Фрагмент для ознакомления
2
1.Теоретические аспекты сюрреализма как направления в живописи
1.1.Полнятие сюрреализма
Под сюрреализмом понимается особое художественное направление, основанное на необычном взгляде на привычные вещи, на иносказании и абсурде. Данное направление авангардного искусства впервые появилось в 20ые годы ХХ века. Родиной его является Франция. Основа сюрреализма заключается в стирании границы между реальностью и абсурдом, бредом, сновидениями, фантазиями [5, с. 23].
Основателем указанного направления является писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма. В 1924 году в первом «Манифесте сюрреализма» он описал новый творческий метод как «чистый психический автоматизм», «бесконтрольную диктовку мыслей, за границами любых эстетических и нравственных соображений».
Французская приставка «сюр-» означает «сверх-», то есть больше, чем реальность. Основные цели сюрреализма — выйти за рамки реальности, попытаться отразить сны, фантазии, мысли из потаенных уголков подсознания.
Объединяет работы сюрреалистов следующее [17, с. 98].
Перспектива, передача света и тени соседствуют с фантастическими абстракциями. Хоть содержание и отдалено от материального мира, работы подчиняются законам классической академической живописи.
Парадоксы в сочетании форм, размеров и цветов. В работах встречаются «жидкие» камни, животные с удлиненными конечностями, люди без лица — будто герои и предметы выпали из сна.
Аллюзии и визуальный обман. Предмет может оказаться не тем, чем кажется на первый взгляд.
Внешняя фантасмагория сюжетов. На первый взгляд, работа выглядит как визуальный бред, но на самом деле у каждого предмета есть объяснение, основанное на внутренних страхах и желаниях художника.
Свобода и иррациональность. Эпатажность, стремление бросить вызов общественным устоям, морали, религии, традиционному искусству.
С помощью иносказаний сюрреалисты изображали тайные мысли, желания и страхи, бессознательные фантазии, детские и любовные воспоминания, сны. Тем самым художники создавали на холсте некую высшую реальность, которую им подсказывало подсознание.
Это направление пережило несколько кризисов, послужило отправной точкой для развития видженари, арта. Сюрреализм, в отличие от множества других авангардистских художественных течений, нельзя назвать мимолетным явлением в живописи и фантастического реализма, стал составной частью постмодернизма [9, с. 41].
В сюрреалистической практике апробировались самые различные способы отключения или подавления сознания — алкогольное и наркотическое опьянение, спровоцированный транс, сон наяву, автоматические действия, игры в случайность. Участникам этого движения идеальным казалось состояние безумия, галлюцинаторного бреда. Абсурдные акции, которыми так увлекались первые сюрреалисты, были для них не только формой «антибуржуазного протеста», но и отчасти имитацией превозносимого в теории безумия.
На развитие стиля огромное влияние имел очень популярный на то время психоанализ Зигмунда Фрейда, особенно его анализ сновидений. За Фрейдом, сновидение — работа подсознания, которое вырывается на волю, когда сознание отдыхает. Сюрреалисты разделяли соображения ученого о важности подсознания и его неисчерпаемости. Настоящее искусство сюрреалисты видят в отторжении собственной сознательной мысли, ведь мысль субъективна, а искусство должно быть наоборот — объективным. Именно таким является подсознание — сон. Сон — это продолжение реальности, но реальности объективной, которая не навязана определенными идеями сознания и не скованная Супер-Эго или так называемой цензурой сознания.
1.2.Биография Сальвадора Дали
Сальвадор Дали (1904 – 1989) родился в испанском городе Фигерас. Его отец,, был богатым нотариусом.. Мальчик был вторым ребенком в семье, его старший брат,, умер, когда ему было всего два года. Причиной смерти малыша было воспаление мозга. Второго ребенка родители решили назвать Сальвадором в честь умершего сына, им хотелось, чтобы имя Сальвадор снова звучало в доме. Значение этого имени в переводе с испанского – «Спаситель».
