Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Часть речи – это основная грамматическая категория в русском языке, а изучение морфологических особенностей разных частей речи – главная задача курса морфологии.
Понятие о частях речи складывалась в русском языкознании постепенно, трудно, и до сих пор существует немало дискуссионных вопросов, связанных с теорией частей речи. Например: сам состав частей речи в современном русском языке является предметом обсуждения; есть ли такая часть речи, как категория состояния; каков статус причастий и деепричастий (глагольные формы или самостоятельные части речи); положение и состав модальных слов и др.
Не сразу были найдены и сформулированы основные критерии выделения частей речи и распределения слов по частям речи.
Наиболее полно и четко подытожил все разнообразие мнений, предложил аргументированную классификацию частей речи академик Виктор Владимирович Виноградов в работе "Русский язык (Грамматическое учение о слове)" (М., 1946).
В основе классификации частей речи в русском языке лежат определенные принципы.
Для выделения слов в какую-то часть речи необходимо учитывать весь комплекс семантических, словообразовательных, морфологических и синтаксических особенностей; недопустимо одностороннее выделение какого-либо из этих признаков.
Для современной лингвистики характерно стремление изучать наиболее сложные явления языка, не нашедшие глубокого однозначного толкования; поэтому нельзя считать удивительным то внимание, которое было уделено местоимениям в последние 25-30 лет.
Статус местоимений как цельной части речи оспаривается и в традиционной, и в современной грамматике. Так, Михаил Васильевич Ломоносов считал местоимения служебной частью речи, академик Виктор Владимирович Виноградов собственно местоимениями называл только предметно-личные. Все это объясняется тем, что внутри этого класса слов сосуществуют различные по своим грамматическим и семантическим признакам слова. В частности, одни местоимения имеют категорию рода (например, определительные, указательные), а другие не имеют; одни местоимения имеют категорию лица (например, личные), а другие не имеют; одни изменяются по числам (например, определительные, указательные), а другие не изменяются (например, отрицательные, некоторые вопросительно-относительные). Актуальность избранной темы, таким образом, обусловлена необходимостью дальнейшего теоретического осмысления проблемы местоименности.
Исходя из актуальности избранной темы, мы определили цель исследования: выявить занимаемое местоимениями место в современном русском языке.
Были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю изучения местоимений;
2) остановиться на категориальном значении местоимений;
3)показать семантические и функциональные признаки данных слов;
4) разобрать грамматические свойства местоимений;
5) разобрать соотношение местоимений с другими частями речи;
Объектом данной работы являются части речи в русском языке, предметом – местоимение в русском языке как часть речи, и её употребление в художественном тексте.
Глава 1.Личные местоимения и их употребление в художественном тексте
1.1.Общая характеристика личных местоимений в русском языке
Согласно определению, которое приводится в статье С. А. Крылова и Е. В. Падучевой в ЛЭС, местоимение – это «лексико-семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с внеязыковой действительностью (его денотативный статус); к местоимениям принято относить только имена, — существительные, прилагательные, числительные». Отмечается также, что местоимения «входят в более широкий лексико-семантический класс местоименных слов, которые иногда в расширительном смысле все называются местоимениями».
В мировой грамматической традиции это понятие используется, во-первых, в качестве синонима к местоименным словам. Во-вторых, оно может означать знаменательную часть речи, которая указывает на «предметы, признаки предметов, на количество предметов и действий, но не называет их». В-третьих, под местоимениями могут подразумеваться предметно-личные местоимения, а также местоименные прилагательные, местоименные числительные и местоименные наречия. В-четвёртых, термин «местоимение» может употребляться в значении части речи, которая указывает на предмет или признак в условиях конкретной ситуации. Далее, местоимение – это «замкнутый класс особых полностью грамматикализированных систем». Наконец, рассматриваемый термин может означать «слова с референциальным значением, маркёры референции». Для данной диссертации особенно важным представляется последний момент. Поясним, что референция – это «отнесённость актуализованных (включённых в речь) имён, именных выражений (именных групп) или их эквивалентов к объектам действительности (референтам, денотатам)».
Таким образом, можно утверждать, что терминология в отношении местоимений пока окончательно не устоялась.
Согласно европейской грамматической традиции, местоимение представляет собой отдельную часть речи. В XX веке, однако, появились теории, в соответствии с которыми местоимения не образуют отдельную часть речи, а входят в состав других частей речи. Каких именно - зависит от синтаксических функций конкретных единиц.
Приверженцев этих теорий можно разделить на две группы. Для представителей первой группы крайне важным оказывается то, как на значение местоименных слов влияет сама речевая ситуация. К. Бругман, К. Бюлер, У. Вайнрайх, например, называют местоимения «указательными (дейктическими) словами», О. Есперсен, Р. О. Якобсон – «подвижными определителями» или «шифтерами», А. М. Пешковский – словами с «субъективно-объективным» значением, и т. д.
