Фрагмент для ознакомления
2
Корпоративная культура является объединяющим фактором для сотрудников организации в достижении единой цели, установок, направленных на бесперебойное функционирование и развитие организации. Это способствует формированию имиджа организации. Корпоративная культура играет едва ли не ведущую роль в духовном развитии сотрудников, а также способствует раскрытию их профессионального и личностного потенциала.
Мотивация сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что роль корпоративной культуры в экономике чрезвычайно важна, поскольку ее влияние отражается в социальной и кадровой политике, инновациях, маркетинге и результатах продаж.
Следовательно, реализация мер по повышению корпоративной культуры будет способствовать повышению общего потенциала организации и достижению краткосрочных и долгосрочных целей в ее развитии. Основными направлениями деятельности в данном случае являются: образование, предпринимательский отдых, совместный досуг, система социальной ответственности организации. Несомненно, успешная кадровая политика организации способствует формированию качественной корпоративной культуры.
Таким образом, тема работы актуальна и востребована.
Объектом исследования является компания «Henderson».
Предметом исследования являются факторы, определяющие особенности корпоративной культуры в компании «Henderson».
Целью исследования является анализ корпоративной культуры как фактора повышения мотивации персонала.
Для достижения этой цели необходим ряд задач, систематическое решение которых способствует детальному изучению и раскрытию предмета работы:
изучить понятие корпоративной культуры;
рассмотреть типы корпоративной культуры;
раскрыть методы мотивации сотрудников;
представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести анализ корпоративной культуры и мотивации персонала «Henderson»;
разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала «Henderson».
Теоретическую и методологическую основу работы составляют работы зарубежных авторов, основоположников целенаправленного исследования корпоративной культуры, работы которых стали первыми исследованиями по данной теме.
Среди российских специалистов особенно заслуживают внимания работы таких авторов: А. Я. Кибанова, В. А. Спивака, И. В. Пригожина, А. А. Спирина, Э. Г. Молля, А.В. Кезина, М. В. Дубинина, В. А. Баринова, Л. В. Макарова.
Методы научного анализа, используемые в работе, представляют собой переход от абстрактного к конкретному социологическому инструменту (структурированное интервью, включенное наблюдение, вторичный анализ).
Теоретическая и практическая значимость исследования определяет возможность использования разработанных рекомендаций в деятельности компании.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Основы мотивации сотрудников при помощи корпоративной культуры
1.1 Понятие корпоративной культуры
Термин «корпоративная культура» относится к своего рода концепции лидерства, которая не имеет единственно правильного толкования. Каждый исследователь, изучающий это явление, предлагает свою интерпретацию. Э. Шейн, один из авторитетных исследователей корпоративной культуры, определил его как «модель норм поведения, разделяемую всеми, которая использовалась в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана новым членам организации в процессе ассимиляции». Корпоративная культура в этом контексте понимается как убеждения и ценности компании, которые разделяются сотрудниками и воспринимаются как должное. Роль культуры в организации отражена в следующем определении: «Корпоративная культура - это набор наиболее важных допущений, принятых членами организации и выраженных в заявленных ценностях организации, которые определяют руководящие принципы человеческого поведения».
Для раскрытия сущности корпоративной культуры, на наш взгляд, необходимо обратиться к пониманию этого феномена современными предпринимателями и менеджерами [1, с. 102].
Для них культура, созданная на предприятии, воспринимается как один из самых мощных стратегических инструментов. Это позволяет согласовывать все структуры организации и каждого сотрудника индивидуально для достижения общих целей. Корпоративная культура в понимании современного бизнеса также позволяет мобилизовать инициативу сотрудников, что способствует продуктивному общению между ними.
Здесь мы уже рассматриваем корпоративную культуру как элемент, который координирует и направляет деятельность сотрудников для эффективного достижения их целей. В. А. Спивак, считал, что корпоративная культура - это «очень сложное, многогранное, динамичное явление, охватывающее одновременно все сферы деятельности и всех людей» [6, с. 5].
В этом случае необходимо понимать культуру организации не только как явление, непосредственно формирующее корпоративный климат, но и как фактор, влияющий на положение конкретного субъекта рынка в сфере бизнеса. Словарь терминов PR дает следующее определение корпоративной культуры: это «набор норм поведения, философии, идеологии и ценностных ориентаций организации, которые не принимаются всеми ее членами и создают общую коммуникационную структуру, которая принимается большинством членов команды, регулирует поведение сотрудников и позволяет им прогнозировать свою реакцию в критических ситуациях».
