Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Необходимость изучения детей с гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена тем, что этот синдром является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Проблема гиперактивности сейчас приобретает особую актуальность, так как количество гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов, от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.
Гиперактивность – это расстройство, которое имеет множество разнообразных аспектов: неврологический, психиатрический, двигательный, лингвистический, образовательный, социальный, психологический и так далее. Часто путь ребенка с симптомами гиперактивности начинается с неудач. Отсутствие чувства успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети с высоким уровнем интеллекта демонстрируют низкую успеваемость. Хотя некоторые из них все же добиваются хороших результатов, но не полностью реализуют свои высокие интеллектуальные способности.
Во взрослом возрасте только около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства, и большинство из них испытывают значительные трудности во взрослой жизни. По статистике, около 20% гиперактивных людей ведут антиобщественный образ жизни, в том числе нарушают закон и страдают алкогольной и наркотической зависимостью.
Анализ литературы по этой теме показал, что в большинстве исследований участвовали дети школьного возраста, то есть в период, когда признаки наиболее очевидны, а условия развития в раннем детстве и дошкольном возрасте остаются в значительной степени вне поля зрения.
Поэтому своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей важна, так как, по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте наиболее эффективна. При составлении коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных отношений, причины развития гиперактивного поведения и т.д.
Объект исследования – особенность работы с гиперактивными детьми в детском саду.
Предмет исследования – гиперактивные дети дошкольного возраста.
Цель – изучение гиперактивных детей и особенности работы с ними в группе детского сада.
Задачи:
1. Изучить синдром гиперактивности в детском возрасте.
2. Выявить роль педагогов в коррекции гиперактивности детей.
3. Описать психолого-педагогическую работу с гиперактивными детьми в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, методы теоретического анализа научно-методической литературы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов заключения, списка литературы.
1. Синдром гиперактивности в детском возрасте
Гиперактивность - "Гипер ..." (от Греч. Hyper - над) - составляющая сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык от латинского "ativus" и означает "эффективный, активный". К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, рассеянность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивность сопровождается проблемами во взаимоотношениях с окружающими, трудностями в обучении, низкой самооценкой. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, возникающая в детском возрасте, представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной умственной и двигательной активностью. Трудно установить четкие границы этого синдрома (то есть набора симптомов), но обычно он диагностируется у детей, для которых характерны повышенная импульсивность и невнимательность; такие дети быстро отвлекаются, их одинаково легко доставить удовольствие и расстроить. Они часто характеризуются агрессивным поведением и негативизмом. Из-за этих личностных особенностей гиперактивным детям трудно сосредоточиться на выполнении какой-либо задачи, например, на школьных занятиях. Родители и педагоги часто сталкиваются со значительными трудностями в обращении с этими детьми.
Основное различие между гиперактивностью и активным темпераментом заключается в том, что это не черта характера ребенка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, рожденные в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, искусственных младенцев, рожденные с недостаточным весом, недоношенные.
Гиперактивность - это форма минимальной дисфункции головного мозга у детей. Характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольное регулирование развито слабо, работоспособность на занятиях низкая, повышается утомляемость. Наблюдаются также отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность.
Диагностируя гиперактивность ребенка, психолог предлагает родителям и педагогам список симптомов гиперактивности, разработанный всемирным обществом здравоохранения.
Диагностические симптомы гиперактивных детей
1. Беспокойные движения в руках и ногах. Сидит на стуле, корчится, извивается.
2. Не может сидеть на месте, когда от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
4.Трудно дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и каникул).
5. На вопросы часто отвечают бездумно, не дослушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности (не связанные с негативным поведением или непониманием).
7. Трудно удерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
8.Он часто переходит от одного незаконченного действия к другому.
9. Он не может играть тихо, спокойно.
10. Разговорчивый.
11.Часто мешает другим, пристает к другим (например, мешает играм других детей).
12. Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
13. Часто теряет необходимые вещи в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные поступки, не задумываясь о последствиях, но при этом специально не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь).
Диагноз считается установленным, если присутствует не менее восьми из всех симптомов. Если ребенок действительно признан гиперактивным, для разработки корректирующих мер психолог должен выяснить возможные причины гиперактивного поведения ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2020. – 96 с.
2. Буянов М.И... «Ребенок из неблагополучной семьи». – М.: Просвещение, 2008. - 85 С.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 2000. – 122 с.
4. Власова Г.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М., 2019. – 120 С.
5. Власова Г.А., Певзнер М.С... «Учителю о детях с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 2008. 75 С.
6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В... «Основы коррекционной педагогики», М.: Просвещение, 2019. – 130 С.
7. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.: 2006. – 28 с.
8. Занков Л.В... «Обучение и развитие». – М., 2001. – 120 С.
9. Зюбин Л.М... «Трудные дети». Л., 2001. – 93 С.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, – 2002. – 192 с.
11. Полякова И.А., Гурбанова Ю.Б., Медведева Е.А. Гиперактивность детей дошкольного возраста // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 13.03.2024).
12. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1995. №3. – 58 с.
13. Самсыгина Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия, – 1996. №5. – 90 с.
14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
15. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2019 –125 с.