Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Административно-правовой режим является особым и очень важным элементом российского правопорядка. Административно-правовые акты законодательного и подзаконного характера федерального, регионального и муниципального уровней формулируют широкий спектр административно-правовых инструментов, используемых для специального (режимного) регулирования, защиты общественных отношений, охраны и безопасности, содействия развитию в нужном направлении, ограничения и контроля негативных последствий для личности, обеспечения прав и свобод в соответствующих условиях жизни. Важнейшими блоками общественных отношений, относящихся к административно-правовой системе, являются конституционные права и свободы граждан, отношения социально-экономического характера, возникающие в связи с реализацией стратегических целей государства, отношения, возникающие в связи с национальной обороной, национальной безопасностью и охраной границ, отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды, отношения в сфере государственной инновационной деятельности отношения, отношения, связанные с особыми условиями жизнедеятельности.
В современных условиях развития науки и техники, создания принципиально новых технологий и продуктов, ускорения скорости транспорта, широкого использования радиоактивных, ядовитых и других опасных веществ и предметов, роста заболеваемости и смертности от вредных экологических факторов, продолжающегося экономического кризиса, обобщения темпов и интенсивности экономической, политической и социальной жизни, общественных отношений. Проблема адекватного административно-правового регулирования в той или иной области сферы охраны становится все более острой.
Исследование правового регулирования в сфере противодействия терроризму в современной науке демонстрирует многообразие подходов, представляющих различные точки зрения. В процессуальном плане экстраординарное правовое регулирование имеет следующие стадии:
-принятие правовых норм экстраординарного характера, рассчитанных на экстраординарные правоотношения, возникающие в условиях террористической угрозы;
-выполнение обязанностей и реализация прав всех участников данных правоотношений.
Современные исследователи рассмотрели специальное законодательство в сфере противодействия терроризму и показали особенности, отличающие данный режим от обычного правового регулирования, его этапы и присущие ему элементы. Значимость данного исследования заключается в том, что чрезвычайное законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с террористической деятельностью, имеет особое значение в современную эпоху как средство защиты общества и государства и поддержания уровня государственной безопасности на должном уровне.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов понятия и порядка проведения правового режима контртеррористической операции.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности порядка проведения правового режима контртеррористической операции.
Целью исследования является анализ понятия и порядка проведения правового режима контртеррористической операции.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие и признаки административно-правового режима;
2. определить сущность режима контртеррористической операции;
3. выявить особенности организации и проведения контртеррористической операции;
4. рассмотреть информационное взаимодействие руководителей ликвидации контртеррористической операции;
5. исследовать перспективы применения беспилотных летательных аппаратов (квадракоптеров) сотрудниками спецподразделений в условиях проведения контртеррористической операции.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; КоАП РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Дерюгин А.А., Егоров А.В., Захарцев С.И., Иванова Л.А., Кальченко Н.В., Леонов А.С., Гришкин Д.А., Калашников В.С., Луценко В.В., Модестов С.А., Павлушенко М.И., Евстафьев Г.М., Макаренко И.К. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия административно-правового режима контртеррористической операции
1.1.Понятие и признаки административно-правового режима
Рассмотрим термин "административно-правовой режим". В некоторых случаях система административного права не включает в свое название слово "режим". Например, наиболее типичный вид административно-правового режима - таможенный режим - в настоящее время имеет название таможенная процедура. Терминология изменилась, но суть осталась прежней: особый порядок регулирования на таможенной территории.
Доктринальное использование термина "административно-правовой режим" оправдано, так как указывает на принадлежность данного понятия к области административного права и деятельности административных органов. В то же время, в соответствии со сложившейся практикой наименования режимов, используемых в государственном управлении, вполне допустимо использовать термин "административный режим" в качестве их общего доктринального наименования. Поскольку вся деятельность в сфере государственного управления строго регламентирована законами и подзаконными актами, использование прилагательного "правовой" для этого термина представляется излишним: "допустимо только то, что указано в законе", "правильно (оправдано) только то, что законно" и т.д .
Понятие "административно-правовой режим" содержит все основные коннотации термина, выражающие степень жесткости административно-правового регулирования, запреты, ограничения, наличие стимулов, допустимые уровни деятельности субъектов, пределы правовой автономии и т.д.
Признаки административно-правового режима, которые являются необходимыми и достаточными для понимания его содержания и которые позволяют правоприменителю не делать вынужденных ошибок при его использовании, следующие:
-обстановка (ситуация), которая требует введения режима;
-условия введения режима;
-правовые основания и порядок введения режима;
-субъект, которому законом предоставлено право ввести режим;
-форма правового акта управления, которым вводится режим;
-меры и ограничения, применяемые в целях введения режима;
-формы управления, применяемые при введении режима;
-полномочия органов государственной власти той территории, на которой вводится режим;
-силы и средства, обеспечивающие исполнения требований режима.
Можно назвать еще и некоторые иные признаки режима, такие как порядок утверждения правового акта о введении режима высшими органами государственной власти, порядок введения и применения временных мер и ограничений, условия применения специальных сил и средств органа, обеспечивающими режим. Все эти признаки, конечно, важны, но не вносят ничего существенного в понимание содержания режима .