Здесь появляется такое важное понятие, как прогноз. Сам по себе прогноз является важным элементом построения бизнес-стратегии, поскольку он снижает неопределенность, в которой менеджеру приходится принимать управленческие решения. В критических ситуациях прогнозирование помогает снизить потери материальных и нематериальных ресурсов. Таким образом, корпоративная культура функционирует как так называемая «страховка» от кризисных ситуаций. Синтезируя эти концепции, мы пришли к следующему определению, которое мы будем использовать в нашей работе: «Корпоративная культура - это ценности, мораль и поведенческие установки, провозглашаемые организацией и направленные на формирование определенной модели поведения, обеспечивающей целостность и единство между сотрудниками».
Раскрывая корпоративную культуру, мы считаем необходимым обратиться к пониманию этого феномена современными предпринимателями и менеджерами [10, с. 102].
Для них культура, созданная на предприятии, воспринимается как один из самых мощных стратегических инструментов. Это позволяет согласовывать все структуры организации и каждого сотрудника индивидуально для достижения общих целей. Корпоративная культура в понимании современного бизнеса также позволяет мобилизовать инициативу сотрудников, что способствует продуктивному общению между ними.
Таким образом, сущность корпоративной культуры компании может быть выражена в ее возможностях:
снижение коллективной незащищенности;
представление о том, чего ожидают сотрудники организации;
гарантирование целостности посредством установленных основных ценностей и стандартов, которые члены команды считают вечными и передаются от существующих сотрудников новым;
создание так называемой «неразрывности команды» и развитие чувства преданности общему делу;
подчеркивание перспектив развития компании, стимулирующей личностный рост каждого члена организации.
Чтобы досконально разобраться в сути феномена корпоративной культуры, необходимо обратить внимание на его основные характеристики:
корпоративная культура устанавливает определенные модели поведения. Когда сотрудники взаимодействуют друг с другом, они используют общий язык, терминологию и ритуалы, чтобы продемонстрировать уважение или приемлемое поведение;
корпоративная культура создает нормы поведения и определяет отношение сотрудников к своей работе;
корпоративная культура определяет наиболее важные ценности, которые разделяют сотрудники.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адашев, А. У. Мотивация персонала как функция управления / А. У. Адашев, Х. О. Арслонов // Мировая наука. – 2022. – № 1(22). – С. 34-37.
2. Аргашокова, О. И. Проблемы управления мотивацией персонала / О. И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. – 2021. – № 4(16). – С. 23-31.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. – 14-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, Прогрессбук, 2018. – 1038 с.
4. Афанасьева, В. С. Эффективные методы мотивации персонала / В. С. Афанасьева // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 12(51). – С. 456-458.
5. Аширов, Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2021. – 432 c.
6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия, 2021. – 224 c.
7. Баранова, И.П. Организационное поведение / И.П. Баранова. – М.: Маркет ДС, 2022. – 168 c.
8. Бехар, Г. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks / Г. Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2022. - 186 c.
9. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова, А.Ю. Рыманов. - М.: Инфра-М, 2020. - 224 c.
10. Буянский, С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент / С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский. - М.: Русайнс, 2021. - 352 c.
11. Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М.: Дашков и К, 2021. - 136 c.
12. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2021. – 320 c.
13. Герш, М.В. Корпоративная культура / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. – 2021. – № 3. – С. 24–26.
14. Грошев, И. В. Менеджмент корпоративной культуры / И.В. Грошев. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2022. - 744 c.
15. Дементьева, А.Г. Корпоративное управление: учебник / А.Г. Дементьева. - М.: Магистр, 2022. - 315 c.
16. Лапина, Т А Корпоративная Культура: учебно–методическое пособие / Т.А. Лапина. – М.: Гостехиздат, 2021. – 777 c.
17. Ларина, О.И. Банковское дело. практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / О.И. Ларина. – М.: Юрайт, 2021. – 251 c.
18. Симагин, Ю.А. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) / Ю.А. Симагин. - М.: КноРус, 2020. - 448 c.
19. Спасенных, М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: учебное пособие / М.Ю. Спасенных. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2020. - 146 c.
20. Шкрабалюк, А. А. Мотивация персонала: сущность и значение как функция управления персоналом / А. А. Шкрабалюк // Молодой ученый. – 2022. – № 5(347). – С. 297-301.