Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги в русской литературе XVII века представляет собой значимый вклад в понимание культурного и исторического развития России того периода. Этот мотив, воплощающий собой дуализм человеческой природы и вечную борьбу между добром и злом, занимает центральное место в ряде ключевых произведений, отражая широкий спектр философских, религиозных и эстетических взглядов времени. Рассмотрение данной темы позволяет глубже понять социокультурные процессы, происходившие в русском обществе XVII века, и проследить, как литературные произведения откликались на изменения во взглядах на мораль, этику и духовность.
В основу методологического подхода к исследованию положено сочетание историко-культурного анализа, литературной герменевтики и сравнительного метода. Историко-культурный анализ предоставляет возможность оценить мотив в контексте того времени, выявляя связь между литературным творчеством и широким спектром социальных, религиозных и культурных явлений XVII века. Литературная герменевтика позволяет погрузиться в глубинное содержание текстов, выявить многослойность и полифоничность мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги. Сравнительный метод дает возможность рассмотреть этот мотив на фоне аналогичных тем в европейской литературе, обогащая исследование межкультурными параллелями и контрастами.
XVII век стал для России временем глубоких социальных и культурных перемен, обусловленных как внутренними процессами, так и внешними влияниями. Этот период характеризуется усилением взаимодействия с Западной Европой, что способствовало постепенному проникновению новых идей и литературных форм. В то же время, русская литература XVII века оставалась глубоко укорененной в православной традиции, что нашло отражение в обширном использовании религиозной символики и мотивов, в том числе мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВА АНГЕЛА-ХРАНИТЕЛЯ И ДЬЯВОЛА-СЛУГИ
1.1. Происхождение и эволюция мотива в мировой литературе
Исследование мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги требует обращения к корням данной тематики, уходящим в глубь веков, к мифологическим и религиозным традициям разных культур мира. Архетипические образы добра и зла, персонифицированные в виде ангелов и демонов, нашли свое отражение во многих литературных произведениях, начиная с древних времен и до нашего времени. Разнообразие интерпретаций этих фигур свидетельствует о глубоком символическом значении, которое они несут в себе, отражая вечный конфликт между светлыми и темными началами человеческой натуры.
В древневосточных цивилизациях, таких как шумерская, аккадская, и египетская, уже присутствовали представления о защитных божествах, которые могли выполнять роль ангелов-хранителей, и о злых духах, чья роль аналогична дьяволам-слугам. Ведическая и индуистская традиции, начиная примерно с 1500 года до нашей эры, также изобилуют персонажами, наделенными чертами как небесных, так и адских существ [1].
С развитием абрахамических религий - иудаизма, христианства и ислама - в первом тысячелетии нашей эры, мотив ангела-хранителя и дьявола-слуги получил новое развитие. В текстах Танаха, Нового Завета, Корана эти образы приобретают выраженные контуры, влияя на дальнейшее их восприятие в культуре и искусстве [2].
Средневековая европейская литература, опираясь на христианскую доктрину, активно использует мотив ангела-хранителя и дьявола-слуги для изображения морального и духовного измерения жизни человека. Произведения, такие как "Божественная комедия" Данте Алигьери (1308-1320 гг.), "Видение Пьера Пловца" (около 1360 года), представляют собой яркие примеры использования этих мотивов для размышлений о судьбе души, добре и зле, небесном и земном [3].
Ренессанс принес с собой переосмысление многих традиционных мотивов, включая и образы ангелов и демонов. Литературные произведения этого периода, в частности творчество Уильяма Шекспира (1564-1616 гг.), отличаются более сложным и глубоким изучением внутреннего мира персонажей, в том числе через призму их взаимодействия с небесными и адскими силами [4].
Просвещение XVIII века с его уклоном к рационализму и скептицизму привело к иной интерпретации мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги. Литература того времени склонна представлять эти образы в аллегорическом, символическом ключе, используя их для критики общественных пороков и иронии по отношению к человеческим слабостям. Примером может служить "Кандид" Вольтера (1694-1778 гг.), где философские идеи о добре и зле, Божьем провидении и роли человека в мире обсуждаются на фоне приключений главных героев [5].
