Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие альтернативной гражданской службы
Альтернативная государственная служба - это особый вид работы в интересах общества и государства, выполняемый гражданами в обмен на обязательную военную службу.
Россия стала первой страной в мире, внедрившей институт альтерна-тивных услуг. Освобождение от военной службы по религиозным убежде-ниям стало практиковаться в нашей стране еще в 18 веке. В 1762-1763 го-дах протестанты-меннониты, убежденные пацифисты, отказавшиеся от лю-бых клятв (в том числе присяги) и военной службы, переехали в Россию из Пруссии по приглашению Екатерины II. В 1787 году императорским ука-зом меннонитам была предоставлена привилегия - освобождение от воен-ной службы [12].
Введение всеобщей воинской повинности в России в 1874 году при-вело к массовым отказам от военной службы, особенно со стороны пред-ставителей нескольких конфессий, в частности протестантских. Согласно новому указу, все льготы были отменены, что привело к беспрецедентному уровню подражания. В результате царское правительство было вынужде-но пойти на компромисс. В устав военной службы были внесены поправки, позволяющие меннонитам, поселившимся в Российской империи до января 1874 года, отбывать обязательную службу в невоенных частях (без ноше-ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативами» в ис-тории государства, выполнившего определенные обязательства по их со-держанию: средства на выплату дневной заработной платы рабочим, на лечение рабочих на военных объектах, на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт в мастерских.
Все правила призыва на военную службу, предусмотренные законом о военной администрации, формально применялись к «обязательным ра-ботникам» - так называемым первым «альтернативщикам». Отказ от рабо-ты наказывался в соответствии с военным уголовным законодательством.
Позже священнослужителям, молоканам и последователям других сект была предоставлена привилегия освобождения от военной службы.
Однако отказ от военной службы был вызван не только религиозны-ми соображениями. В частности, в октябре 1876 года газета «Московские ведомости» сообщила о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. Были также случаи отвержения в других социальных слоях.
После 1917 года Россия стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям сове-сти.
4 января 1919 года был издан декрет «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям». Согласно этому документу, граж-дане, вера которых не позволяла им держать в руках оружие, могли про-ходить альтернативную службу в госпиталях или другую общественно по-лезную работу, а также было возможно полное увольнение с военной службы. Декрет 1919 года был первым законодательным актом Советской Республики в этом направлении. Своим принятием Россия заслужила по-ложительные отзывы мирового сообщества [15].
Летом 1923 года был принят Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, в котором была специальная глава - «Об освобождении от воен-ной службы по религиозным убеждениям», регламентирующая порядок разбирательства по данному вопросу. Судебно-медицинские эксперты добросовестно установили, действительно ли у человека есть религиозные взгляды, которые могут освободить его от военной службы, и на какую работу его следует назначить в качестве альтернативы.
В январе 1925 года появился закон «Об обязательной военной служ-бе». Круг лиц, имевших право отказаться от военной службы, был значи-тельно сужен. Полное освобождение призывника от военной службы, как и прежде, было исключено.
Институт альтернативных служб существовал в СССР до 1939 года. И только к концу 20 в. Россия снова вернулась к этому вопросу.
В 1993 году Конституция Российской Федерации, принятая всена-родным голосованием, закрепила право граждан на замену военной служ-бы альтернативной гражданской службой (пункт 3 статьи 59). И в том же 1993 году в России появилась первая «альтернатива», но немецкая. Они заботились о пожилых людях, ставших жертвами сталинских репрессий.
Концепция «альтернативной гражданской службы» преследует две основные цели: конституционная защита гражданских прав и обеспечение достойного существования социально уязвимых групп населения.
Федеральный закон от 25.07.2002 гласит, что признается право на замену военной службы альтернативной гражданской службой:
- когда военная служба противоречит убеждениям гражданина;
- если призывник принадлежит к малочисленному коренному наро-ду, ведет традиционный образ жизни, занимается традиционным сельским хозяйством и ремеслами.
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не находящиеся в запасе, могут быть направлены на альтернативную гражданскую службу. В то же время они должны иметь право заменить военную службу альтер-нативной гражданской службой [13].
