Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Для развития и формирования субъекта в условиях системно-деятельностного и личностно ориентированного подхода необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [11, с.25].
Однако, изучение опыта работы педагогов показывает, что в воспитательном процессе часто продолжают оставаться традиционные подходы, когда речь идёт о педагоге-трансляторе, передающем субъекту некоторую информацию.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на занятиях в ДОУ. При этом, именно игровые технологии позволяют активизировать игровую и познавательную деятельность дошкольников и усилить мотивацию, как показывает современная образовательная практика.
Социальное развитие дошкольника – это усвоение тех ценностей, традиций и культуры общества, в котором ему предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей. Ребёнка, начиная с ДОО учат жить по определенным правилам и нормам поведения.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья, но и роль ДОУ в этом процессе достаточно велика. Именно воспитатель как компетентный педагог определяет наиболее целесообразные средства и способы для социального развития для каждого дошкольника, согласно требованиям ФГОС ДО.
Социальная ситуация развития субъекта в дошкольном возрасте выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Именно игровая деятельность в данном случае будет являться основным средством социального развития дошкольника, поскольку игровая деятельность является для него ведущей. Характер дидактической, или иной игры изменяется вместе с развитием ребенка.
Под социально-личностным развитием дошкольника будем понимать целенаправленно организованный воспитателем процесс формирования ценностного отношения дошкольника к себе и окружающему миру, установление социальных отношений со сверстниками и взрослыми, которые способствуют саморазвитию, самопознанию и самореализации самого дошкольника.
Пути решения данной задачи лежат в плоскости совершенствования педагогического процесса в ДОУ. Эти проблемы рассматривали учёные С.В. Зайцев, В.В. Горшкова, Н.А. Короткова и др. В исследованиях авторов В.В. Горшковой, В.И. Максаковой, Л.А. Николенко и др., взаимодействие педагогов с детьми рассматривается как основа педагогического процесса.
Сегодня много пишут о единстве общения между детьми и взрослыми, в том числе, между воспитателем и воспитанников. В основе любой субъект - субъектной деятельности между педагогами и детьми лежит раскрытие творческого потенциала дошкольника [3].
Н.Ф. Радионова, рассматривая взаимодействие субъектов как систему, подчеркивает, что система лишь тогда является развивающей, если она создает потенциальные возможности для проявления личностной активности обеих сторон. Взаимодействие, соответственно, должно быть спланировано и организовано. Оно предполагает отбор целей, содержания, способов и форм организации, которые включают их в разнообразные деятельностные и личностные связи.
Внимание современной педагогической науки сосредоточено на изменении взаимоотношений участников педагогического взаимодействия. Переход от традиционного монолога педагога к совместному диалогу, продолжается. Установка на диалог требует от воспитателя умения согласовывать способы воздействия на субъект, с динамикой личностного развития детей.
Игровые технологии, как и любые другие, включают в себя широкую группу приёмов и методов организации развивающего процесса. Чаще всего это обеспечено различными педагогическими дидактическими играми. Г.К. Селевко в своих работах на принципиальные отличия, которые отличают игры дидактические от игр обычных.
Дидактическая игра не может быть реализована без дидактической цели обучения и соответствующего запланированного результата, который педагог должен достичь в процессе этой дидактической игры. Методисты рассматривают здесь такие категории как игровые технологии, элементы дидактической игры, игровое обучение.
Все исследователи согласны с таким подходом, что игра - это лишь по форме работы. По содержанию процесса – это, прежде всего развивающее обучение. В любом случае, все эти рассматриваемые понятия близки между собой. Как игровое обучение, так и игровые педагогические технологии подразумевают реализацию воспитательного процесса, в котором реализуется триединая образовательная цель: обучение, воспитание и развитие субъекта.
Сам Г.К. Селевко исключительно высоко оценивал использование на практике игровые образовательные технологии и считал эти процессы инновационными, поскольку, по его мнению, такая стратегия инновационного образования способна поднять учебно-воспитательный процесс на качественно иную основу в любой образовательной организации.
Практически в каждой игровой ситуации присутствует ситуация проблемная. Практика показала, что дети лучше воспринимают любую проблемную учебную ситуацию именно через игровую деятельность. Работать с проблемной ситуацией любому педагогу не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт о непосредственно образовательной деятельности. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [13].
Основу игровой деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Дети действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию педагога. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры можно рассматривать с двух сторон, игровой и познавательной.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все дети достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры. В арсенале дошкольной педагогики содержатся игры, которые обогащают словарный запас детей и развивают их числовые и иные представления. В ходе игры они обучаются счёту, развивают память, внимание, наблюдательность, волю и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития ребенка.
С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре ребенок самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр [6].
В условиях реализации системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода ФГОС ДО регламентирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. При рассмотрении классификаций игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения. Это могут быть игры, которые проходят на воздухе и в помещениях. Игры могут быть летние и зимние. Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
По области деятельности игры рассматривают физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические и др. По характеру педагогического процесса игры могут быть обучающие, контролирующие, познавательные, развивающие и др. [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 178 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400 с.
5. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208 с.
6. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
8. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
9. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения 28.03.24).
10. Игровая деятельность в дошкольном учреждении: учебно-методическое пособие / сост. Ш.Б. Майны – Кызыл: Издво ТувГУ, 2019. – 66 с. /
file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovaya_deyatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii%20(1).pdf (дата обращения 28.03.24).
11. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
12. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
13. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
14. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
15. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
16.Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное Р31 развитие»: методические рекомендации / авт.-сост. И.Л. Кириллов – Самара: Вектор, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (14,4 Mb). – Текст: электронный /
file:///C:/Users/User/Downloads/O_Voskoboviche_statya_vospitatelya_str_13%20(1).pdf (дата обращения 28.03.24).
17. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
18. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
19. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
20. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
21. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
22. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
23. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 272 с.