Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку право это в первую очередь социальный регулятор, можно утверждать, что с его помощью государство должно корректировать поведение людей и сообразовывать его с определенными социально полезными целями.
Общесоциальные, специально - юридические функции права (среди которых есть и регулятивная) реализуются не иначе, как при помощи определенных юридических средств.
Понятие юридических средств раскрывается в современной правоведческой науке в различных аспектах: в соотношении со способами, методами, типами и режимами правового регулирования.
Стимулирование в праве в совокупности с применением мер по профилактике и устранению противоправного поведения является одной из ведущих идей законодателя.
В отличие от своей противоположной категории, ограничения в праве более сложны для понимания.
Это можно объяснить тем, что по своей природе законодательные нормы, нормативные предписания уже априори являются ограничениями, потому что они существуют именно для того, чтобы сдерживать поведение людей в определенных границах.
Поэтому необходимо отметить, что данное исследование не претендует на объятие всех возможных правовых ограничений, а затронет лишь те, которые находятся в информационно – психологической сфере юридического воздействия на общественные отношения и способны превентивно влиять на сознание и поведение людей.
Такие ограничения должны соответствовать ряду признаков: как и правовой стимул, будучи юридическим приемом, способом, правовые ограничения должны оказывать внешние воздействия на интересы людей; такое воздействие обязательно должно носить информационно - целенаправленный характер и сознательно изменять поведение субъекта в сфере правового регулирования; они должны заключать в себе лишь негативные средства воздействия (запреты, обязанности, меры наказания).
Актуальность анализа данных проблем приобретает практическуюзначимость в силу их значения, так как они оказывают значительное влияние на правовое регулирование общественных отношений отраслевыми науками: административным, гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным правом и др.
Данные обстоятельства указывают на необходимость углубленного изучения критериев допустимости ограничения основных прав и свобод человека и гражданина.
Эти взаимодействующие факторы и определяют основные возможности, параметры и формы воздействия демократического государства на сферу прав и свобод человека и гражданина.
Их учет представляется крайне необходимым и важным при рассмотрении такой теоретически и практически актуальной проблемы, как совершенствование конституционно-правового механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.
Объектом курсовой работы являются отношения, в области применения в правоприменительной и правотворческой деятельность норм стимулирования и ограничения.
Предметом исследования является анализ понятия, видов норм стимулирования и ограничения, а также их применения.
Целью данной работы является изучение научных и законодательных источников на заданную тему.
Для достижения поставленной цели, определяются следующие задачи:
раскрытие понятия стимулирующих и ограничительных норм;
определение их видов;
определение их взаимной связи и взаимодействия.
При подготовке курсовой работы были использованы нормативно – правовые акты, а так же работы ученых по заданной теме.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ
1.1. Сущность и признаки правовых стимулов
При определении понятия «правового стимула» необходимо учитывать ряд методологических посылок.
Во-первых, не стоит забывать о том, что понятия «стимул» и «правовой стимул» не тождественны.
Стимул в собственном смысле слова – это побуждение к действию. Правовой стимул – это законодательно закрепленное воздействие.
Стимул становится правовым только в том случае, если он получает соответствующее нормативное закрепление, влекущее появление у него новых правовых качеств.
Во-вторых, определения понятия «правового стимула» будут существенно отличаться в зависимости от уровня действия права.
С точки зрения функционального подхода правовой стимул – это комплексный юридический институт, то есть совокупность норм, закрепляющих позитивные средства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения.
Стимулирование в праве в совокупности с применением мер по профилактике и устранению противоправного поведения является одной из ведущих идей законодателя.
Развиваясь, стимулирование в праве может преодолеть некие этапы по мнению С. В. Мирошника: закрепляющий этап, где важна сама юридическая регламентация; доведение правовой информации до адресата; формирование отношения адресата и формирование его мотивации; этап совершения социально полезного действия и реализации правовой нормы, правовое признание деяния как заслуги .
Как раз процесс формирования побуждения и мотивации правомерного, общественно полезного действия является важнейшим этапом, по результатам которого государство может понять какие способы в виде стимулов действительно влияют на улучшение общественных отношений.