Существует множество работ, посвященных исследованиям правовых режимов, в которых для их классификации применяется тот же критерий - общие и специальные, но с различными интерпретациями, с учетом особенностей той отрасли права, в которой классификация осуществляется. Любой режим - это особая форма управления, в определенной степени чрезвычайного управления, и он по определению не может быть постоянным, не ограниченным временем режимом. В противном случае это режим чрезвычайного функционирования органов управления и общественной жизни, который не может продолжаться долго. Конечно, есть многочисленные примеры режимов, которые действуют годами, но называть такие режимы чрезвычайными ошибочно, это уже не режимы функционирования органов государственной власти и жизнедеятельности населения, это, скорее, режим обеспечения функционирования этой власти, ее поддержки.
В то же время появляются новые виды преференциальных административно-правовых систем. Суть таких административно-правовых систем, как зоны регионального развития, зоны опережающего развития, свободные порты, специальные зоны - промышленно-производственные, инновационные, туристско-рекреационные, инновационные центры, кластеры - энергетика, медицина и т.д., заключается не в ограничении субъектов права, а в предоставлении им различных преференций. То есть дополнительных прав, государственных гарантий и различных благоприятных возможностей для субъектов бесплатно реализовывать свои права и частные интересы.
1.2.Сущность режима контртеррористической операции
Режим контртеррористической операции определяется Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ). В ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ нет определения "режима контртеррористических операций", хотя ему посвящены ст. ст. 9, 11 - 18 Закона. Содержание режима контртеррористической операции вытекает из цели пресечения и предания гласности актов терроризма, минимизации их последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Решения об осуществлении и прекращении контртеррористической деятельности принимаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере безопасности или по его указанию иными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в сфере безопасности либо руководителем территориального объединения федерального органа исполнительной власти в сфере безопасности.
В процессе проведения контртеррористической операции и обеспечения безопасности правовой системы применяется императивный метод правового регулирования. Анализируя позицию С.С. Алексеева, который считает, что при определении характеристик метода правового регулирования следует применять анализ элементов, имеющих четыре основных аспекта:
-положение субъектов общественных отношений, прямо или косвенно связанных с правовым режимом противодействия терроризму;
-внешние условия их движения;
-содержание этих правоотношений;
-средства их правового обеспечения .
Императивность метода правового регулирования режима контртеррористической операции воплощается в следующих моментах:
Во-первых, правовое положение, определенное для субъектов правоотношений при введении режима контртеррористической операции, показывает, что эти субъекты находятся в неравных отношениях друг с другом.
В качестве примера можно привести полномочия войск национальной гвардии по обеспечению законного режима контртеррористической операции, которые, согласно Федеральному закону: "Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, транспортных средств и пешеходов на дорогах и улицах, водных объектах на водоемах. Они имеют право временно запрещать или ограничивать движение мотоциклов (лодок) и купающихся, а также производить их досмотр". В итоге можно сказать, что специально уполномоченные органы в лице Росгвардии в соответствии с законом подчинены другим юридическим лицам, в частности отдельным гражданам и организациям, и обладают правом принудительного осуществления своих действий.
Во-вторых, правовым основанием возникновения, развития и прекращения чрезвычайных правоотношений по противодействию терроризму является вхождение в жизнь определенных ситуаций:
-аномальные ситуации, возникающие в результате террористических актов, которые не обусловлены волей или сознанием субъектов правоотношений, прямо или косвенно участвующих в противодействии терроризму. Террористические акты являются результатом действий, которые могут иметь непредвиденные последствия, что, в свою очередь, должно иметь определенную тенденцию к определенным видам событий, хотя;
-административно-управленческие действия лиц, ответственных за осуществление контртеррористической деятельности, направленные на ликвидацию и (или) минимизацию последствий террористических актов.
Таким образом, возникновение и развитие отношений, возникающих в связи с совершением или угрозой совершения террористических актов, которые изначально носят неупорядоченный характер, впоследствии закрепляют неупорядоченные общественные отношения, возникшие и затронутые в результате организационной деятельности государства, ответственного за противодействие терроризму.
В-третьих, со структурной точки зрения правоотношения в условиях борьбы с терроризмом характеризуются следующими фактами:
-запреты и обязанности, закрепленные в законе, реализуются подчиненными лицами;
-координационным и контролирующим органам по борьбе с терроризмом делегировано право нормативного регулирования отношений и подчинения себе подчиненных.
Чрезвычайные правоотношения, возникающие в ходе проведения контртеррористической операции, - это правоотношения, имеющие форму пассивного действия со стороны подчиненного, поскольку они требуют от граждан и организаций воздержаться от определенных позитивных действий.
Государство в лице компетентных органов, уполномоченных на проведение контртеррористической операции, должно проявлять инициативу в реализации своих полномочий, что должно способствовать мобилизации ресурсов для преодоления угрозы терроризма и ликвидации последствий террористических актов. Поэтому государство должно проявлять инициативу и требовать от своих граждан действовать таким образом, чтобы не создавать препятствий для деятельности правоохранительных органов в ходе специальных операций.