В других трактовках большое значение придаётся «заместительной» функции местоименных слов. Л. В. Щерба, Л. Блумфилд, З. З. Харрис определяют местоимения как «заместительные слова» или «субституты», Ф. Брюно называет их «репрезентантами», А. М. Пешковский, М. В. Панов употребляют понятие «местоимение».
Современный московский исследователь Д. В. Сичинава в своём труде «Части речи» в качестве критериев, по которым выделяют части речи, указывает следующие: морфологический, синтаксический, семантический. Именно поэтому частеречные классификации, составленные разными авторами, могут значительно разниться.
Согласно самой распространённой трактовке, в русском языке можно выделить десять частей речи, в том числе местоимение. Для удобства в данной работе будет использоваться именно этот подход.
Продолжая традиции отечественного языкознания, Д. В. Сичинава отмечает, что все части речи, как правило, разбивают на две группы: самостоятельные (знаменательные) части речи и служебные. В качестве особого класса выделяют междометия. Что касается местоимения, оно образует отдельную подсистему, обладающую теми же морфологическими и синтаксическими признаками, что и главная частеречная система, о чём речь пойдёт на следующей странице.
Однако особенностью местоимения является то, что оно объединяет в себе как характеристики знаменательных частей речи, так и служебных. С одной стороны, оно выступает в качестве члена предложения, с другой стороны, номинативных функций оно не выполняет. Несмотря на это, некоторые исследователи, как уже говорилось, относят местоимения к самостоятельным частям речи.
Ссылаясь на «Русскую грамматику» под редакцией Н. Ю. Шведовой, Д. В. Сичинава пишет, что в числе знаменательных частей речи можно выделить основные и неосновные части речи. Основные части речи являются открытыми и насчитывают огромное число единиц. Неосновные представляют собой закрытые лексические классы значительно меньшего объёма, к ним и относят местоимения.
Как и другие части речи, местоимение гетерогенно (разнородно) с позиции частеречных признаков. Говоря о местоимениях, необходимо упомянуть такую разновидность гетерогенности, как морфологическая гетерогенность. Так, среди местоимений можно обнаружить аналоги существительных, прилагательных, а также, согласно некоторым версиям, аналоги наречий, числительных и предикативов. В качестве главного параметра здесь выступает семантический признак, то есть диктуемое речевой ситуацией значение. Что касается личных местоимений, они сходны по функциям и признакам с существительными.
Обращение к референциальным аспектам высказывания показало, что местоимения, не являясь грамматической группировкой слов (частью речи), образуют, однако, лексико-семантический класс слов, единство которого обусловлено его принципиальной ролью в осуществлении референции: это слова, в значение которых входит либо отсылка к акту речи, либо указание на тип соотнесенности высказывания с действительностью.
Из вышесказанного следует, что среди исследователей нет единого мнения о том, является ли местоимение отдельной частью речи. Согласно большинству трактовок, местоимение нельзя отнести ни к самостоятельной части речи, ни к служебной. Оно образует совершенно особую подсистему и объединяет в себе как характеристики знаменательных частей речи, так и служебных. Местоимение представляет собой замкнутый лексический класс, являющийся морфологически гетерогенным.
В местоимениях пережиточно сохранились, хотя и в сильно измененном виде, следы древнейших стадий грамматического строя. В силу своеобразий своей лексической и грамматической природы местоимения до сих пор не вполне слились с живой системой продуктивных частей речи и не перешли целиком в разные синтаксические частицы.
Таким образом, относительно частеречной принадлежности местоимений
Среди лингвистов нет единого мнения о том, в чём заключается семантическое своеобразие местоимений. Как пишет Селиверстова в монографии «Местоимения в языке и речи, существуют различные точки зрения даже на вопрос о том, присуще ли местоимениям значение как таковое. Некоторые лингвисты дают на этот вопрос отрицательный ответ; другие считают, что значение местоимений меняется в зависимости от речевого акта; по мнению третьих, значение местоимений характеризуется устойчивостью в той же мере, что и значение других языковых знаков.
Семантическое своеобразие местоимений, состоит в том, что они, с одной стороны, задают некий уровень представления актанта ситуации, но, с другой стороны, не несут информации, которая с этим уровнем представления соотносится: «они либо отсылают к тому элементу контекста или ситуации, который может восполнить недостающие сведения, либо указывают на несущественность этих сведении? или отсутствие их у говорящего.
Лексическое множество указующих слов охватывает всю традиционно выделяемую сферу дейксиса, т. е. особый тип слов с относительным, меняющимся конкретным