Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что во все времена истории ведения войн, страны-участницы несли огромные потери не только в живой силе, но и несли огромные финансовые расходы на войну – военные расходы, которые имеют свою специфическую структуру и состав. Восстановление и модернизация военных становятся тяжким бременем для страны и народа, их непроизводительная сущность негативно сказывается во всех сферах социально-экономической жизни страны.
Вступившая в мировую войну Россия находилась в состоянии глубокого системного политического и социального кризиса, в стране нарастали внутренние противоречия, созданный парламент практически бездействовал, а царь и правительство не предпринимали необходимых мер по реформированию государства.
Российский военно-морской флот в 1905–1914 годах восстанавливался после войны.
Основные направления модернизации включали:
-подготовку флотских кадров. Корабли Балтийского флота ежегодно совершали дальние плавания для обучения корабельных гардемаринов;
-строительство кораблей - достраивались корабли прежних проектов, строились новые крейсеры, паротурбинные эскадренные миноносцы, подводные лодки, тральщики, корабли специального назначения и вспомогательные суда.
Для Балтийского флота были заложены четыре линейных корабля нового, дредноутного типа, для Черного моря - три подобных линкора, которые вступили в строй в 1914–1917 годах и стали главной ударной силой российского флота. Однако завершить модернизацию в полной мере к началу Первой мировой войны не удалось. Кроме этого, были и субъективные факторы, связанные с царем, его семьей и царским окружением, которые оказывали существенное влияние на управление государством и на состояние вооруженных сил страны.
Военный бюджет – это часть бюджета Российской империи. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.
Военный бюджет Российской империи представлял собой группировку расходов, которые связан¬ы с обеспечением обороны и защиты государства. Формируется военный бюджет по наиболее значимым признакам, которые приняты как военным ведомством, так и государствен¬ными плановыми и финансовыми органами государства, и которые отвечают определенным требованиям.
Объект исследования – Российский военно-морской флот во времена 1905 – 1914 гг.
Предмет исследования – проведение модернизации российского флота.
Цель данной работы - Модернизация российского военно-морского флота в 1905-1914 гг.
Задачи работы решались следующие:
-охарактеризовать эволюцию военно-морского флота России в период1905 – 1914 гг.;
-рассмотреть состояние флота в межвоенные годы 1905 – 1914 гг.;
-дать характеристику направлений модернизации российского флота в период 1905 – 1914 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период начала XX века. Нижние хронологические рамки - 1905 годы, а верхние хронологические границы (1914 год) объясняются тем, что в этот период сформировались революционные предпосылки и началась Первая мировая война, когда страна особенно нуждалась в мощном военно-морском флоте.
Территориальные рамки исследования ограничиваются территориями Российской империи, которые имели выход к морям, где размещались боевые корабли Российского военно-морского флота.
Методология исследования: в данной работе используются несколько исследовательских подходов, так как данная тема является междисциплинарной. Она находится на стыке истории, истории культуры, военного дела. Конкретно исторический подход предполагает рассмотрение истории военно-морского флота Российской империи в контексте военных действий и его модернизации.
Методической основой работы стали принципы историзма, объективности, системный подход. Реализация принципа объективности стала возможной благодаря использованию разных источников и литературы по данной проблематике.
Среди общенаучных методов использовались синтез, анализ, индукция и дедукция. Также все исследование проходит через несколько уровней историко-сравнительного метода – эвристический и аналитический.
В исследовании применяются такие методы как историко- описательный, историко-сравнительный, историко-типологический методы.
Описательный метод является системой из сбора материала, изначального анализа материала, описания данных и характеристики материала, который касается темы работы.
Апробация и практическая значимость. Материал может быть использован в музеях, посвящённых истории Российского военно-морского флота, а также в рамках регионального компонента при преподавании истории и элективных курсов в общеобразовательных школах.
В процессе данного исследования использовались монографические, учебные, аналитические источники литературы, а также практические пособия и информация периодической печати.
