Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Легализация доходов, полученных преступным путем (отмывание денег), является завершающим этапом превращения преступности в прибыльный и экономически эффективный вид незаконного предпринимательства. Проблема отмывания денег, что означает легализацию доходов, полученных преступным путем или незаконным путем, стала особенно актуальной в России. Если эта проблема не будет решена, продолжение экономических реформ в стране невозможно. Наиболее серьезной проблемой являются масштабы отмывания денег и ущерб, который эта практика наносит экономике и обществу. Это тесно связано с отмыванием денег, коррупцией, бегством капитала, использованием оффшорных компаний российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и уклонения от уплаты налогов.
Отмывание денег стало одним из основных факторов неблагоприятной инвестиционной среды в России, препятствующих притоку инвестиций в экономику. Россия также не может осуждать несколько стран, которые были включены в список Международного комитета по борьбе с отмыванием денег. Комитет рекомендует международному сообществу обратить особое внимание на свои отношения с российскими компаниями и финансовыми институтами. Банки выступают своеобразным "защитником" легальной финансовой системы. Только сохраняя бдительность, они могут защитить систему от организованных преступных группировок, коррумпированных чиновников и террористов, не давая им средств для сокрытия доходов от преступной деятельности. Банки играют очень важную роль в предотвращении и выявлении отмывания денег и передаче информации компетентным органам. Легализация доходов, полученных преступным путем, в России тесно связана с движением капитала через российские кредитные организации и выражается в больших суммах денежных средств.
В 2019 году общий оборот незаконных средств в российской экономике оценивался в 2220 миллиардов долларов США, что составляло около 40-50% от общего оборота финансовых ресурсов. Вопрос борьбы с легализацией преступных доходов в стране обусловлен тем, что российская организованная преступность за последнее десятилетие совершила такой "прорыв", который не менее важен, чем транснациональные преступные группировки с древними традициями. По данным Министерства внутренних дел, около 40% наших банков либо непосредственно контролируются организованной преступностью, либо находятся в их «деловых» сферах, деньги, которые вымываются и пускаются в оборот, приносят большой вред стране и обществу.
Цель работы – рассмотреть новые способы легализации доходов, полученных преступным путем, и способы их пресечения.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, способы и условия отмывания денежных средств;
- изучить основные направления борьбы с легализацией преступных доходов;
- определить совершенствование мероприятий по борьбе с отмыванием денежных средств.
Объектом исследования является деятельность, направленная на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
Предметом исследования выступают законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, практика деятельности кредитных учреждений, теоретические разработки ученых в области противодействия легализации преступных доходов.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные научные и прикладные исследования.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: системный подход к изучению экономических отношений, диалектическое изучение экономической сущности предмета исследования, методы количественного, качественного, факторного анализа.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.
Во введении представлена актуальность исследования, приведена характеристика объекта и предмета работы, сформулирована цель и выделены задачи, определено содержание теоретической, методологической и эмпирической баз исследования, представлена краткая характеристика структуры работы. В основной части исследуется сущность, способы и условия отмывания денежных средств, рассмотрены основные направления борьбы с легализацией преступных доходов, разработаны направления совершенствования законодательной база России по борьбе с отмыванием денежных средств. Заключение содержит обобщающие выводы по теме исследования. Библиографический список представлен перечнем источников и информационных материалов, используемых автором в процессе написания работы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ И УСЛОВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма требует совершенствования классификации стандартных и нестандартных планов, а также выявления и предотвращения этих планов и методов. Преступники постоянно совершенствуют свои навыки в отмывании денег, и глобализация этого процесса продолжается. Наряду с банками, они традиционно используются для отмывания денег (в качестве жертв или организаторов-соучастников), и системы электронных денег становятся все более популярными. В России появляются преступные схемы, связанные с финансированием терроризма и сокрытием доходов, полученных в результате коррупционных схем [11, 73].
Проблема отмывания денег все чаще становится краеугольным камнем научных исследований. Все это связано с тем, что экономика активно развивается и появляется большое количество различных финансовых инструментов, которые позволяют находить недостатки и использовать их в преступных целях. Легализация преступных доходов или «отмывания денег» произошла в Соединенных Штатах во время Великой депрессии в начале 1920-х годов. О легализации в России заговорили очень поздно, введя сначала соответствующую статью в Уголовный кодекс, а затем, в 2001 году, приняв Федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В историческом контексте происхождение термина «отмывание денег» напрямую связано с преступной деятельностью, так называемой мафиозной группировки, специализацией которой является незаконная продажа алкогольных напитков. Стремясь легализовать часто получаемый доход, американские преступные сообщества в 1920-х и 1930-х годах организовали большую сеть прачечных, где граждане США могли стирать одежду за небольшую плату. Все сервисные сборы оплачиваются в основном наличными, и регистрация посетителей отсутствует. Бухгалтеры прачечной также являются бухгалтерами мафии. Они записывают в своих отчетах очень важные данные о доходах. Эти цифры, как правило, адекватны и не вызвали подозрений у регулирующих органов. С помощью этой бизнес-организации легальный доход смешивается с незаконным доходом, что позволяет «отмывать» преступные средства – вводить их в легальную финансовую сферу.
