Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе становится все более актуальной проблема выявления и развития творческого потенциала у детей и подростков. Творческий потенциал играет ключевую роль в формировании личности, успешной социализации и самореализации в различных сферах жизни. Он является основой для инноваций, развития науки, искусства, экономики и социальных изменений.
Творческий потенциал у детей и подростков может проявляться в различных формах: в искусстве, музыке, литературе, науке, спорте и т.д. Для выявления этого потенциала можно проводить различные виды творческих заданий и экспериментов, наблюдать за интересами и предпочтениями ребенка, а также обращать внимание на его способности и таланты.
Для развития творческого потенциала у детей и подростков можно использовать различные методики и практики. Например, проводить творческие мастер-классы, участвовать в конкурсах и выставках, организовывать групповые проекты и коллективное творчество. Важно также поощрять и поддерживать ребенка в его творческих начинаниях, помогать ему развивать самостоятельность и уверенность в себе.
Для успешного развития творческого потенциала необходимо создать благоприятную атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и вдохновленно. Важно также поощрять и поддерживать его интересы, помогать ему осваивать новые навыки и умения, стимулировать его к самовыражению и самореализации.
Неважно, какой формы будет творческий потенциал у ребенка или подростка – главное, чтобы он имел возможность его раскрыть и развить, чтобы ребенок мог проявить свою индивидуальность и уникальность через творчество. Развитие творческого потенциала способствует не только самореализации, но и повышению уровня общей компетентности ребенка, его умению решать сложные задачи, а также справляться с жизненными трудностями более успешно.
Проблема творчества отнюдь не нова в современной науке. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли представители психологии: Ф. Фребель, Я. А. Пономарёв, И. В. Страхов, педагогики: М. А. Данилов, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, П. И. Пидкасистый, Е. А. Флерина. Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. (Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, И. Л. Казакова, А. В. Кенеман, В. А. Левин, Г. В. Павленко, О. П. Радынова, Т. А. Семёнова, О. С. Ушакова и др.).
В контексте современного образования и воспитания становится все более очевидной необходимость в применении индивидуализированных подходов к каждому ребенку, учитывающих его уникальные способности, интересы и потребности.
Целью данной работы является изучения методов выявления творческого потенциала и его развитие у детей и подростков.
Объект исследования – творческий потенциал детей и подростков.
Предмет исследования – методы выявления и развития творческого потенциала у детей и подростков, а также влияние различных факторов на формирование и развитие творческого потенциала в различных контекстах.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей;
2. Выделить особенности развития творчески способностей;
3. Определить психологические подходы к пониманию творческих способностей;
4. Изучить предрасположенность к творчеству;
5. Выделить современные психологические технологии развития творческих способностей;
6. Рассмотреть основные проблемы развития творческого потенциал;
7. Исследовать методики выявления творческих способностей.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме выявления творческого потенциала и его развития у детей и подростков. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Результаты и выводы данного исследования могут стать основой для разработки эффективных программ по поддержке творческого развития детей и подростков, способствуя их успешной адаптации в современном обществе.
Курсовая работа состоит из введения, семи глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей
Проблема творческой природы способностей является одной из самых оживленно обсуждаемых и актуальных тем в современной педагогике и психологии. Определение "творческие способности" сталкивается с серьезными трудностями из-за ее разнообразной интерпретации в повседневном языке. Это приводит к неоднозначности в его понимании, несмотря на широкое употребление в психологии, педагогике, философии и множестве определений, приведенных в литературе.
Для более глубокого понимания творческих способностей важно разобраться в сущности понятий "способности" и "творчество". В отечественной психологии были проведены множественные исследования этой проблемы, среди которых работы Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина, В. А. Крутецкого, Б. М. Теплова и других исследователей. Различаются два основных подхода к пониманию данного вопроса. Психология творчества как наука начала формироваться на стыке XIX и XX веков.
Способности представляют собой индивидуальные наклонности, склонности или потенциалы, которые обусловлены как генетическими факторами, так и средовыми воздействиями. Способности могут проявляться в различных сферах жизни, включая умственную деятельность, спорт, музыку, художественное творчество и т.д. Они могут быть развиты и улучшены при условии соответствующего обучения и практики.