Эти лица должны лично подать заявление в Военную комиссию с просьбой заменить военную службу альтернативной гражданской служ-бой. В отношении этих лиц соответствующее решение принимается при-зывной комиссией округа или города без районного деления или другим муниципалитетом.
Граждане, у которых есть основания для освобождения от воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом о воинской обязанно-сти и военной службе, которые не подлежат воинской обязанности или имеют основания для уклонения от воинской обязанности, не направляют-ся на альтернативную гражданскую службу.
Гражданин должен указать в своем заявлении причины и обстоятель-ства, побудившие его подать заявление о замене, и обосновать, что воен-ная служба противоречит его убеждениям или религии.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика места работы/учебы гражданина. Чтобы доказать свои доводы, гражданин мо-жет приложить к заявлению другие документы и указать лиц, которые со-гласны его поддержать.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждаю-щий регистрацию заявления.
Заявление рассматривается на заседании Призывной комиссии толь-ко в присутствии его заявителя. Гражданин заранее информируется о вре-мени и месте проведения заседания избирательной комиссии.
Закон гласит, что призывная комиссия рассматривает заявления гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или религии по следующим причинам:
- появление на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые были готовы подтвердить правоту его доводов;
- анализ документов, представленных гражданином;
- анализ дополнительных материалов, поступивших в призывную комиссию [17].
По результатам рассмотрения заявления Призывная комиссия при-нимает решение о замене воинской обязанности альтернативной граждан-ской службой или принимает мотивированное решение об отказе.
Заключение комиссии должно быть сделано в течение одного месяца после истечения срока подачи заявления в Военный комиссариат. Если Со-зывающей комиссии необходимо запросить дополнительные материалы, срок для вынесения заключения председателем Созывающей комиссии может быть продлен, но не на один месяц.
Решение принимается простым большинством голосов при участии не менее двух третей членов призывной комиссии на заседании и доводит-ся до сведения гражданина, от имени которого оно было принято. Копия заключения выдается гражданину в течение трех дней.
Гражданину может быть отказано в замене военной службы альтер-нативной гражданской службой по требованию, если:
- он нарушил крайний срок или порядок подачи заявления;
- представленные документы и другие данные не соответствуют дока-зательствам гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или религии;
- заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой и прилагаемые к нему документы содержат заведомо ложные сведения;
- гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не явился на них без уважительной причины;
- ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернатив-ную гражданскую службу, но он уклонился от нее.
Уважительными причинами неявки на заседание Призывной комис-сии (при условии документального подтверждения причин неявки) явля-ются:
- заболевания или травмы (травмы), связанные с потерей трудоспо-собности
- тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, брата, сестры, дедушки, бабушки или родителя) или участие в похоронах этих людей;
- препятствие, возникшее в результате форс-мажорных обстоятельств или других обстоятельств, не зависящих от воли гражданина.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 N 113-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 138-139(3006-3007).
3. Комментарий к федеральному закону от 25 июля 2002 г.№ 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
4. Богданов, Я. Ф. Устав о воинской повинности 1874 г. / Я. Ф. Богданов. М.: Книга по Требованию. - 2011. - 197 с.
5. Гайков, В. Т. Ответственность за преступные посягательства против военной службы / В. Т. Гайков, В. Д. Иванов. - М.: Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ». - 2016. - 96 с
6. Голяков, И. Т. Сборник документов по истории уголовного за-конодательства СССР и РСФСР, 1917 - 1952 гг. / И. Т. Голяков. - М.: Гос-юриздат, 1953. - 463 c.
7. Горев, О. Г. Уклонение от прохождения военной и альтерна-тивной гражданской службы и его уголовно-правовая характеристика. Дис.. / О. Г. Горев. - М.. - 2015. - 234 c.
8. Егоров Д.Э. Проблемы альтернативной гражданской службы в России / Д.Э. Егоров // Инновационные процессы и технологии в совре-менном мире. — Электрон. журн. — 2015. — № 1 (3). — С. 163.
9. Иогансон, Ф. А. Уголовное уложение. Высочайше утвержден-ное 22 марта 1903 г. / Ф. А. Иогансон. - Киев. - 1903. - 226 с.
