Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей дошкольной системы является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Однако, несмотря на свой «паспортный возраст» и имеющиеся у них «школьные» способности и способности, значительное число детей испыты-вают серьезные трудности в обучении. Основная причина их неудач заключа-ется в том, что они еще «психологически» молоды, то есть не готовы к школьному типу обучения.
Подготовка детей к школе - ответственный процесс, который во многом ложится на плечи родителей дошкольника и его воспитателей, в зависимости от того, насколько морально и интеллектуально ребенок готов к школе, насколько быстро он вживется в новый коллектив и будет чувствовать себя комфортно в процессе обучения. Подготовка к школе - сложная, многогран-ная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. При принятии ре-шения принято выделять ряд аспектов. Продолжающееся развитие личности ребенка и его познавательных процессов, лежащих в основе будущей успеш-ной образовательной деятельности, и, во-вторых, необходимость обучения навыкам начальной школы, таким как письмо, чтение и счет.
Тема исследования очень актуальна, так как поступление в школу явля-ется поворотным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности была игра, то сейчас такую роль в жизни ребенка играет учебная деятельность. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка де-тей к школе. Проблема готовности к школе включает педагогический и пси-хологический аспекты. В связи с этим определяется педагогическая и психо-логическая готовность к школе.
В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и си-лу воли. Особое значение в этой структуре имеет интеллектуальная готов-ность дошкольников к школьному обучению, поиск наиболее эффективных средств, формирование которых имеет непреходящую актуальность в образо-вательном процессе дошкольного учреждения. Сегодня одним из перспектив-ных средств такого воспитания является игра по правилам, возможности ко-торой далеко не в полной мере реализуются в воспитательной практике детей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия решения проблемы готов-ности дошкольников к обучению в школе.
Объектом исследования является процесс решения проблемы готовно-сти дошкольников к обучению в школе.
Предметом исследования являются основы и принципы использования методик по решению проблемы готовности дошкольников к обучению в школе.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для использования методик и приемов по решению проблемы готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психолого-педагогические особенности старшего до-школьного возраста;
- изучить сущность понятия «школьная готовность» и ее основные со-ставляющие;
- детально проанализировать содержание программ подготовки детей к обучению в школе;
- проанализировать системы работы воспитателя по подготовке ребенка к школе;
- дать оценку методам и приемам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произ-вольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и т. д. - и вытекающая из этого способность контролировать свое поведение, а также изменения в представлении о себе, уверенности в себе и самооценке. Появле-ние произвольности является решающим изменением в деятельности ребенка, когда целью последнего является не изменение окружающих его внешних объектов, а овладение собственным поведением.
На этом этапе жизни все аспекты речи ребенка продолжают совершен-ствоваться. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и раз-борчиво воспроизводит слова, обладает словарным запасом, необходимым для свободного общения, правильно использует многие грамматические фор-мы и категории, его высказывания становятся более осмысленными, вырази-тельными и точными. Общение развивается как деятельность [12].
В продвинутом дошкольном возрасте существует экстра-ситуативная и личностная форма общения, характеризующаяся потребностями во взаимо-понимании и сопереживании и личностными мотивами общения. Общение с коллегой приобретает черты экстра-ситуации, общение становится экстра-ситуативным и деловым; формируются устойчивые избирательные предпо-чтения. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется развитием новых знаний, появлением новых качеств и потребностей.
Другими словами, формируются все аспекты личности ребенка: интел-лектуальные, моральные, эмоционально-волевые, эффективные и практиче-ские.
Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что ребенок старшего дошкольного возраста переходит от си-туативного поведения к деятельности, подчиняющейся социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последнему. В этот период на первый план выходит личное общение, а не познавательный тип общения между ребенком и взрослым, в основе которого лежит интерес к человече-ским отношениям.
Старший дошкольник в принципе правильно распознает, что нравится и не нравится взрослым в его поведении, и адекватно оценивает качество его поступков и индивидуальные особенности личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется чувство собственного достоинства. Его содер-жанием является состояние практических способностей и моральных качеств ребенка, которое выражается в подчинении нормам поведения, установлен-ным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что позволяет ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха участвовать в занятиях развивающего типа при подготовке к школе и т. д.
Дети этого возраста уже могут наблюдать проявления искренней заботы о близких, действия, направленные на то, чтобы оградить их от страха и стра-даний. Он овладевает «языком» чувств - обычными формами выражения тон-чайших оттенков эмоций с помощью взглядов, мимики, жестов, поз, движе-ний, интонаций [15].
Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В нем ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет свои социальные, социаль-ные функции. Старший дошкольник уже может сначала выбрать все предме-ты, необходимые ему для игры в доктора, и только потом приступить к игре, не беря в руки ту или иную вещь.
Наряду с сюжетно-ролевой игрой - ведущим видом деятельности в до-школьном детстве - к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, шашлыки, поделки и т.д. Способность подчиняться пра-вилу формируется в ходе ролевой игры, в которой каждая роль содержит скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в процессе игры развиваются те качества (новообразования), которые составляют основу фор-мирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К. Личностное развитие школьни-ков в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.21-26.
2. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыс-лительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международ-ный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 С.187-188.
3. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 111-113; С. 118-120.
4. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просве-щение, 1992. - 143 с.: ил.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Пи-тер, 2009. — 208 с.
6. Детская практическая психология [Текст]/ под ред. Т.Д. Марцин-ковской. - М.: Гардарики, 2000. - 295 с.
7. Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готов-ность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологиче-ская оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-1.
8. Дошкольная педагогика [Текст]/ под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988,-271 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст]/А.В. Запорожец. - М.: 1997.
10. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: пси-хологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 568 с.: ил.
11. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента пси-хологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. №8-4.
12. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольни-ков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
13. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
14. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.А. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Ли-сина; - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
17. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Про-грамма развития и воспитания детей в детском саду. Издательство: СПб.: Дет-ство-Пресс, 2015
18. Матвеева М.А. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54) С.164-167.
19. Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллекту-альной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и непол-ных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Со-циология. 2013. №1 (13) С.84-88.
20. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2.
21. Орлянская Ю.Б. Моделирование процессов формирования психо-логической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Кон-цепт. 2015. №S1 С.26-30.
22. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь-ная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.
23. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
24. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1 (30) С.135-144.
25. Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Кон-цепт. 2015. №10 С.96-100.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Часть 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие. — М.: Юрайт, 2016. — 412 с.
27. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ре-бенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5 С.65-68.
28. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мо-тивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188.
29. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1 С.28-30.
30. Сергеева О.А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Психологиче-ская готовность к школьному обучению детей с задержкой психического раз-вития // БМИК. 2014. №11 С.1292-1294.
31. Сидячева Н. В. Современное состояние проблемы развития воле-вой регуляции у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С.625.
32. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности стар-ших дошкольников к школьному обучению // Концепт. 2015. №S1.
33. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. №S1 С.146-150.
34. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015.
35. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61.
36. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // МНКО. 2015. №4-1 С.288-291.
37. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
38. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2014. №1 С.46-55.