Рассказы о мертвом брате, а также походы на его могилу в самых нежных годах не прибавляли душевного равновесия и без того трепетному мальчику. Вместе с тем его очень баловали
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, В.Г. Культурология : учебник / В.Г. Антонов. - М.: Мостекст, 2023. - 429 c.
2. Белякова, А.П. История современного искусства: Учебное пособие / А.П. Белякова. - М.: Вузовский учебник, ОПОРА-А, 2022. - 208 c.
3. Бородин, С.А. История современного искусства: Учебник / С.А. Бородин, О.В. Москалев. - М.: Амадей, 2020. - 408 c.
4. Басманова, А.А. История современного искусства / А.А. Басманова. - М.: МАДИ, 2023. - 296 c.
5. Винникова, Н.И. История современного искусства: Учебник / О.И. Левин, Н.И. Винникова; Под ред. О.И. Левина. - М.: Финансистъ, 2022. - 800 c.
6. Громов, Р.С. Искусство ХХ века Интегрированное учебное пособие / Р.С. Громов. - М.: Дайджет, 2023. – 260 с
7. Железнов, Е.В. История современного искусства: Учебник / Е.В. Железнов. - М: Регента, 2020. - 591 c.
8. Ивнев, Т.Ю. История современного искусства. / Т.Ю. Ивнев. - М.: Финансистъ, 2019. - 304 c.
9. Куликов, Н.И. История авангардного искусства. Общий курс / Н.И. Куликов. - М.: Финансистъ, 2019. - 352 c.
10. Краснухин, В.Л. История авангарда : Учебник / В.Л. Краснухин, О.Л. Коровин. - М.: Финансисстъ2019. - 240 c.
11. Карасева, Т.М. История современного искусства: Учебник / Т.М. Карасева. - М.: Дельтарос, 2022. - 332 c.
12. Конников А.В. Искусство ХХ века: Учебник / А.В. Конникова. – М: Регента, 2020. - 332 c.
13. Кравец В.В. История модернизма и авангарда : Учебник / В.В. Кравец. - М: Регента, 2021. - 332 c.
14. Левин, О.В. История искусств. Учебное пособие / О.В. Левин, О.Н. Афонина. - М.: Финансистъ, 2022. - 360 c.
15. Ладынина, О.И. История современного искусства Учебное пособие / О.И. Лосева. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 251 c.
16. Лосева, О.И. Эстетический слдоварь: Учебное пособие для академического бакалавриата / О.И. Ладынина. - М: Регента, 2021. - 251 c.
17. Марченко, О.В. История современного искусства: Учебник / О.В. Марченко, С.А. Белозерцева. - М.: Амадей, 2022. - 408 c.
18. Ордынцева, Р.Г. История искусств. Учебное пособие / Р.Г. Ордынцева. - М.: Финансистъ, 2019. - 304 c.
19. Прохорова, Н.М. История эстетики Учебное пособие / Н.М. Прохорова, А.А. Ромашова. - М.: Финансистъ, 2022. - 304 c.
20. Расков, М.Л. История искусств. (Бакалавриат и Магистратура) / М.Л. Расков. - М.: Финансистъ, 2022. - 360 c.
21. Селезнев, М.В. История современного искусства: Учебное пособие / М.В. Селезнев. - М.: Финансистъ, 2022. - 416 c.
22. Сафина, О.И. История современного искусства: Учебник / О.И. Сафинаа. - М.: Знание, 2019. - 224 c.
23. Соловцова, Е.Б. История эстетики: Учебник / Соловцова Е.Б.; Под ред. Е.Ф. Железнова. - М.: Регента, 2023. - 591 c.
24. Трофимов, А.М. История авангарда: Учебник / А.М. Трофимов. - М.: Регента, 2022. - 647 c.
25. Трофимов, А.М. История искусств / А.М. Трофимов, Н.К Алешин. - М.: МАКРОКОМ, 2023. - 656 c.