Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1.1. Основы конкуренции на рынке
В современных условиях экономической действительности конкуренция выступает в качестве важнейшего фактора процветания рыночных отношений. Как на уровне региона, так и государства конкурентные отношения эффективным образом влияют на развитие рыночных механизмов, а вместе с тем образуют условия для роста экономики. Как раз с конкуренцией самым тесным образом связано развитие уровня конкурентоспособность современной организации в отрасли. В условиях современных рыночных отношений особого рода акцент нужно ставить на конкурентные преимущества организации, потому что как раз именно данный товар будет более предпочтительным для заказчика или покупателя по причине оптимальности сочетания потребительских характеристик.
Конкуренция (если смотреть на перевод с латинского, то concurrere дословно значит «сталкиваться; соперничать») представляет собой соревнование за ресурс, имеющий ограниченный характер, вражду с целью получения определенной выгоды [5, с.264]. Конкуренция выступает в качестве исходной категории, которая характеризует суть рыночных отношений.
Для анализа понятия конкуренции рассмотрим мнения некоторых российских ученых.
Д.э.н., профессор, член-корр. Российской академии образования Ю.Б. Рубин дает такое определение конкуренции: это «взаимные действия людей. Которые основаны на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания» [12, с.351].
Данного рода действия направлены на то, чтобы достичь определенного рода превосходства над соперниками в доступе к некоторым нужным им благам и ресурсам, а вместе с тем на обеспечение относительно лучших условий их функционирования и развития.
Никонец О.Е. в своих трудах так говорит о конкуренции: это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке субъектами с целью обеспечения лучших возможностей сбыта собственной продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, как и монополия, образуют диалектическое единство, на постоянной основе противостоят друг другу на рынке» [8, с.198].
Таким образом, на основе мнений некоторых ученых можно дать авторское определение: конкуренция является определенным видом соперничества субъектов экономики за право пользования определенного рода ресурсами, занятия определенной рыночной ниши с целью усиления своих рыночных позиций и улучшения результатов функционирования и развития.
Рыночный спектр услуг и товаров является довольно широким. Это ведет к тому, что субъект экономики на рынке очень часто сталкивается с соперничеством иного рода рыночных представителей. Как правило, организации, являющиеся соперниками, выпускают и реализуют подобные услуги\товары.
Проявление соперничества видно в виде повышения реализации товаров в больших количествах и несколько лучшего качественного уровня, чем у конкурентов.
К примеру, определение более низкого уровня цен, чем у конкурента, может выступать как следствие лучшей организации процесса производства, интенсивности и успешности рекламной компании, поиска продавцов и покупателей более активного характера и т.д.
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений.
Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения.
В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке.
Конкуренцию разделяют по типам – на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция представляет собой такой тип ситуации на рынке, когда присутствует довольно большое число мелких компаний, ими выпускается однородный продукт, у них нет возможности оказывать влияние на рынок.
Соответственно при несовершенной конкуренции все совершенно иначе, особенно в части контроля над рынком.
Она представляет собой состязание между 2-мя и более компаниями за источники ресурсов, самые выгодные сбытовые условия для получения прибыли, при этом либо производители, либо потребители оказывают влияние на цены.
К несовершенной конкуренции относят наиболее известные ее виды: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Далее рассмотрены виды несовершенной конкуренции.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.
3. Блохина, М.Д. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции / М.Д. Блохина // Бизнес и общество. – 2023. - №3. – С.16-19.
4. История экономических учений: учебник и практикум для вузов / под ред. С. А. Толкачева. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 509 с.
5. Копылова, А.А. Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы / А.А. Копылова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.264-266.
6. Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для магистров / Г.А. Маховикова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322с.
7. Мысаченко, В.И. Предприятия в условиях рынка несовершенной конкуренции / В.И. Мысаченко, М.С. Власов // Вестник Национального института бизнеса. – 2023. - №1. – С.101-107.
8. Никонец, О.Е. BIGTECH – главный конкурент традиционных банков / О.Е. Никонец, А.В. Новиков // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Брянск: БГУ им. ак. И.Г. Петровского, 2020. – С.197-202.
9. Очак, П.К. Конкуренция и монополия / П.К. Очак, С.А. Мамий // Colloquium-Journal. – 2021. - №10-2. – С.29-31.
10. Прокофьев, А.А. Современные естественные монополии в российской экономике / А.А. Прокофьев // Студенческий. – 2023. - №19-1. – С.41-43.
11. Розанова, Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов / Н.М. Розанова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.
12. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: Университет Синергия, 2020. - 518с.
13. Аналитическая карта магистральных сетей связи в России. Vision. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/sites/default/files2019/vision-files/mapmagistr2020-2.pdf.
14. Аудит-ит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru.
15. Годовые отчеты ПАО «Ростелеком», 2013-2022 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.company.rt.ru/ir/disclosure/annual_reports/.
16. Обзор российского рынка мобильной связи и мобильного Интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/48736/.
17. Пасько, М.Н. Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии ПАО «Ростелеком» / М.Н. Пасько // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №10. – С.258-268.
18. Реестр субъектов естественных монополий / Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html.
19. Тишина Ю. «Ростелеком» подключился к социальным объектам / Коммерсантъ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4033221.
20. ТМТ Консалтинг. Российский рынок телекоммуникаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ict.moscow/research/rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-predvaritelnye-itogi-2022-goda/.