В правовом процессе порядок возникновения неординарных ситуаций при совершении террористических противоправных деяний напрямую зависит от качества механизмов правового регулирования режима контртеррористической операции, включающих в себя устойчивые и закономерные элементы. Использование экстраординарных и специальных правовых средств в механизмах правового регулирования режима контртеррористической деятельности является признаком, отличающим его от обычных механизмов правового регулирования.
Рассматривая режим контртеррористической деятельности с точки зрения последовательности процедур, процессов и правовых воздействий на ключевые отношения, можно выделить следующие стадии правового регулирования:
-правотворчество;
-возникновение правоотношений на основе юридических фактов;
-волевые нормы поведения участников правоотношений, выражающиеся в реализации своих прав и обязанностей.
Такой порядок построения правового регулирования характерен и для стадий правоотношений в обычных ситуациях, но в то же время отметим некоторые особенности.
Во-первых, построение правовой основы антитеррористического регулирования не основывается на наличии субъекта воздействия, который действительно нуждается в законодательном регулировании. Предполагается, что субъекты воздействия, которые существуют, основаны на имеющемся опыте пресечения и (или) выявления преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации в сфере противодействия терроризму. Поэтому невозможно заранее предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе контртеррористической деятельности. Например, раньше борьба с терроризмом не предусматривала участия вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Однако вспышка террористических актов и экстремизма на территории Кавказских республик привела к необходимости использования вооруженных сил для восстановления конституционного порядка в этих регионах.
Во-вторых, в процессе поиска эффективных и оптимальных способов разрешения чрезвычайной ситуации возникла потребность в постоянном кодексе поведения, который составил содержание законодательной основы стабильного существования общества. Все это обусловлено тем, что правовое регулирование чрезвычайных ситуаций через индивидуальные или коллективные каналы правового воздействия восполняет пробел в виде исключительных ситуаций, требующих правовой защиты.
Рассматривая процесс правового регулирования режима контртеррористической операции, его этапы можно представить в следующей последовательности:
На первом этапе происходит правовое и организационное закрепление, в том числе оснований введения режима контртеррористической операции, его реализации и прекращения, а также оснований применения Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующих в борьбе с терроризмом.
На втором этапе правовая оценка осуществляется при возникновении нестандартной ситуации, которая идентифицируется как террористическая угроза. Необходимым аспектом данных правоотношений является наличие специальных субъектов, представленных должностными лицами, деятельность которых направлена на пресечение и (или) устранение террористической угрозы.
Третьим этапом правового регулирования противодействия терроризму является реализация специального законодательства, определяющего пределы действий, которые могут совершать все субъекты правоотношений. Следует также отметить, что на этом этапе происходит смещение акцента с нормативного регулирования, обусловленного характером чрезвычайной ситуации, на индивидуальное правовое регулирование, основанное на решениях руководителей федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности и иных субъектов, действующих по поручению должностных лиц, наделенных правом отдавать такие распоряжения.
Подводя итог первой главе исследования, можно сделать вывод, что специальные механизмы антитеррористического регулирования имеют следующую структуру:
-специальные экстраординарные правоотношения:
-акты реализации прав и обязанностей;
-неординарные юридические факты чрезвычайного характера, имеющие террористическую природу .
Что касается методов специального правового регулирования в режиме контртеррористической операции, то различают обязательные и запрещенные методы. Запрет позволяет обеспечить пассивные действия субъектов права по предотвращению возникновения препятствий, которые могут затруднить оперативное поведение сил, участвующих в контртеррористических операциях. Так, Федеральный закон "О противодействии терроризму" разрешает вводить ограничения движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках дорог, местности и объектах, поскольку они могут препятствовать проведению специальных операций и угрожать безопасности жизни и здоровья граждан. Так, в Федеральном законе "О чрезвычайных ситуациях" говорится, что организации независимо от форм собственности имеют право мобилизовать свои ресурсы и направить их на производство продукции и другие мероприятия, необходимые в условиях чрезвычайной ситуации. В рамках особого правового режима контртеррористической операции фактически налагаются некоторые ограничения на отдельные конституционные права и свободы граждан и организаций. Например, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" телефонные переговоры и иная информация, передаваемая по телекоммуникационным системам, могут контролироваться в целях предотвращения совершения террористических актов.
В ситуациях, когда режим контртеррористической операции имеет специальное правовое регулирование, ограничения всех прав и свобод граждан и организаций применяются в целях обеспечения своевременного и беспрепятственного осуществления компетентными органами государственной власти своих полномочий по ликвидации террористических актов и (или) минимизации последствий террористических актов.
Таким образом, запрет доступа на определенные территории и объекты в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан направлен не на сдерживание преступности, а на предотвращение ожидаемых последствий наступления террористической угрозы. Российское законодательство требует уточнения в области правового регулирования режима контртеррористической деятельности, в части перехода к более разрешительному типу правового регулирования, где конкретно определены полномочия, не относящиеся к ведению органов государственной власти.