Творчество относится к способности человека к созданию чего-то нового, оригинального и ценного. Это процесс, включающий в себя генерацию идей, их сочетание и преобразование в конкретные результаты или продукты, которые могут быть выражены через различные формы, такие как искусство, литература, наука, технологии и другие. Творчество также включает в себя умение видеть проблемы и задачи с нестандартной точки зрения, а также находить неожиданные и эффективные решения [6].
Исследователи Б.М. Теплов и А.Н. Леонтьев рассматривали способности с различных углов зрения. Б.М. Теплов сосредоточился на индивидуально-психологических факторах, влияющих на успешное развитие определенных функций и умений. В его трудах отвергалась идея о врожденных способностях, считая, что лишь некоторые природные особенности, такие как задатки, могут быть врожденными. Он отмечал, что сами способности всегда являются результатом развития. Однако он также подчеркивал, что, несмотря на важность задатков, способности нельзя свести исключительно к ним. По его мнению, основное различие между природными данными и развитыми способностями заключается в том, что первые еще не обладают определенностью и не имеют содержательного аспекта.
Б.М. Теплов выделял, что способности, как и другие психические атрибуты, определяются прежде всего условиями общественной жизни, которые формируются в индивидуальном контексте каждого человека. Среди ключевых выводов исследования психолога следует осветить следующие: активная деятельность играет существенную роль в развитии способностей; способности представляют собой уникальные психологические особенности, связанные с успешным выполнением определенной деятельности; различные индивиды обладают качественно различными способностями, а также различными методами при осуществлении однотипной деятельности; анализ конкретных способностей не является единственным фактором, определяющим успешное выполнение различных видов деятельности человеком [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаданов, С. Д. Креативность и творческие способности школьников / С. Д. Азаданов // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 29 апреля 2019 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2019. – С. 93-94.
2. Аринина, М. В. Вклад Г. Уолласа в развитие социальной психологии // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – 2008. – №7 (45). – С.16-18.
3. Балакирева, Е. И., Игнатьева, О. Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // БГЖ. – 2016. – №4 (17). – С. 228-231.
4. Величко, Ю. В. О соотношении понятий "креативность", "творческие способности", "творческое воображение", "творческое мышление" в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 2-3. – С. 629-631.
5. Виноградова, И. А. Диагностика творческого потенциала учащихся // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – №34. – С. 95-104.
6. Виноградова, И. А. Способности человека: креативность / И. А. Виноградова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
7. Горбачева, Д. А., Горбачев, А. А., Горбачева, В. А. Проблемы диагностики и развития творческого потенциала личности в процессе обучения // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №12. – С. 195-199.
8. Гусарова, Е. Н. Основные подходы к изучению творчества // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – №1. – С. 28-30.
9. Ефремова, С. И. Исследование генетической предрасположенности к творческим способностям / С. И. Ефремова, Р. А. Марков // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.17(30). – С. 43-46.
10. Корсунова, В. А. Особенности развития творческих способностей у подростков // Развитие общественных наук российскими студентами. – 2017. – №1. – С.31-33.
11. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. – М.: ИНТОР, 1995. – С. 48.
12. Лифанова, Н. В. Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий // Символ науки. – 2015. – №7-1. – С. 139-143.
13. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.
14. Панасюк, А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А. Ю. Панасюк. – М.: Книга по Требованию, 2013. – С.80.
15. Теплов, Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 136.
16. Терещенко, Д. П. Возрастные особенности формирования творческих способностей у обучающихся среднего школьного возраста // Вестник науки и образования. – 2019. – №9-4 (63). – С. 61-67.
17. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность: Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. – СПб.: Питер, 2013. – С. 320.
18. Христенко, Г. И. Творчество, творческие способности и креативность – как психолого-педагогические категории / Г. И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 23. – С. 186-189.
19. Чернецкая, Н. И. Современные требования к диагностике творческой сферы // СПЖ. – 2009. – №32. – С. 52-56.