Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цена – особая экономическая категория. В ней находят своё отражение фактически все основные хозяйственные отношения, в данный момент имеющие место в обществе. В первую очередь, речь идет о производстве и реализации продукции, формировании её стоимости. Также цена играет свою роль при создании, распределении и использовании денежных накоплений. Из этого выходит, что цена является одним из ключевых звеньев товарно-денежных отношений.
Между процедурой ценообразования торговой организации и простым расчётом издержек с добавлением планируемой прибыли нельзя ставить знак равенства, так как ценообразование является гораздо более сложным механизмом. Она включает в себя большое количество различных аспектов. Процесс формирования цены требует от менеджеров предприятия эффективной стратегии и чёткой тактики действий, а также постоянного поддержания баланса между слишком высокими и слишком низкими ценами. Всё вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Целью работы является изучение процесса ценообразования и возможность его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить ценовую систему в рыночных условиях;
- рассмотреть стратегию ценообразования и этапы разработки ценовой политики;
- исследовать методы формирования ценовой политики;
- дать экономическую характеристику организации ООО «Строительная компания Главстрой»
- проанализировать ценовую политику организации
- предложить рекомендации по совершенствованию ценообразования организации.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания Главстрой».
Предмет исследования – ценообразование в строительной организации и экономический эффект ценовой политики.
Теоретической основой для изучения данной проблемы послужили исследования зарубежных и отечественных авторов, учебные пособия, материалы научный публикаций.
Информационной базой для аналитических исследований послужили данные бухгалтерской отчётности за 2021 – 2023 годы.
Курсовая работа состоит из введения, двух главы, заключение, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы ценовой политики организации
1.1 Ценовая система в рыночных условиях
Рыночная экономика — это экономическая система, в которой экономические решения и ценообразование на товары и услуги определяются взаимодействием отдельных граждан и предприятий страны. Допускается государственное вмешательство или централизованное планирование, но, как правило, этот термин относится к экономике, которая в целом более ориентирована на рынок. Таким образом, принимающие решения участники рынка обладают свободой выбора в рамках правового поля, не боясь стороннего вмешательства. В этом стремлении к личным интересам и общему благу все экономические агенты или единицы (т. е. домашние хозяйства и фирмы) руководствуется скрытой рукой или «невидимой рукой». Механизм «невидимой руки», как его называл Адам Смит, действует благодаря свободной игре конкуренции [3, с. 56].
Ценовая система есть ни что иное, как элемент любой экономической системы, где принятие всех экономических решений осуществляется через посредство цен, которые по своей природе являются саморегулирующимися и самокорректирующимися, хотя каждый принимающий решение действует эгоистично. Поскольку центрального регулирующего органа не существует, решения принимаются невидимой рукой или системой цен.
Экономика, состоящая из домашних хозяйств и фирм, связана рынками (т. е. как товарным, так и факторным рынком), на которых они обмениваются товарами и услугами. За эти обменные отношения обе стороны устанавливают цену, которая отражает желания домашних хозяйств и возможности производителей.
Таким образом, цены действуют как коммуникационные или взаимодействующие устройства.
Система цен теперь может быть результатом поведения фирм и поведения рынков (т. е. товарного рынка и рынка ресурсов) [18].
Необходимо понимать, что с экономической точки зрения цена – это категория, которая обозначает ту сумму, за которую потребитель готов купить конкретный продукт, услугу, а продавец, соответственно, его продать или оказать. Итак, цена – это денежная стоимость товара.
Фирмы в рыночной экономике работают на товарных рынках для продажи своей продукции и на факторном рынке для покупки ресурсов или найма услуг. Ценовая система охватывает оба типа рынка и в целом функционирует таким образом, чтобы обеспечить распределение ресурсов в соответствии с потребительским спросом.
Эффективная система ценообразования – это важнейший элемент развития предприятия в современных рыночных условиях.
Результаты активной конкуренции в значительной мере дают основы для формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организации на рынке. В этом случае объектом такой конкуренции как раз выступает цена. И этот факт во многом увеличивает ответственность менеджмента за качество управленческих решений, напрямую или косвенно имеющих отношение к формированию и управлению ценами.
