Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Учебный процесс для учащихся с задержкой умственного развития (далее - ЗПР) характеризуется коррекцион-ным направлением и, таким образом, гарантирует устранение имеющихся у них нарушений. Учащиеся этой категории испытывают трудности с овладени-ем базовыми школьными навыками чтения, письма и счета. Вам будет осо-бенно трудно выучить материал на уроке математики. Чтобы полностью вы-полнять математические задания, учащиеся должны обладать надлежащим уровнем познавательной активности и индивидуальности.
Познавательная деятельность позволяет реализовать обобщенные навы-ки анализа полученной информации, сопоставления ее с уже усвоенной, вы-деления основного и второстепенного, сопоставления этого с представленны-ми инструкциями, концентрации на важном материале для решения задачи, обобщения информации, выводов, анализа и т.д. При выполнении заданий большое значение будет иметь формирование волевых компонентов лично-сти: способности удерживать внимание на протяжении всего процесса дости-жения цели, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Если эти показатели не установлены, то выявляются трудности в выполнении лю-бого вида деятельности, в том числе и при выполнении заданий математиче-ского содержания.
В связи с этим коррекционно-педагогическая работа с учащимися с ЗПР организована по двум направлениям: во-первых, формирование системы ма-тематических знаний и навыков, их использование в практической деятельно-сти и, во-вторых, устранение причин, вызывающих трудности в формирова-нии и использовании этих знаний и навыков при выполнении задания. Коррек-тирующее направление преподавания математики реализуется на основе ре-шения задач коррекционного развития на уроке и проведения коррекционных занятий. Для этого необходимо опросить учащихся с ЗПР на предмет выявле-ния пробелов в предметных знаниях и навыках, несоответствий компонентов деятельности, обеспечивающих их выполнение, что составляет основу кор-рекционно-педагогической работы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения особенностей формирования математических представлений у детей с задержкой психиче-ского развития младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс изучения особенностей формирования математических представлений у детей с задержкой психиче-ского развития младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения осо-бенностей формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для использования методов и приемов изу-чения особенностей формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР;
- изучить использование коррекционных технологий по ФЭМП;
- детально проанализировать сформированность математических знаний у младших школьников с задержкой психического развития;
- дать практические рекомендации воспитателям по ФЭМП у младших школьников с ЗПР.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ЗПР
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
Изучая психолого-педагогическую литературу, было выяснено, что од-ной из актуальных проблем является не только развитие мыслительных опе-раций, но и их коррекция в младшем школьном возрасте. Наиболее актуаль-ным вопросом является разработка образовательных и развивающих про-грамм для детей с проблемами интеллектуального развития. В эту группу де-тей входят дети с расстройствами аутистического спектра, умственной отста-лостью, задержкой речевого развития и умственного развития.
В своих трудах А.Р. Лурия подчеркивал, что процесс развития и воспи-тания таких детей сложен. Это связано с тем, что из-за особенностей развития отделов мозга они не могут овладеть предлагаемыми им знаниями и навыками так же быстро, как их нормотипические сверстники. Нарушения работы мозга у детей с ЗПР возникают в период созревания мозга, то есть когда его разви-тие еще не завершено. В связи с этим А.Р. Лурия обнаружил, что незрелые структуры мозга имеют решающее значение для определения возрастной ди-намики и стабильности моторного, языкового, социального и умственного развития ребенка школьного возраста [12].
Ряд российских ученых изучают особенности развития детей с задерж-кой умственного развития. К таким ученым относятся: Г.Е. Сухаренов, К.С. Лебединский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузне-цов, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бочкина и другие. Б.И. Лубовский в своих рабо-тах дал определение понятию умственной отсталости - это понятие применя-ется к ребенку, который длительное время находится в была социальной де-привацией или ребенком, у которого была диагностирована функциональная недостаточность головного мозга или центральной нервной системы.
К.Л. Рубинштейн отметил, что вербальное и логическое мышление у детей с задержкой речевого развития является наиболее передовой областью исследований. Это связано с тем, что у этой группы детей чаще всего отмеча-ются нарушения речевого развития и овладения мыслительными операциями. Дети с ЗПР часто произносят вслух список действий, которые необходимо выполнить, что задерживает их «отход» от эгоцентрической речи и перевод на внутренний план действий. Давыдов установил, что различия в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с ЗПР прояв-ляются в поведении детей, их социальном развитии и особенностях развития их познавательной деятельности. Ученый отметил, что у этой группы детей плохо развиты такие мыслительные операции, как абстракция, синтез, анализ и обобщение [15].
При выполнении заданий дети часто не понимают, как определить су-щественную характеристику объекта, их выводы часто не совпадают с их пер-воначальным выбором, отсутствует обобщение. Выявляя различия, вы може-те сосредоточиться на наиболее очевидных и игнорировать менее очевидные. Описательные изображения неполны и часто разбросаны. Т.Н. Овчинникова писала, что дети с задержкой умственного развития нуждаются в помощи специалиста в выполнении таких заданий.