XIX век, эпоха романтизма и реализма, ознаменовалась еще более глубоким психологизмом и философским подходом к изучению человеческой натуры. В этот период образы ангелов и демонов используются для изображения внутренних конфликтов персонажей, их идеалов и искушений. Так, в "Братьях Карамазовых" Федора Достоевского (1821-1881 гг.) обсуждаются вопросы веры, свободы воли и морального выбора через призму внутренних диалогов героев с их ангельскими и демоническими сторонами.
В XX веке мотив ангела-хранителя и дьявола-слуги обретает новые интерпретации в контексте экзистенциализма, психоанализа и постмодернизма. Произведения таких авторов, как Франц Кафка (1883-1924 гг.), Томас Манн (1875-1955 гг.), и Михаил Булгаков (1891-1940 гг.), демонстрируют сложность человеческого существования, размытость границ между добром и злом, а также многообразие путей, по которым индивид может идти в поисках смысла жизни [6].
Таким образом, мотив ангела-хранителя и дьявола-слуги, пройдя через века, продолжает оставаться актуальным, обогащаясь новыми значимыми интерпретациями. Эта тема отражает глубоко укорененные в человеческой культуре размышления о морали, духовности, внутреннем конфликте и стремлении к самопознанию. В русской литературе XVII века мотив находит свое уникальное воплощение, отражая особенности социокультурного контекста того времени и внося вклад в развитие сложных диалогов о добре и зле, которые продолжают волновать умы до сегодняшнего дня.
1.2. Религиозные и философские корни мотива
Изучение мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги невозможно без анализа его религиозных и философских корней, которые глубоко уходят в историю человеческой мысли и культуры. Этот мотив, пронизывающий литературные традиции различных эпох, имеет многогранные истоки в древних религиозных учениях и философских концепциях, отражающих дуализм человеческой природы и вечную борьбу между добром и злом.
В иудаизме, одной из ранних абрахамических религий, уже содержатся зачатки идеи ангелов как божественных посланников и защитников человека. Тексты Танаха упоминают ангелов, например, в книге Бытия, где ангелы предстают как вестники Бога [7]. Также значительный вклад в развитие этого мотива внесли и идеи о Сатане как о противнике человека и Бога, особенно в поздних текстах и толкованиях.
Христианство, наследуя иудейскую традицию, развивает и комплексирует эти мотивы. Святые писания Нового Завета, откровения и теологические труды церковных отцов углубляют представление о ангелах и демонах, придают им более четко очерченные роли в духовной жизни верующих [8]. Ангелы-хранители в христианской доктрине — это не просто защитники, но и наставники, направляющие души к спасению, тогда как демоны — искусители, стремящиеся отвести человека с пути добродетели.
Ислам, одна из великих монотеистических религий, также подробно разрабатывает учение об ангелах и джиннах (существах, аналогичных демонам в западно-христианской традиции). Коран и хадисы содержат многочисленные упоминания о деятельности ангелов, в том числе ангела Гавриила, и о джиннах, среди которых выделяется Иблис — противник человечества, искушающий верующих и стремящийся отвести их от пути истины [9].
Философские корни мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги можно обнаружить в античной философии, например, в дуалистическом мировоззрении платонизма, где идеи добра и зла предстают как две противоположные и вечно соперничающие начала. Неоплатонизм с его учением о различных иерархиях духовных сущностей также оказал значительное влияние на формирование христианской ангелологии и демонологии.
В средние века, когда христианская мысль становится доминирующей в Европе, эти концепции претерпевают дальнейшее развитие и углубление. Схоластика, представленная такими мыслителями, как Фома Аквинский, разрабатывает детальную классификацию ангельских и демонических иерархий, обосновывая их роли и место в космологическом порядке. Аквинат, в частности, в своем труде "Сумма теологии" описывает ангелов как чисто духовных существ, лишенных материального тела и обладающих интеллектом, волей, способностью к мгновенному перемещению и воздействию на материальный мир. Демоны, падшие ангелы, по его учению, сохраняют свои естественные способности, но их действия направлены против Божьего замысла.
В ренессансе, с его возрождением интереса к античной философии и науке, к этому мотиву прибегают для исследования границ человеческого разума, свободы воли и морального выбора. Человек ренессанса, воплощенный в таких фигурах, как Леонардо да Винчи или Микеланджело, исследует мир и человека, размышляя о дуальности его природы, что находит отражение в литературе и искусстве того времени.