Итак, ценовая система может автоматически распределять ресурсы при выполнении следующих условий: совершенная конкуренция как на товарных, так и на факторных рынках; совершенное знание; свободный вход; мобильность ресурсов;
При наличии совершенной конкуренции на товарных и факторных рынках ценовая система может успешно функционировать. Совершенная конкуренция — это отраслевая структура, в которой существует множество фирм, производящих однородные продукты. Ни одна из фирм не настолько велика, чтобы влиять на отрасль.
Покупатели и продавцы обладают совершенными знаниями и информацией, на основе которых они принимают решения. Это означает, что и покупатели, и продавцы заранее знают цены, устанавливаемые на товарном рынке и рынке факторов производства. Основываясь на этих знаниях и информации, каждый участник рынка может составить составляют точный план. Например, если некоторые предприятия в отрасли получают сверхприбыль, то не только существующие, но и потенциальные производители знают, какую прибыль получают существующие предприятия.
Успешное функционирование ценового механизма требует наличия свободы вхождения в отрасль новых фирм. С другой стороны, если спрос на продукт снижается или предприятие по иным причинам не выдерживает конкуренцию, оно может свободно покинуть отрасль. Следует иметь в виду, что такой вход и выход могут быть эффективными только при наличии совершенного знания.
Ресурсы, как фактор производства должны быть абсолютно мобильными и одинаково доступными для всех фирм. Если происходит изменение спроса на продукт и фирмы решают удовлетворить потребительский спрос, они должны перевести входные ресурсы с этой линии производства на другую линию [17, 66].
Таким образом, при отсутствии индивидуального или государственного контроля ценовой механизм в условиях совершенной конкуренции функционирует автоматически. Но следует признать, что эта система цен представляет собой идеализированное упрощение, невозможное в реальных условиях.
Любое предприятие, занимающееся торговлей, может столкнуться с проблемой, касающейся эффективной системы ценообразования. Но далеко не каждое из этих предприятий обладает необходимыми навыками для разработки качественной и эффективной ценовой политики. Лидеры каждого сегмента рыночной экономики способны управлять размерами получаемой ими прибыли, во многом зависящей от объёма реализации продукции, благодаря использованию разнообразных ценовых стратегий и умению грамотно их реализовывать. Другим же компаниям остаётся следовать заданному уровню цен на рынке из-за высокого уровня конкуренции [17, с. 89].
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020)
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.03.2018)
3. Касьяненко Т. Г. Ценообразование: учебник и практикум для вузов — 7-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. // ЭБС Юрайт
4. Колышкин А.В., Смирнов С.А. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 498 с.
5. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 417 с // ЭБС Юрайт
6. Липсиц, И. В. Ценообразование: учебник и практикум для вузов — 4-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс] — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 368 с.
7. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 392 с.
8. Маховикова, Г. А., Лизовская В.В Цены и ценообразование в коммерции: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. // ЭБС Юрайт
9. Маховикова, Г. А., Лизовская В.В. Ценообразование в торговом деле: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 231 с // ЭБС Юрайт
10. Сергеев И. В., Веретенникова И. И Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для среднего профессионального образования — 6-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 511 с. —// ЭБС Юрайт
11. Чалдаева, Л.А., Шарковой А.В. Основы экономики организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования — 2-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс]— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. // ЭБС Юрайт
12. Багиев Г. Л., Газизуллин Н. Ф. Организация управления ценовой политикой предпринимательских и коммерческих структур в современных условиях // ПСЭ. 2018. №2 (66). – 283 c.
13. Латышева А.И. Вопросы ценообразования в новой экономике // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2018. №1 (25).
14. Малыхина В.А., Малыхина К.А. Развитие взглядов на цены и ценообразование // StudNet. 2020. №3.
15. Никитина И. В. Ценовые стратегии предприятия и условия их использования // Научные исследования. 2019. №1 (27).
16. Платонов Н. И. Особенности ценообразования розничной торговой сети // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №11-2.
17. Шматко А.Д., Гогуадзе М.Г., Козлов Л.А. Ценовая политика как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность товара // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7.- 231 с.
18. Шулико Е.В., Ковалева И.П. Современная ценовая политика организации: Теоретические аспекты // Вестник Академии знаний. 2019. №1 (30).