Основное направление этой помощи - «мотивировать ребенка на то, чтобы он сам захотел найти отличия или значимые признаки предметов». Е.В. Бочкина отмечает, что для ребенка с ЗПР помощь специалиста может за-ключаться в том, что специалист помогает ребенку реализовать свои способ-ности, которые он может развить. Ребенок должен чувствовать, что, если он допустит ошибку, взрослый поддержит его и поможет ему. Благодаря этой помощи ребенок облегчает выполнение предложенных задач и с большей го-товностью осваивает новые для себя алгоритмы решения. Новые алгоритмы решения проблем даются детям с ЗПР довольно сложно. Это связано с тем, что у детей истощен словарный запас и ограниченные представления об окружающем мире, а общие понятия не сформированы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова Т.А. Использование вербально-графических средств на уроках математики при обучении детей с задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-verbalno-graficheskih-sredstv-na-urokah-matematiki-pri-obuchenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (да-та обращения: 14.03.2024).
2. Аксёнов А.А. Пропедевтика процесса обучения школьников ло-гическому поиску решения математических задач // Ученые записки ОГУ. Се-рия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propedevtika-protsessa-obucheniya-shkolnikov-logicheskomu-poisku-resheniya-matematicheskih-zadach (дата обращения: 14.03.2024).
3. Аксёнов А.А. Теория обучения логическому поиску решения школьных математических задач: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Аксёнов Андрей Александрович. Орёл, 2010. 460 с.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
5. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной дея-тельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2003. – 190 с.
6. Байтасова М.Б. Особенности использования опорных конспектов на уроках математики для обучения детей с задержкой психического развития // Вестник магистратуры. 2020. №4-3 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-opornyh-konspektov-na-urokah-matematiki-dlya-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 14.03.2024).
7. Бгажникова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
8. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и кор-рекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое посо-бие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
10. Бочкина Е.В., Дороничева М.М., Шатилова Н.Н., Плохих Д.А. Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР // Психология Психо-техника. - 2022. - № 4. - С. 1 - 13. DOI: 10.7256/2454-0722.2022.4.38812
11. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное обра-зование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгало-ва, Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2010. – No 3. – С. 14-20.
12. Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической ра-боты с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2007. – No 5. – С. 75-78.
13. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). - М.: Знание, 1984. - 80 с.
14. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педаго-гике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с
15. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Ду-наева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – Москва : Советский спорт, 2006. – 213 с.
16. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : учеб.- ме-тод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 286 с.
17. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с.
18. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие. - Саратов: Педагогический институт Сара-товского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
19. Ибрагимова С.И. Особенности проведения уроков математики с младшими школьниками с задержкой психического развития и низкой учеб-ной мотивацией // Научный журнал. 2018. №5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-urokov-matematiki-s-mladshimi-shkolnikami-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-i-nizkoy-uchebnoy-motivatsiey (дата обращения: 14.03.2024).
20. Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с за-держкой психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 90-115
21. Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д. Изучение школьниками дробных числительных при арифметическом моделировании действительности // Ин-новационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 85 - 86.
22. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилак-тика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей ше-стилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
24. Коррекционная педагогика : учеб. пособие для пед. специально-стей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. – Ростов-на-Дону. : МарТ, 2002. – 304 с.
25. Костенкова Ю.А. Систематизация приемов дифференциации сло-восочетательных значений при решении арифметических задач учащимися с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-priemov-differentsiatsii-slovosochetatelnyh-znacheniy-pri-reshenii-arifmeticheskih-zadach-uchaschimisya-s (дата обращения: 14.03.2024).
26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М., 2006. – 247 с.
27. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специаль-ная психология - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
28. Малофеев, Н. Н. Инновационные тенденции развития специально-го образования в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев // Специальное об-разование: традиции и инновации: материалы II межд. науч.– практ. конф., Минск, 8 – 9 апр. 2010 . / Бел. гос. пед.ун-т им. М. Танка. – Минск, 2010. – С. 205-208.
29. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М. : АСТ, 1993. – 293 с.
30. Маршалкин, А. П. Современные подходы к диагностике различ-ных форм задержки психического развития / А. П. Маршалкин, Е. А. Поро-шина // Специальное образование. – 2011. – No1. – С. 57-64.
31. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психо-логия : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019.
32. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для ву-зов - М.: Феникс, 2006. - 382 с. 262
33. Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии. - Режим доступа: [#»justify»>] дата обращения 14.03.2024.
34. Удальцова Е. И. Дидактические игры в обучении детей элемен-тарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе. - Режим доступа: [#»justify»>] дата обращения 14.03.2024.
35. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.