В данной работе были использованы труды таких авторов, как Артемов В.В., Батыр К.И., Рагозин И.В., Якимов А.И., Рогов В.А., Черных З.М. , Цечоев В.К. и прочих авторов.
В процессе написания данной работы также использовались следующие источники информации: учебная и научная литература, а также расчетно-аналитические материалы и документы периодической печати.
При написании работы применялись такие методы исследования как историко-сравнительный метод; историко-типологический метод, изучение литературы и источников.
Исходя из поставленных целей и задач, структура работы состоит из введения, основной части, которая включает четыре раздела, заключения и списка источников и литературы, приложений.
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ
Россия всегда была Великой морской державой, однако в Вооружённых силах России в приоритете всегда была армия. Даже во время Северной войны 1700 -1721 гг., когда царь Пётр I, будучи адмиралом флота, лично отдавал предпочтение его развитию флота, все равно ключевые успехи в боевых действиях принадлежали армии. Хотя и значение флота было огромное во всех военных действиях .
Российскому флоту принадлежит большое значение в победах на море над Турцией (1787-1791 гг.) и Швецией (1788-1790 гг.). Однако в этих войнах основная тяжесть военных действий пришлась на армию, благодаря которой были одержаны победы России в войне с Наполеоном 1812 года, 1813 - 1814 гг. Перечень войн и кампаний в период XIX – начала XX веков очень внушителен, но именно армия занимала первое место в составе Вооружённых сил России к началу Первой мировой войны.
Наличие сильной армии объясняется географическим положением России, которая граничила с сильными в военном отношении странами: Германией, Австро-Венгрией и Оттоманской империей, которые имели мощные сухопутные военные силы, которые всегда могли оперативно выступить против России одновременно.
Для обороны российских границ на Дальнем Востоке и в Средней Азии также требовалось определенное количество сухопутных войск. Поэтому Российская империя и содержала даже в мирное время самую большую в мире армию, численность которой в 1914 году составляла около полутора миллионов человек, а расходы на неё в 2013 году составили около миллиона рублей. Численность же Российского императорского флота к 1914 годе едва превышала 55 тыс. человек при расходах около 300 тыс. рублей (1913 г.) .
Таким образом, можно сказать, что армия составляла 96 % от общей численности Вооружённых сил России - без пограничной стражи и жандармерии, а флот - всего 4 %.
При этом расходы на армию поглощали 74,5 % военного бюджета империи, а флот – всего 25,5 %. Такая диспропорция объяснялась высокой стоимостью кораблей и их вооружения, а также очень дорогим оборудованием для верфей и военных портов. Флот нес и боевые потери, что негативно отражалось на его боеспособности. За время боевых действий на море в 1904 - 1905 гг. российский флот потерял 17 броненосцев, 11 крейсеров и 22 эскадренных миноносца, и это еще не считая кораблей других классов.
В боях в общей сложности погибли почти 8 тыс. моряков, в том числе офицеры и адмирал. А гибель Тихоокеанского флота и поражение армии оказали огромное влияние на российское общество, кризис власти и экономики разразился в 1905 -1907 гг. первой русской революцией, и к этому революционному движению активно присоединился и российский флот, став на сторону не царя, а народа .
История свидетельствует о восстании матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», крейсере «Память Азова», миноносце «Скорый», массовые выступления моряков также проходили в Кронштадте, Севастополе, Владивостоке, Свеаборге, которые особо демонстративно показали свое недовольство действиями власти, что привело к массовым беспорядкам и репрессиям. Поражение в Русско-японской войне, революционные события, которые охватили практически все социальные слои России, заставили Николая II пойти на некоторые частичные реформы, но они были уже слишком запоздалые .
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1.Устав морской: о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море. - С-Пб.: Императорская Академия наук, 1778. - 298 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prlib .ru/item/336980 (Дата обращения: 20.01.2020).