10. Карпенко, М. В. Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу. Дис.. / М. В. Карпенко. - Ростов-на-Дону. - 2013. - 242 c.
11. Козенко, А. Уклонистов от армии призовут в тюрьму / А. Ко-зенко // Коммерсантъ. - Москва. - 2013. - С. 13 - 17.
12. Лагашкина Ю.В. О некоторых проблемах реализации права граждан Российской Федерации на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой [Электронный ресурс] / Ю. В. Ла-гашкина // Актуальные проблемы современной юриспруденции. – Элек-трон. Журн. – 2017. - №5. – С 210.
13. Лунеев, В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции - 2-е изд., перераб. и доп / В. В. Лунеев. - М.: Вол-терс Клувер. - 2005. - 423 с.
14. Макаров, Н. Е. Потеря нравственных ориентиров / Н. Е. Мака-ров // Победа, победившая мир. - 2012. - № 4. - С 78 - 82.
15. Малков, В. Ответственность от уклонение от призыва на воен-ную службу / В. Малков // Российское правосудие. - М.: Юрид. лит.. - 2014. - № 23.- С. 15-18.
16. Маркелов, В. А. Криминологическая характеристика уклоне-ний от военной службы / В. А. Маркелов // Российский следователь. - М.: Юрист. - 2012. - № 6. - С. 42 - 43.
17. Маслов, Н. А. Правовая природа воинской обязанности / Н. А. Маслов // Вестник Восточно - Сибирского института МВД России. - 2012. - № 4. - С. 35 - 39.
18. Петухов, Н. А. Преступления против военной службы / Н. А. Петухов, Х. М. Ахметшин, А. А. Тер-Акопов, А. Т. Уколов. - М.: Норма. - 2014. - 624 с.
19. Пионтковский А. А. Курс советского уголовного права: Осо-бенная часть. Т. 1. / А. А. Пионтковский, В. Д. Меньшагин - М. - 1955. - 800 с.
20. Сверчков, В. В. Курс уголовного права. Особенная часть / В.В. Сверчков. - М.: Юрайт. - 2014. - 854 с.
21. Слимак, Р. Служить - 12 месяцев / Р. Слимак // Красная звезда. - 2013. - № 5. - С. 65 - 71.
22. Снежко, О. А. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности / О. А. Снежко // Юрист. - М.: Юрист. - 2013. - № 7. - С. 56 - 60.
23. Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба и право на обеспечениежильем / Я.О. Соколов // Военное право. — Электрон. журн. — 2019. — № 2 (54). — С. 144
24. Туровская, А. А. К вопросу об основных концепциях роли ар-мии в государстве / А. А. Туровская // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 3. - С. 56 - 63.
25. Хаиров, Ю. Ответственность от уклонение от очередного при-зыва на действительную военную службу / Ю. Хатров // Российское право-судие. - М.: Юрид. лит. - 2013. - № 18. - С. 10 - 12.
26. Цепелева, А. Н. Преступления против военной службы: поня-тие, статистика, краткая характеристика / А. Н. Цепелева, А. В. Кудрявцев // Отечес твенная юриспруденция. - 2016. - № 1. - С. 25 - 28.
27. Шапавалов, В. В. Об уклонении от воинской службы / В. В. Шапавалов // Вологдинские чтения. - 2016. - № 62. - С. 30 - 34.
28. Шебанова, А.И. Особенности правового регулирования обще-ственных отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражд. службы / А. И. Шебанова // Государство и право. - М.: Наука. - 2014. - № 9. - С. 21 - 28.
29. Шевелева М.И. Конституционное право граждан на альтерна-тивную гражданскую службу [Электронный ресурс] / М.И. Шевелева // Актуальные проблемы современной юриспруденции. – Электрон. Журн. – 2016. - №7. – С 156 - 160.
30. Янковский, М. Проблемы квалификации уклонения от призыва на военную службу / М. Янковский // Законность. - 2014. - № 3. - С. 33 - 35.
31. Ярцева, Л. C. Некоторые вопросы регулирования уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы / Л. С. Ярцева // Госу-дарство и право. - М.: Наука. - 2013. - № 3. - С. 83 - 91.