Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ценовая политика - совокупность стратегий и мероприятий по управлению ценообразованием и ценами, искусство установления на товары цен, которые соответствовали бы конъюнктуре рынка, затратам на производство, приносили плановую прибыль и удовлетворяли покупателя. Ценовая политика, обычно, рассматривается в контексте общей политики организации.
Ценовая политика складывается из основных двух компонентов, а именно - тактики и стратегии касательно ценообразования. Говоря о втором элементе, можно сказать, что он подразумевает долгосрочное позиционирование продукта в условиях рынка. Здесь важно определиться с ценовым сегментом, выбрать методику, которая будет применяться при определении стоимости. Тактика ценообразования подразумевает разработку краткосрочных мер, которые обеспечат эффективные продажи в конкретный период времени.
Ценовая политика должна корректироваться в зависимости от изменений на рынке.
Ценовая политика – один из основных моментов в работе любого предприятия, а поэтому относиться к ее составлению необходимо очень внимательно.
Перед запуском товаров в продажу необходимо провести маркетинговое исследование на то, какой ценностью для потребителя он обладает. Если пренебречь этим мероприятием, то существует риск установить заниженную цену. Следовательно, можно говорить об упущенной прибыли, которая могла бы способствовать дальнейшему расширению производства. Не нужно недооценивать конкурентов и их политику ценообразования.
Важно провести анализ нескольких сценариев, которые определяют реакцию соперников. В ином случае ценовая политика может быть неэффективной и возможно проиграть конкурентную борьбу [5, c. 92].
Цель курсовой работы – изучить ценообразование и ценовую политику на предприятии по производству бытовой техники.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и цели ценовой политики предприятия.
2. Изучить особенности ценообразовании на предприятии по производству бытовой техники на примере ООО «Свар»
3. Предложить пути совершенствование ценовой политики и ее влияние на показатели ООО «Свар».
Объектом исследования выступает компания ООО «Свар».
Предмет исследования – ценовая политика предприятия.
Теоретическая основа работы - труды зарубежных и отечественных ученых в области экономической теории, теории ценообразования: Атласкирова М.Н., Баканов М.И., Басовский Л.Е., Гелюта И.Ф., Дейли Дж., Паршин В.Ф., Пастернак Ю.Д., Салимжанов И.К.
Методы исследования. При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.
Структура работы. Курсовая работа структурно содержит введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы изучения ценообразования и ценовой политики предприятия
1.1. Понятие и стратегии ценовой политики предприятия
Цена –характеристика товара, которая оказывает влияет на решение потребителя. Ценовой уровень продукции формирует на нее спрос. Для определения стоимости товара во внимание берут множество факторов: репутация продукта и себестоимость производства, объем занимаемого рыночного сектора компании, ценовая политика фирм-конкурентов и т.д.
На промышленном рынке организаций-потребителей цена является лишь одним из нескольких возможных объектов переговоров между предприятием-продавцом и организацией-покупателем. На уровне предприятия цена играет двойную роль: с одной стороны, она является средством стимулирования спроса на товар, а с другой - важным источником получения прибыли.
На рынке ТПП организации-покупатели более чувствительны к изменению цены на продукцию, которую они потребляют, присоединяют или использующих в процессе производства, если это приводит к изменению цены на их конечный продукт, и таким образом, влияет на поведение покупателей. Чувствительность покупателей к изменению цены повышается, если подобные изменения не имеют места в их конкурентов.
Организованные покупатели менее чувствительны к изменению цен на промышленные товары, если это касается расходов, которые не вызовут непосредственного изменения в цене конечной продукции. Дополнительные же затраты на более совершенное оборудование чаще способствуют уменьшению цены товарной единицы.
Работа по формированию ценовой политики состоит из таких этапов, как:
- постановка целей ценообразования;
- изучение условий ценообразования (исследование цен конкурентов, анализ предложения, спроса);
- определение метода ценообразования;
- установление итоговой цены.
Стратегия образования цен – это одно из самых важных направлений хозяйствования предприятия, которые определяют его эффективность.
Существуют такие стратегии ценовой политики, как:
- Политика «издержки плюс прибыль» - политика, когда цена формируется методом сложения запланированной прибыли и рассчитанных издержек на продажу и производство продукта. При подобном подходе предприятие начнет производство, если прогнозируемая цена не будет меньше суммы запланированной прибыли и расходов. На конкурентных наполненных рынках все происходит наоборот, т.е. рыночные цены определяют затраты. Предприятия выпускают продукцию, затраты на производство которой соответствуют рыночной текущей цене. При этом подходе организация способна проводить функционально-стоимостной анализ продаж и производства продукта. Данный анализ направлен на исследования технологий и конструкции создания продукта для нахождения способов снижения расходов. Начинают проведение функционально-стоимостного анализа с высоко затратных производств и много детальных, металлоемких систем.