Действительно, правовое стимулирование представляет собой правовое побуждение к законопослушному и общественно – полезному деянию, создающее для удовлетворения собственных нужд субъекта соответствующие благоприятствования.
Такое доктринальное определение дал А.В. Малько и оно активно поддерживается в научно – исследовательской деятельности.
При этом ученый проводит классификацию с учетом общепринятой логико – юридической структуры правовой нормы, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и в данном контексте стимулы и ограничения следует рассматривать как нормотворческий прием или способ закрепления правила поведения.
Так, в гипотезе правовой нормы, которая предусматривает определенные условия ее действия, содержатся юридические факты – стимулы.
Как известно юридические факты представляют собой правозначимые события или действия, с наступлением (совершением) которых связанно возникновение юридических прав и обязанностей.
В данном случае юридический факт (фактический состав), закрепленный в гипотезе правовой нормы, должен выполнять функцию предварительного стимулятора общественно – полезного поведения.
Иными словами, субъект должен ориентироваться в своем поведении на конкретный законодательно определенный юридический факт.
Его наступление должно быть обусловлено деятельностью субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативные и иные акты
1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. // http://www.kremlin.ru/acts/constitution / (дата предоставления доступа 18.03.2024 г.)
2. Литература
1. Абдуллина, А. Ф. Ограничение прав и свобод человека и гражданина / А. Ф. Абдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104639/ (дата обращения: 18.03.2024).
2. Горбунов М.Д. Фактическая структура норм права: альтернативная позиция // Вестник РУК. 2023. №2 (52). С.66.
3. Грищенко Т. А., Когут В. Г. Соотношение понятий «право» и «свобода» в контексте исследования механизмов ограничения конституционных прав в период пандемии // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 1. С. 3–7.
4. Давыдова М.Л. Инновационные правотворческие технологии и проблемы их применения // Юридическая техника. 2021. №15. С.159.
5. Дидикин А.Б. Обязательные требования и правовые средства их оценки в механизме регуляторной политики // Мониторинг правоприменения. 2021. №1 (38). с.4.
6. Кисилёва. О.М., Малько А.В. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект //Правоведение. 2009 №3 с. 32-41.
7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико- информационный аспект. 3–е изд., перераб. и доп. 2012. С.16.
8. Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: дис. ... д-ра юрид. наук / С. В. Мирошник. Ростов н/Д, 2003. С. 296.
9. Одинокова Е.Ю. Стимулы и ограничения в правотворческой практике // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 66-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_66. (дата предоставления доступа 18.03.2024 г.)
10. Павликов С. Г. К вопросу об ограничении конституционных прав (на примере предпринимательской деятельности в сфере цифровых технологий) // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 54–55.
11. Седов Е.А Информационно-энтропийные свойства социальных систем //Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 99
12. Сергеев В. Ю. Применение категорий «ограничение» и «нарушение» конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ // Российский судья. 2021. № 11. С. 42–46.
13. Сумская М.Ю., Эсханова А.С. К вопросу о понятии и сущности государственного финансового контроля. Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 706-713.
14. Ткаченко Л.Н., к.филол.н. доцент кафедра «Теории и истории государства и права» Джабраилов М.Х. студент магистратуры, III курс РЭУ им. Г.В. Плеханова филиал в г. Пятигорске Ставропольского края ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ В РОССИЙСКОМ НАЛОГОВОМ ПРАВЕ // ponyatie-i-vidy-pravovyh-stimulov-v-rossiyskom-nalogovom-prave%20(1).pdf / (дата предоставления информации 18.03.2024 г.)
15. Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2019. 319 с.
16. Шабуров А.С. «Ограничение права», «ограничения в праве», «правовые ограничения»: соотношение понятий // Юридическая техника. 2018. № 12 / с. 365-370
17. Шеншин В. М. О нормативно-правовом регулировании нормотворчества Росгвардии в сфере административноюрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин // Военноюридический журнал. – 2022. – № 7. – С. 17-20. – DOI 10.18572/2070-2108-2022-7-17-20. – EDN OLRFBA; Назарова, И. С. Актуальные аспекты нормативного регулирования правотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / И. С. Назарова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2020. – № 1(10). – С. 105-108. – EDN WSKVMH