Фрагмент для ознакомления
2
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства совместно координируются РФ и субъектами РФ. Законодательство субъектов РФ предусматривает не только ежемесячные пособия на ребёнка, но иные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, для покрытия части расходов, связанных с воспитанием образованием, питанием детей, уходом за ними и т.п. [19]
Правом на социальную поддержку в субъекте РФ обладают граждане РФ, имеющие место жительства или пребывания на территории субъекта РФ. При этом гражданам, имеющим место пребывания в одном субъекте РФ, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляется им на территории другого субъекта РФ, в котором они зарегистрированы по месту жительства. Социальная поддержка семей, имеющих детей, на уровне субъектов РФ характеризуется, как правило, адресностью и целевым характером, что обусловлено ограниченности бюджетных средств субъекта РФ.
Адресность мер социальной поддержки заключается в том, что эти меры направлены не на поддержку всех получателей пособий, а на определённые категории, особенно нуждающиеся в такой поддержки (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи военнослужащих и т.д.).
Целевой характер мер социальной поддержки проявляется в указании цели выплаты и в том, что перечисление денежных средств в ряде случаев осуществляется на специальную банковскую карту, которая предназначена для покупок товаров детского ассортимента в определённых торговых организациях.
Единое пособие в Ханты-Мансийском автономном округе в связи с рождением и воспитанием ребенка (так оно называется официально) с 01.01.2023 заменило собой следующие пособия:
Пособие на ребёнка от 3 до 7 лет;
Пособие на ребёнка от 8 до 17 лет;
Региональное пособие на третьего ребёнка до 3 лет;
Пособие беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности - это неработающие и не уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам или уходу за ребёнком.
Единое пособие выплачивается только семьям (гражданам), имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (ПМ) на душу населения по месту жительства (пребывания). В Ханты-Мансийском АО ПМ равен 20 435 (2024 год).
В 2024 году вступили в силу обновленные условия выплаты единого пособия малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам. Размер пособия будет рассчитываться в соответствии с доходом семьи и наличием имущества. Нововведения коснулись как размеров и условий начисления пособий, так и критериев их получения. Теперь, чтобы претендовать на помощь, доход на одного члена семьи не должен превышать установленный прожиточный минимум, а имущество должно соответствовать определенным стандартам. Например, наличие двух автомобилей может стать основанием для отказа.
Помимо стандартной оценки финансового положения, семьи должны предоставить подтверждение дохода или обосновать его отсутствие в течение определенных периодов времени. В частности, ужесточены правила для самозанятых: если самозанятый труд является единственным источником дохода, его размер не должен быть ниже двукратного размера минимальной заработной платы. Изменились и требования к родителям, у которых развод произошел с установлением судом алиментов — теперь при расчете доходов семьи будут учитываться фактически полученные средства.
Существенные корректировки внесены в оценку имущественного положения семьи. Теперь при учете жилой площади установлены максимальные нормы площади на одного члена семьи. Допустимо иметь одну квартиру без ограничения площади или несколько, если общая площадь соответствует установленным нормам для каждого члена семьи. Аналогичные изменения коснулись правил владения транспортными средствами и другим имуществом.
Кто имеет право на единое (универсальное) пособие?
Беременные женщины. При этом срок беременности должен составлять шесть недель и более, а женщина должна стать на учет в медицинской организации на ранних сроках беременности (до двенадцати недель); родители, усыновители, опекуны детей в возрасте до 17 лет. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет пособие назначается на каждого ребенка.
При соблюдении следующих условий: гражданство Российской Федерации; постоянное проживание на территории Российской Федерации; удовлетворение имущественных требований (см. ниже); наличие постоянного дохода (см. исключения из правил далее); Пособие выплачивается только одному из родителей (усыновителей), законному представителю ребенка.
Следует отметить, что малообеспеченные граждане, осуществляющие уход за ребенком до полутора лет и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в частности, матери или отцы, студенты дневной формы обучения в профессиональных образовательных организациях), получили право на две выплаты с 01.01.2023: ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет; единое (универсальное) пособие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //Российская газета. №142. 23.07.1999
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 9 мая, № 102
3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 03.04.2020г.
4. Постановлении Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)
5. Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 № 68 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 6, ст. 879
7. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2021 г. по делу № 8Г-3380/2021[88-4933/2021] // СПС «Гарант»
8. Решение Ленинского районного суда г. Перми от 29.09.2020 г. по делу 33-11535/2020 оставлено в силе Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.12.2020 г. // СПС «Гарант»
9. Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 19.02.2021 г. по делу № 2-228/2021 // СПС «Гарант»
10. Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 18.11.2020 г. по делу № 2-4161/2020 // СПС «Гарант»
11. Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 26.02.2021 г. по делу №2-601/2021 // СПС «Гарант»
12. Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.09.2020 г. по делу № 88-4571/202, оставлено в силе Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 22.12.2020 г.
13. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 г. по делу № 8Г-2997/2021 // СПС «Гарант».
14. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 16.10.2020г. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 г. по делу № 8Г-2170/2021// СПС «Гарант»
15. Информация отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области от 12.10.2021г. URL: https://pfr.gov.ru/branches/yaroslavl/news/~2021/10/12/232166
16. Самые частые вопросы: пособия малообеспеченным семьям на детей от 3 до 7 лет. URL: https://mintrud.gov.ru/social/314.
17. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 от 2021 года // Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021г. // СПС «Гарант»
18. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Оценка нуждаемости при адресной социальной поддержки // Экономическая политика. 2020. Т. 15, № 5. С. 112–129
19. Фомин А. А. Принципы социальной политики Российской Федерации в сфере преодоления бедности // Социальное и пенсионное право. 2019. № 3. С. 26–31