: Кнорус, 2022. 481 с.
19. Лукашевич В.В., Управление персоналом: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 311 с.
20. Лукьянова Т.В., Ярцева С.В., Коновалова В.Г., Управление персоналом. Управление инновациями в кадровой работе. – М.: Проспект. 2020. – 116 с.
21. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. – Харьков: Гуманитарный центр, 2020.
22. Полукаров В. Л., Петрушин В. И. Психология менеджмента. – М.: КноРус, 2021. – 160 с.
23. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. - СПб.: Питер: Питер принт, 2021. 291 с.
24. Свиридова Т. А., Вобликова А. С. Мотивация персонала как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 2. – С. 536–540.
25. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 317 с.
26. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов – М.: Эксмо, 2014. – 420 с
27. Человеческий капитал – как фактор опережающего экономического развития. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://www.creativeconomy.ru/ articles/2199/
28. Компания Яндекс [Электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/company (дата обращения 08.03.24)
29. Яндекс объявляет финансовые результаты за I квартал 2018 года [Электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/company/press_releases/2018/0425 (дата обращения 08.03.24)
30. Как работают в «Яндексе» [Электронный ресурс] – URL: https://www.the-village.ru/village/business/office/176795-kak-rabotayut-v-yandekse (дата обращения 08.03.24)
31. Отчет о доходах YNDX [Электронный ресурс] – URL: https://ru.investing.com/equities/yandex-income-statement (дата обращения 08.03.24)
32. Поисковые системы мира, статистика 2018 [Электронный ресурс] – URL: https://marketer.ua/search-engine-stat-2018/ (дата обращения 08.03.24)
33. LiveInternet.ru [Электронный ресурс] – URL: https://www.liveinternet.ru/ (дата обращения 08.03.24)
34. Компания Яндекс [Электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/company (дата обращения 08.03.24)
35. Миллиарды «Яндекса». В процессе поиска [Электронный ресурс] – URL: https://www.forbes.ru/tehno/internet-i-telekommunikatsii/65029-v-protsesse-poiska (дата обращения 08.03.24)
36. Актуальные проблемы современного менеджмента [Электронный ресурс] – URL: https://works.doklad.ru/view/A7i-Wd9HJJM.html (дата обращения 08.03.24)