Легализация доходов, полученных преступным путем, представляет угрозу экономической безопасности любой страны. Это глобально, поскольку различные схемы отмывания денег носят транснациональный характер и должны быть связаны с организованной преступностью (незаконный оборот наркотиков, финансовые мошенники, работорговцы и финансирование терроризма). В отечественной литературе используемые виды ценных бумаг и недвижимости классифицируются как преступления по отмыванию денег, а поддельные компании создаются для конвертации безналичных средств в наличные. Как правило, использование ценных бумаг в качестве инструмента для фиктивных финансовых операций в своих целях осуществляется в рамках действующего законодательства [15, 27].
Популярный план легализации теневого капитала заключается во ввозе определенных товаров на территорию Российской Федерации в качестве транзита и пересадке их на другой транспорт на границе, а затем в продаже товаров на территории страны без уплаты таможенных пошлин и без официального декларирования товаров.
Стоит обратить внимание на тот факт, что банки действуют как помощники, консультанты, мошенники, и, как правило, это небольшие банки. Отмывание денег также происходит в России путем дарения различных подарков чиновникам, а часто и их родственникам или доверенным лицам. Этот тип подарков трудно отследить, отчасти из-за отсутствия контроля над источником дохода для покупки ценных вещей и услуг. Отдельно следует выделить внешнеэкономические операции. Они являются одним из важнейших механизмов изъятия доходов от преступлений за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года (Варшавская конвенция) [Электронный ресурс] – URL: https://mumcfm.ru/repository/0f19d9ecbe8a4ffb3c6cbf8d120c3c68ca94d4a8b63066c96899ef6327948142(дата обращения: 21.03.2022).
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ; ред. от 16 декабря 2019 г. №438-ФЗ: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П: ред. от 27 февраля 2019: Зарегистрировано в Минюсте России 06 апреля 2012 № 23744: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
4. Галали, Р.Дж.А. Теоретические аспекты в разработке направлений снижения рисков террористической угрозы для национальной экономики / Р.Дж.А. Галали // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2017. – № 4. Том 8. – С. 20-29.
5. Глотов, В.И. Меры по снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма при осуществлении операций с виртуальными валютами, установленные в правовых актах Европейского союза и государств – членов Европейского союза / В.И. Глотов, И. Кржечковскис // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2020. – № 2 (110). Том 17. – С. 168-179.
6. Джериев, А.И. Характеристика мировых финансовых центров / А.И. Джериев // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-5. – С. 30-34.
7. Долгополов, А. Концепции оценки риска вовлеченности клиентов банка в схемы по отмыванию денег / А. Долгополов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2017. – № 1. – С. 184-187.
8. Достов, В.Л. Влияние финансовых технологий на практику борьбы с отмыванием денег и финансирование терроризма / В.Л. Достов, Г.Д. Негляд, П.М. Шуст // Финансовые исследования. – 2018. – № 4 (61). – С. 40-47.
9. Ефремова, Ю.С. Направления совершенствования системы рискориентированного внутреннего контроля в российских кредитных организациях / Ю.С. Ефремова // Финансы и кредит. – 2020. – № 1. Том 26. – С. 142-154.
10. Жамбалов, Д.Б. О способах и следах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем / Д.Б. Жамбалов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1. – С. 8-15.
11. Кривошапова, С.В. Некоторые аспекты методологии перехода к содержательному (риск-ориентированному) надзору / С.В. Кривошапова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2009. – № 2(2). – С. 22.
12. Курьянов, А.М. Обратная связь как механизм повышения качества информирования о подозрительных операциях / А.М. Курьянов // Финансовая безопасность. – 2020. – № 26. – С. 35
13. Любарская, М.А. Проблема отмывания денежных средств, полученных преступным путем в российской экономике / М.А. Любарская, М.С. Гаченко // Экономические исследования и разработки : электронный научный журнал. – 2019. – № 15. – С. 156-161.
14. Магомедов, Ш.М. Модель оценки эффективности системы финансового мониторинга коммерческого банка / Ш.М. Магомедов, М.В. Каратаев // Вестник РАЕН. – 2017. – № 1. – С. 38-43.
15. Мозгов, Е.А. Риски отмывания доходов и финансирования терроризма, связанные с пандемией COVID-19, и меры реагирования: российский и зарубежный опыт / Е.А. Мозгов, О.О. Першина // Финансовая безопасность. – 2020. – № 27. – С. 11-12.
16. Монин, С.А. Результаты работы позволяют анализировать получаемую информацию на более высоком уровне / С.А. Монин // Финансовая безопасность. – 2018. – № 20. – С. 33-36.
17. Негляд, Г.Ю. Виртуальные валюты и проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / Г.Ю. Негляд // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2018. – № 5 (200). – С. 105-107.
18. Неретина, Е.А. Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка / Е.А. Неретина, Е.В. Солдатова // Финансы и кредит. – 2010. – № 13 (397). – С. 14-22.
19. Разумова, И. В. Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / И. В. Разумова // Налоги и финансы. — 2015 — №2. — С. 14—21.
20. Ревенков, П.В. Отмывание незаконных доходов: анализ проблемы и некоторые рекомендации / П.В. Ревенков, А.Н. Воронин // Деньги и кредит. – 2011. – № 4. – С. 31-32
21. Ревенков, П.В. Риски отмывания денег в условиях применения электронных денег / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 4. – С. 78-88.