Просвещение XVIII века с его критическим подходом к религии и акцентом на разуме приводит к переосмыслению и даже секуляризации мотива ангела-хранителя и дьявола-слуги. Философы и писатели ставят под вопрос религиозные догмы и используют этот мотив для обсуждения этических и моральных дилемм, индивидуальности и социальной ответственности.
В XIX веке философия идеализма, представленная Фихте, Шеллингом, Гегелем, и особенно романтизм, с его упором на индивидуальное сознание, чувства и воображение, вновь обращаются к этому мотиву, исследуя его в контексте борьбы между материальным и духовным, субъективным и объективным. Литература этого периода богата примерами глубоких психологических исследований человеческой души через призму взаимодействия с высшими силами добра и зла.
Мотив ангела-хранителя и дьявола-слуги, пройдя через века и различные культурные и философские контексты, постоянно обогащался новыми значениями и интерпретациями. Отражая вечный конфликт добра и зла в человеке и вне его, этот мотив остается одним из наиболее мощных и универсальных символов в литературе и искусстве. Он не только затрагивает фундаментальные вопросы о природе добра и зла, но также предлагает богатую палитру для исследования духовных и моральных выборов личности. В каждой культурной эпохе этот мотив приобретает новые оттенки, отражая изменения в социальных нормах, философских взглядах и религиозных убеждениях.
На протяжении истории человечества ангелы и демоны служили метафорами для изображения внутреннего конфликта, стоящего перед каждым человеком: между стремлением к высоким идеалам и поддаваниемся низменным страстям. Этот мотив становится зеркалом, в котором отражаются как личные дилеммы, так и общечеловеческие ценности и проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Тикаев Г.Г.. "Вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях" Исламоведение, no. 2, 2011, pp. 25-36.
2. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке (первое издание). – Казань, 1421 г. хиджры (2001 г.).
3. Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и литературе средних веков. – Ташкент, 1993.
4. Попова А.М.. "Поэтапное формирование теоретико-литературного понятия «Мотив» один из путей интерпретации художественного произведения" Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, vol. 5, no. 3, 2008, pp. 104-106.
5. Программно-методические материалы. Литература (5-11 классы). М.: Дрофа, 1997. 317 с.
6. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. 2-е изд. М., 1987. 448 с.
7. Хализев В.Е. Теория литературы. Изд-е. 4-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007. 405 с.
8. Махновец Татьяна Александровна, and Титова Любовь Васильевна. ""Повесть о Хмеле" в литературном процессе ХVII века" Сибирский филологический журнал, no. 4, 2018, pp. 47-54.
9. Адрианова-Перетц В. П., Покровская В. Ф. Библиография истории древнерусской литературы. Древнерусская повесть. М., 1940. 326 с.
10. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 360 с.
11. Лихачев Д. С. Литература эпохи исторических размышлений // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина ХУ в. М., 1982. С. 5-20.
12. Махновец Т. А. Ритмическая организация «Слова о Хмеле» // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 14-23.
13. Каравашкин Андрей В.. "Трактовки притчи о блудном сыне в поэзии и повестях XVII века" Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология, no. 6-2 (39), 2018, pp. 163-182.
14. Сазонова Л.И. К истории создания «Рифмологиона» Симеона Полоцкого // Славяноведение. 2011. № 12. С. 19-35.
15. Simeon Polockij. Vertograd mnogocvëtnyj / A. Hippisley, L. Sazonova. Koln; Weimar; Wien: Bohlau Verlag, 2000. Vol. 3. 764 S.
16. Демкова Н.С. Евангельская притча о блудном сыне и ее русские интерпретации XVII в. // Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретация, источники. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 220 с.
17. Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М.: Наука, 1977. 296 с.
18. Охтень С.А. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии» в ее отношении к книжной и фольклорной традициям Древней Руси. Дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2002. Рукопись. 172 с.
19. Малышев В.И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе и Злочастии» (Стихи «покаянны» о пьянстве) // Труды отдела древнерусской литературы М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. Т. 5. С. 142-148.
20. Алехина Л.И. Образ Горя-Злочастия (К вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») // Герменевтика древнерусской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 313-322.
21. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М.: Книга, 1989. Т. 3, ч. 2. Репринт. 1982 стлб.
22. Смирнов И.П. От сказки к роману // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1972. Т. 27. С. 284-320.