2. Воспоминания: Две книги в одном томе / Великий князь Александр Михайлович. – М.: Захаров-АСТ, 1999. – 524 с.
3. Дневники императора Николая II (1894–1918) / Отв. ред. С.В. Мироненко. – М.: РОССПЭН, 2011. – Т. 1: 1894 – 1904. – 1101 с.
4. История отечественного судостроения: В 5 т. Т. 2.: Паровое и металлическое судостроение во второй половине 19 в. / Сост. Р.М. Мельников, Б.Н. Малахов; науч. ред. В.Л. Александров. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.
5. Письма и доклады великого князя Александра Михайловича императору Николаю II. 1889 – 1917. – М., 2016. – 656 с.
6. РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2121.
7. РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2305.
8. РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2480.
Литература
9.Артемов В.В. История отечества. М.: Академия, 2018. – 418 с.
10.Айрапетов О.Р. Внешняя политика Российской империи (1801-1914). М.: Наука, 2019. С. 322-334.
11. Бескровный Л.Г. Армия и Флот России в начале XX в. М.: Наука, 1986. – 229 с.
12. Блиох И.С. Финансы России XIX столетия: история - статистика. Т. 2. СПб., 1982. С. 218 224.
13. Горин А.Д. Развитие Российской империи в 1905 - 1914 гг. М.: МГУ, 2020. – 255 с.
14. Грибовский В.Ю. Российский флот Тихого океана, 1898 – 1905: История создания и гибели. – М.: Воен. кн., 2004. – 140 с.
15. Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1905 - 1914 годы). М., 1960. С. 147.
16. Данилов А.А. История России. М.: Академия, 2019. – 480 с.
17. Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота, XIX – начало XX века. – М.: ООО «Издательство ACT», 2004. – 685 с.
18. История войн России 1812-1945 гг. СПб.: Питер, 2019. -260 с.
19. История первой мировой войны 1914-1918гг. Брестский мир. М.: 1976. – 230 с.
20. Кондратенко Р.В. Российские морские агенты об усилении японского флота в конце XIX – начале XX века // Русско-японская война 1904-1905. Взгляд через столетие: Международный исторический сборник / под ред. О.Р. Айрапетова. – М., 2004. – С. 62-110.
21.Кочуков С.А. Русско-турецкая война 1877-1878 годов в восприятии общества, власти и армии Российской империи. Саратов, 2019. С. 196-243.
22.Лубченков Ю.Н. История Отечества. М.: Академия, 2019. – 437 с.
23.Мендельсон Л.А. Экономические кризисы и циклы начала XX века. М., 1949. С. 503-510.
24. Павлович Н.Б. Развитие тактики Военно-Морского Флота. М.: Академия, 1979. – 340 с.
25. Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. М.: Госвоениздат, 1926. С. 147-151.
26. Рагозин И.В. Россия накануне Первой мировой войны. М.: Дело, 2019. – 273 с.
27. Роженцов А.П. Национальная оборона и ее финансовое обеспечение. М.: МГУ, 2019. – 255 с.
28.Родионова И.Т. Финансы и финансовая система России. М.: Финансы и статистика, 2020. – 393 с.
29.Соболев М.Н. Таможенная политика России в первой половине XX века. В 2 ч. Ч. 2. М., 2018. С. 7-13.
30. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России. М., 1960. С. 490-494.
31. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией / Пер. с англ. Н. Мишаковой. – М., 2009. – 421 с.
32. Шерр С. А. Корабли морских глубин. М., 1964. – 220 с.
33. Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне Первой мировой войны (1906—1914 гг.). М.: Наука, 1968. – 259 с.
34. Цечоев В.К. История государства и права России. М.: Феникс, 2019. – 388 с.
35. Якимов А.И. История России. М.: МГУ, 2020. – 475 с.
36.Яковлев А.Ф. Экономические кризисы в России. М.: МГУ, 2018. С. 96-126.