Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения пробле-мы детей с дефицитом внимания и гиперактивностью обусловлена высокой частотой обращения родителей за психологической помощью. Семаго утверждает, что около 5% детей школьного возраста страдают повышен-ной степенью гиперактивного поведения, при этом наблюдается тенденция к увеличению числа дети с этим расстройством, как правило, дети с пове-денческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и ги-перактивности (СДВГ).
По данным различных авторов, СДВГ встречается у 2-18% школь-ников. По данным Американской психиатрической ассоциации, СДВГ наблюдается у 3-5 процентов детей (2 миллиона детей в США). По данным российских ученых, СДВГ проявляется у 7,6% детей. СДВГ встречается у мальчиков в 4,5 раза чаще, чем у девочек. Подобные исследования неод-нократно проводились в Республике Казахстан. По данным М.Т. Казбеко-ва, заболеваемость СДВГ среди детей в Казахстане составляет от 4,0 до 9,5 процента.
Результаты исследований эмоциональной сферы гиперактивных де-тей отражены в трудах российских ученых (Гришина Н.В., Несмелова М.Ю., Громова О.Н., Большакова А.Г., Гребенникова Л.Р.), а также дан-ная проблема представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия решения проблемы кор-рекции поведенческих установок родителей по отношению к ребенку с ди-агнозом гиперактивность.
Объектом исследования является процесс решения проблемы кор-рекции поведенческих установок родителей по отношению к ребенку с ди-агнозом гиперактивность.
Предметом исследования являются основы и принципы решения проблемы коррекции поведенческих установок родителей по отношению к ребенку с диагнозом гиперактивность.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для решения проблемы коррекции поведенческих установок родителей по отношению к ребенку с диагнозом гиперактивность.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие гиперактивности;
- изучить психологический портрет гиперактивности ребенка в младшем школьном возрасте: феномен, факторы возникновения и формы проявления;
- детально проанализировать педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивно-стью;
- дать оценку рекомендациям по коррекции поведенческих установок родителей по отношению к ребенку с гиперактивностью.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ
1.1 Понятие гиперактивности
Синдром гиперактивности - это дисфункция центральной нервной системы, особенно ретикулярной формации головного мозга, которая проявляется трудностями с концентрацией и поддержанием внимания, нарушением обучения, низким развитием памяти и трудностями в обра-ботке информации.
Основное различие между гиперактивностью и нормальным актив-ным темпераментом заключается в том, что это не черта характера ребен-ка, а следствие нарушений психического развития ребенка. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патоло-гических родов, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, дети с низким весом и недоношенные [12].
Синдром гиперактивности встречается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но чаще всего проявляется в дошкольном и младшем школьном воз-расте. Это расстройство является одной из форм наименее выраженной церебральной дисфункции у детей. Он может характеризоваться низким уровнем внимания, работоспособностью памяти и слабостью мыслитель-ных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Волевая регу-ляция развита слабо, успеваемость на уроках низкая, утомляемость повы-шенная. Также наблюдаются отклонения в поведении: двигательная рас-торможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревож-ность, негативные реакции, агрессивность.
В начале систематического обучения возникают трудности с овладе-нием письмом, чтением и счетом. На фоне трудностей в обучении и часто задержек в развитии социальных навыков происходит дезадаптация к дол-гу и различные невротические расстройства. Гиперактивность считается одним из наиболее распространенных клинических вариантов минималь-ной церебральной дисфункции. Долгое время не существовало единого термина для обозначения отклонений в развитии личности. Большое коли-чество работ отразило различные мнения авторов.
История изучения этого заболевания - короткий, но насыщенный фактами период, который длится около 150 лет. Впервые Генрих Хафф-ман, немецкий нейропсихиатр, описал чрезмерно подвижного ребенка, ко-торый ни минуты не мог спокойно сидеть на стуле. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя многие ученые изучали невротические расстройства поведения и трудности в обучении, долгое время не было научного обос-нования таких состояний [15].
Были времена, когда внимание к этой проблеме было снижено и по-вышено. В 1947 году педиатры попытались дать четкое клиническое опре-деление так называемым гиперактивным детям, у которых часто возникали проблемы с обучением. Однако вопрос о терминологии этого состояния оставался нерешенным.
«Гипер...» - (от греч. Гипер - это составная часть сложных слов, ука-зывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык от латинского «activus» и означает «эффективный, активный». Боль-шинство исследователей (З. Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова), говоря о гиперактивных детях, имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
До сих пор не было единой точки зрения относительно названия это-го заболевания. Иногда авторы вкладывают в один и тот же термин со-вершенно разный контент. Есть несколько болезней, которые имеют так много разных названий. Назовем лишь некоторые из них: «легкая цере-бральная дисфункция», «гиперкинетический хронический мозговой син-дром», «легкое повреждение головного мозга», «детская легкая энцефало-патия», «гиперкинез», «гиперактивность», «гиперкинетические импульсив-ные расстройства», «минимальная церебральная дисфункция» и многие другие. Переход к массовому обучению заставил нас тщательно проанали-зировать этот вопрос. Были выявлены особые категории детей, которые плохо справляются с учебной деятельностью.
