Фрагмент для ознакомления
2
Согласно Конституции Российской Федерации [1], «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных организаций гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (статья 30).
В рамках добровольных объединений граждане имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на отстаивание своих социальных, политических, профессиональных и иных интересов.
Особое значение имеют общественные организации лиц с ограниченными возможностями. В своей работе они непосредственно руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами своих членов и, благодаря этому, выступают в качестве наиболее подходящих представителей данной категории граждан во взаимоотношениях с другими институтами общества.
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4] (далее - федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») общественные организации создаются и действуют для защиты защита прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями, гарантирующая им равные возможности с другими гражданами, является формой социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
Государство оказывает этим общественным организациям содействие, в том числе материальное, техническое и финансовое. Органы местного самоуправления имеют право поддерживать общественные организации людей с ограниченными возможностями за счет средств местных бюджетов (за исключением межпопулярных трансфертов, предусмотренных в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации).
Содержание деятельности общественных организаций людей с ограниченными возможностями организовано по нескольким основным направлениям: накопление и систематизация информации о людях с ограниченными возможностями и их организациях; участие в разработке законодательной и нормативной базы социальной защиты людей с ограниченными возможностями; разработка и реализация собственных государственных программ и программы, направленные на поддержку людей с ограниченными возможностями; взаимодействие с государственными и неправительственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий.
Крупнейшими общественными организациями инвалидов в России являются Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз инвалидов России и другие.
Одной из наиболее распространенных общественных организаций является Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), объединяющее людей с ограниченными возможностями, которые полностью или частично утратили физическую трудоспособность [17].
Наиболее распространенной организационно-правовой формой общественных организаций людей с ограниченными возможностями являются общественные организации.
Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации), добровольные объединения граждан, объединившиеся в установленном законом порядке на основе их общих интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей, представления и защиты общественными организациями признаются организации, объединенные общими интересами и для достижения других целей, не противоречащих закону.
В остальном процедура создания общественной организации инвалидов практически такая же, как и при создании любого другого общественной организации.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5] (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»), учредителями общественных организаций должны быть не менее 3 физических лиц. Учредителями, наряду с физическими лицами, могут быть юридические лица - общественные организации.
Решения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и ревизионных органов принимаются на общем собрании. С момента принятия этих решений создается общественное объединение: оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».
В то же время Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет требования к Уставу общественной организации. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 20 указанного федерального закона в нем должны быть предусмотрены:
наименование, цели общественной организации, его организационно-правовая форма;
структура общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественной организации, территория, на которой это объединение осуществляет свою деятельность;
условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов этого объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
компетенция и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, местонахождение постоянно действующего руководящего органа;
порядок подготовки проектов изменений и дополнений в Устав общественной организации;
источники денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и его структурных подразделений на управление имуществом;
реорганизация и (или) ликвидация общественной организации.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» государственные партнерства, созданные гражданами, могут быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица или осуществлять свою деятельность без государственная регистрация и приобретение прав юридического лица [7].
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения сведений о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц и прекращается в момент внесения сведений о его прекращении в указанный реестр (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации классифицирует общественные организации как некоммерческие корпоративные организации - юридические лица, учредители (участники) которых имеют право участвовать (членство) в них и формировать их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В то же время статья 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что высшим органом организации является общее собрание ее участников. В некоммерческих организациях с числом участников более ста высшим органом может быть Конгресс, конференция или иной представительный орган (коллегиальный), определенный их уставами в соответствии с законом. Пункт 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительную компетенцию высшего органа организации. Гражданский кодекс Российской Федерации также определяет другие основы управления корпорацией в целом и общественной организацией в частности и закрепляет права и обязанности ее членов.
Правовые основы регистрации некоммерческих организаций закреплены в статье 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также в Федеральном законе «О государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В настоящее время ведение реестра некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственных услуг по принятию решения о государственном реестре некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.
Следует отметить, что, принимая во внимание последние изменения, внесенные в указанный административный регламент для организации беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (в том числе лиц с ограниченными возможностями, пользующихся инвалидными колясками и собаками-поводырями) к месту исполнения государственной функции, они предусмотрены:
условия для беспрепятственного доступа в помещения, где осуществляется государственная функция, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами массовой информации и информацией;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты, где осуществляется государственная функция, а также въезд и выезд с этой территории, посадка в транспортное средство, включая использование инвалидной коляски;
надлежащее размещение оборудования и средств, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам, где выполняется государственная функция, с учетом ограничений жизнедеятельности;
дублирование аудиовизуальной и необходимой информации, а также надписей, указателей и другой текстовой и графической информации с использованием знаков, выполненных шрифтом Брайля, с выделением рельефных точек;
для сопровождения людей с ограниченными возможностями, которые имеют стойкие нарушения зрительных функций и самостоятельного передвижения;
допуск сурдопереводчика и тифлозависимого переводчика;
допуск собаки-поводыря в учреждения, где выполняется государственная функция.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.12 2022 г.) // Российская газета. – 1999. – № 142.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – ст. 4563.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82–ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 21. – ст. 1930.
6. Абросимова К.А. Право человека на социальное обеспечение / К.А. Абросимова // Наука и образование : сохраняя прошлое, создаем будущее : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. – 2018. – С. 210-212.
7. Алтынбаева Л.М. Право социального обеспечения / Л.М. Алтынбаева, А.Н. Жданова, К.В. Карпов. – Омск : ООО Омскбланкиздат, 2023. – 79 с.
8. Белов А.Р. Основы правового регулирования права на социальное обеспечение в Российской Федерации / А.Р. Белов // Студенческий вестник. – 2022. – № 14-4(206). – С. 13-17.
9. Галаганов В.П. Право социального обеспечения : учебник для сред. проф. образования / В.П. Галаганов. – Москва : КноРус, 2021. – 512 с.
10. Иванчина Ю.В. Защита от социальных рисков как фактор обеспечения права на достойное существование / Ю.В. Иванчина, Е.А. Истомина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2023. – Т. 9, № 1(33). – С. 66-77.
11. Истомина Е.А. Социальный риск и механизм правового регулирования социального обеспечения / Е.А. Истомина // Ежегодник трудового права. – № 2023. – С. 329-344.
12. Мазурин С.Ф. Актуальные проблемы социальной защиты населения в России / С.Ф. Мазурин // Юридическая наука: история и современность. – 2022. – № 7. – С. 58-68.
13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е.Е. Мачульская. – Москва : Юрайт, 2023. – 449 с.
14. Никеров Д.М. Нормативно-правовое регулирование в области социального обеспечения граждан / Д.М. Никеров, И.А. Хорошев // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 2(206). – С. 28-30.
15. Право социального обеспечения России / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев, К. В. Гранкин [и др.]. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015. – 508 с.
16. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Ю.В. Васильева, Ю.В. Воронин; отв. ред. Э. Г. Тучкова. – Москва : Проспект, 2020. – 480 с.
17. Сокмышева М.В. Теоретические основы правового регулирования прав граждан по вопросам социального обеспечения / М.В. Сокмышева // Материалы Афанасьевских чтений. – 2020. – № S3. – С. 49-61.
18. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения : учебник и парктикум для СПО / В.Ш. Шайхатдинов. – Москва : Юрайт, 2023. – 433 с.