Заметное снижение затрат будет итогом уменьшения и пересмотра регулярных затрат на продажи и создание товара.
- Стратегия ценовой дифференциации. Проводя работу по определению ценовой политики организации, важно учитывать ценовую эластичность спроса. Грамотный продавец умело дифференцирует цены на продукт. На рынке с низко эластичным спросом он устанавливает высокие цены, в то время как в условиях высоко эластичного спроса цены уменьшения.
Руководствуясь этой стратегией, устанавливается высокая цена для тех клиентов, которые способны приобретать товар по более высокой цене, и цена уменьшается для потребителей с низкими доходами, чьи заработки не позволят купить по высоким ценам. Важно выполнять правило: уменьшение цены не должно привести к затруднениям продаж по высокой цене [10, c. 201].
- Ориентация на лидера отрасли – еще один вариант ценовой политики предприятия. В данном варианте предприятия, которые не обладают ресурсами для проведения исследований рынка и анализа спроса на предмет эластичности, устанавливают свои цены, ориентируясь на лидера отрасли. Такие предприятия доверяют лидирующим предприятиям, которые устанавливают свои цены на основе анализа и детальных исследований.
- Тактика убыточного лидера. Предприятия пользуются этой тактикой при реализации комплексных продаж. Это метод продаж, при котором основной товар продают вместе со вспомогательными (сопутствующими) товарами, запасными частями. На рынках с высокой концентрацией однородных продуктов на высокий уровень продаж выйти сложно, поэтому предприятия применяют эту тактику. Продавец фиксирует низкую цену на оборудование для увеличения спроса на его товары, при этом покупателю предлагает купить оборудование в комплексе с запасными частями, вспомогательными элементами и агрегатами.
Эластичность спроса на комплектующие менее высока относительно спроса на основной товар, поэтому покупатели готовы платить высокую цену за комплектующие и дополнительное оборудование. В итоге продавец компенсирует упущенную выгоду от продажи основного товара.
- Тактика психологического ценообразования ориентирована на психологию покупателя и используется преимущественно для продажи потребительских продуктов.
- Тактика поднятия цены на продукт с уникальными качествами. Продукт, который реализуется предприятием выделяется на фоне иных однородных товаров сервисным обслуживанием, скоростью доставки до покупателя, высоким качеством и т.д. Надбавка к стоимости складывается на основании анализа подобной продукции на рынке, с учетом их худших и лучших характеристик по мнению покупателей.
В итоге определяется стоимость услуги или продукта с повышенным качеством. Надбавка к основной цене может быть 15-20 %.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова, Ю.С. Инновации в российских индустриальных корпорациях: ускорение перехода от идей к бизнес-результатам / Ю.С. Артамонова, П.Н. Биленко // Друкеровский вестник. 2022. № 1 (45). - С. 90-97.
2. Атласкирова М.Н. Ценовая политика предприятия в условиях рынка. Современные наукоемкие технологии. 2020. - С. 82.
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И.Баканов, М.В.Мельник, А.Д.Шеремет. - Под ред. М.И.Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2021. - С. 106.
4. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие / Л.Е.Басовский, А.М.Лунева, А.Л.Басовский. - Под ред. Л.Е.Басовского. - М.: ИНФРА- М, 2022. - (Высшее образование).
5. Баурина, С.Б. Инструменты и методы бережливого производства / С.Б. Баурина // Вестник АКСОР. 2012. № 4 (24). - С. 238-240.
6. Гелюта И.Ф. Ценообразование в системе маркетинга зарубежных компаний: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И.Ф. Гелюта. – Москва: Издательство МГУ им. Ломоносова, 2021. – 211 c.
7. Дейли Дж. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества / Дж. Дейли. – М.: Вильямс, 2019. – С. 304.
8. Паршин В.Ф. Ценовая политика предприятия: пособие / В.Ф. Паршин. - Минск: Выш. шк., 2021 г.
9. Ревин, М.А. Способы снижения себестоимости продукции машиностроительных предприятий / М.А. Ревин, А.Е. Тимонин, Д.В. Хребет // Экономика, менеджмент и сервис: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 ноября 2020 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2020. С. 86-90. EDN EVFIDK.
10. Салимжанов И.К. Ценообразование, учебник 2-е изд. / И.К. Салимжанов. – Москва: Издательство «КноРус», 2020. – 300 с.
11. Ценовая политика компании: цели, формирование и модели [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/9002-qqq-17-m1-23-01-2017-tsenovaya-politika-kompanii
12. Ценовая политика предприятия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessman.ru/new-cenovaya-politika-predpriyatiya.html
13. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева, Е.С. Глазова; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. - 304 с
14. Цены и ценообразование: Ученик для вузов пятый издание (под ред В.Е. Есипова) - СПб: Питер, 2021. – С. 201
15. Яхутль, С.А. Проблемы снижения себестоимости продукции на предприятии / С.А. Хутль, М.З. Битуева // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). - С. 4.