Классические формы воспитания и обучения в данном случае пока-зали низкую эффективность, из-за чего этих учеников называли исключи-тельными (в негативном аспекте), подчеркивая нездоровый характер их психики и характера. Французские авторы Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психологические отклонения среди учащихся» наряду с умственно от-сталыми, эпилептиками, астениками и истериками выделили среди «психи-чески ненормальных студентов» так называемых нестабильных студентов.
Термин «легкая дисфункция головного мозга» впервые появился в журналах в 1963 году после встречи международных экспертов по нейро-биологии в Оксфорде. Понятие «легкая церебральная дисфункция» вклю-чало не менее 100 клинических проявлений, включая дисграфию (наруше-ние письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькуляцию (нарушение счета), гиперактивность, недостаток концентрации внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие [15].
Термин «легкая дисфункция головного мозга» было нелегко ввести в медицинскую среду. 10 иностранным педиатрам были предоставлены ан-кеты с вопросами: «Что вы подразумеваете под термином» легкая дис-функция головного мозга «?». Ответы были самыми разными. Это подра-зумевало умственную отсталость, нарушение координации и другие от-клонения вплоть до начальной стадии олигофрении. Клеменс писал, что это заболевание среднего интеллектуального уровня, с легкими или тяже-лыми нарушениями поведения в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различ-ными комбинациями нарушений речи, памяти, контроля внимания и дви-гательной функции.
По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть вы-званы генетическими аномалиями, биохимическими нарушениями, перинатальными инсультами, заболеваниями или травмами во время критическо-го развития центральной нервной системы или другими органическими причинами неизвестного происхождения. Гораздо позже отечественные врачи начали изучать эту проблему. Наш знаменитый педиатр Ю.Ф. Домбровская в своем выступлении на симпозиуме по вопросу о роли психо-генного фактора в возникновении, течении и лечении соматических заболеваний в 1972 году выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и учителям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко И.И., Алексеев И.И. Практикум по общей психологии 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
2. Акундинова И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 103 с.
3. Аллан Д. Ландшафт детской души. - СПб. - Мн.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 2012. - 256 с.
4. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. (2004) Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия». – 160 с.
5. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
6. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 2010. - 378 с.
7. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психо-терапии. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2012. - 128 с.
9. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2012. - 98 с.
10. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 2014. - 51 с.
11. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. - Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010. - 224 с.
12. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. - М.: 2011. - 32 с.
13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. - М.: ВНИНМИ, - 2010. - 54 с.
14. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. – М.: «Академия», 2005. – 136 с.
15. Заваденко Н.Н. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. - М.: Школа-Пресс, - 2010. - 112 с.
16. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - Школа-Пресс, 2011. - 35 с.
17. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
18. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика семьи : метод. ре-комендации / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 36 с.
19. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
20. Кошелева, А. Гиперактивный ребенок / А. Кошелева, Л. Алек-сеева // В союзе с психологией. – 2002. - №9 . – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2002/09/7.htm
21. Кучма В.Р., Платонова А.Г. (1997) Дефицит внимания с гипер-активностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ. - 67 с.
22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Пси-хокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Издрательство «Речь», 2011. - 192 с.
23. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными деть-ми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Санкт-Петербург: «Речь», 2007. – 136 с.
24. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание де-тей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-дений / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
25. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. - СПб.: Речь, 2013. - 186 с.
26. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – СПб. : праймЕВРОЗНАК, 2003. – 511 с.
27. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. / Р. С. Немов – М. : ВЛАДОС, 1999. – 528 с.
28. Педагогическое консультирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
29. Политика О.И. (2005) Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь. – 208 с.
30. Психология семейных отношений с основами семейного кон-сультирования (2004) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. Под ред. Е.Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. Москва.: Издательский центр «Академия». - 488с.
31. Семаго М.М., Семаго Н.Я. (2011) Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ. – 336 с.
32. Сиротюк А.Л. (2002) Синдром дефицита внимания с гиперак-тивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родите-лям и педагогам. М.
33. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]; М.И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 160 с.
34. Чумаков М.В. (2012) Развитие эмоционально-волевой сферы личности. Курган: Изд-во КГУ. - 124 с.
35. Чутко, Л. Гиперактивный ребенок / Л.Чутко // Мама и малыш. – 2004. - № 9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/zdorovie/144.
36. Чутко, Л.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Чутко, Л.С. , Пальчик, А.Б. , Кропотов Ю.Д. - СПб. : СПбМАПО,2004.-112с
37. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Дисфункции го-ловного мозга у детей. - СПб: Салит-Медкнига, 2002. - 128 с.