Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения проблемы безопасности детей в школе объясняется ее стратегическим статусом. Здоровый образ жизни, занятия физкультурой — приоритетный курс в деятельности государства, направленный на развитие Российской Федерации. Прежде всего реализация образовательных программ в сфере физической культуры и спорта должна быть направлена на физическое воспитание учащихся, приобретение знаний, умений и навыков по физическому воспитанию, физическую подготовку, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор талантливых детей и подростков, создание условий для лучшей спортивной подготовки, а также на подготовку квалифицированных работников по физической культуре и спорту.
Физическая культура является основной частью общей культуры и профессиональной подготовки школьников и студентов и направлена на решение не только образовательных, воспитательных, но и оздоровительных задач. Данная дисциплина решает задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья, закладывает основы правильного формирования организма. Но в то же время является одним из самых травмоопасных предметов в учебной программе, которые могут привести к инвалидности. Обучающиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. занятие отличается высокой двигательной активностью, происходит с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Во время занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным спортом травмируются в основном нижние конечности, суставно-связочный аппарат коленного сустава (в частности мениск). При резких толчках, падениях возможны разрывы отдельных мышечных волокон и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления мышцы.
На занятиях игровыми видами спорта часты повреждения верхних и особенно нижних конечностей. Переломы конечности могут возникнуть как при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или ногу. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области мелких суставов кисти. Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются вывихи костей предплечья, ушибы шейного и грудного отдела позвоночника, переломы хирургической шейки плеча.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил компетенцию и ответственность образовательных организаций, обязывая их создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (ст. 28 ч. 6 п. 2) . СМИ сообщают, на уроках физкультуры в российских школах каждый год умирает больше 200 детей . Стандартная причина — внезапная остановка сердца, вызванная редкими заболеваниями; иногда их сложно диагностировать, а их первый заметный симптом – смерть. Некоторые страны (например, США и Великобритания) борются с внезапными остановками сердца активным обучением людей навыкам первой помощи, в общественных местах устанавливают дефибрилляторы.
Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Объект исследования – организация и проведение уроков физической культуры в школе.
Предмет исследования – профилактика травматизма на уроках физкультуры.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование экспериментального наблюдения за техникой безопасности учащихся на уроках физической культуры, на основании полученных результатов разработать меры профилактики травматизма.
Для того, чтобы раскрыть тему работы, необходимо решить ряд поставленных задач:
1) проанализировать специальную научно-педагогическую литературу по изучаемой теме;
2) охарактеризовать основные аспекты наблюдения за техникой безопасности и причины травматизма на занятиях физической культуры;
3) разработать меры профилактики травматизма на уроках физической культуры.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Школьный травматизм как одна из проблем образовательной организации
1.1. Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма
Вполне распространено то, что любая травма у ребенка – это достаточно большой стресс для его родителей. В том случае, если ребенок был уже травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается и педагог, на уроке которого происходит такое происшествие, администрация, а иногда и весь школьный коллектив в целом. Помимо этого, на основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет всю ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в процессе образовательного процесса (ст. 32, п. 22).
Травма (греч. trauma — повреждение, ранение) это нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, которая вызывается внезапным внешним воздействием.
На основании видов возможных воздействий травмы можно подразделить на следующие виды:
1. механическая (ушиб, перелом, ран и др.);
2. тепловая (ожог, обморожение, тепловой удар);
3. химическая (химический ожог, острое отравление, удушье);
4. электрическая, комбинированная и др. (например, травмы, которые вызываются каким-либо излучением) .
Каждый год, проводя анализ причин образования несчастных случаев, отметим, что в течение последних четырех лет в их структуре не происходит никаких изменений. Самым большим уровнем травматизма остается уровень, происходящий во время:
• перерывы, в том числе в течение, а так же перед и после окончания занятий (мероприятий) от 46 до 51%;
• занятия по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсии, походы, прогулки, экспедиции от 9,4 до 14%;
• учебные и воспитательные занятия по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;
• соревнования, тренировки от 8,3 до 5,4%;
• а в остальных местах, где может произойти несчастный случай количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.
Наибольшее количество травм является результатом некачественной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что чаще всего является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абсалямов, Э. Э. Анализ оценка причин школьного травматизма в образовательных учреждениях / Э. Э. Абсалямов, Ш. Н. Бекиров // Bonum Initium. – 2022. – № 15(23). – С. 7-11.
2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. М.: Астрель, 2003. 153 с.
3. Баск Ф. Травмы, полученные на уроках физического воспитания в школе / Ф. Баск // Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения: пер. с англ. Киев: Олимпийская литература, 2003. С. 300 – 304.
4. Григорьев П.А. Использование массажного цилиндра TRIGGER POINT при мышечных болях спортсменов и для укрепления мышц кора / П.А. Григорьев, Г.И. Семенова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» http://www.scienceforum.ru/2017/2219/31817
5. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007
6. Кизиляева Е.Ю., Барышникова Т.В., Безбородов Н.И. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012
7. Костенок П.И. Минимизация рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьниками / П.И. Костенок // Теория и практика физической культуры. 2002. № 10. С. 17 – 19.
8. Котова О.В. Техника безопасности и профилактика травматизма студентов на занятиях физической культурой и спортом. - Гродно. Методические рекомендации, 2012.
9. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: двигательная активность и гигиена физического воспитания детей: учебник для вузов. М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. 480 c.
10. Муравьёв В.А. Техника безопасности на уроках физической культуры / В.А. Муравьёв, Н.А. Созинова. М.: Спорт-Академ-Пресс, 2001. 96 с.
11. Мухаметзянов, А. Х. Как предотвратить травматизм учащихся на уроках физической культуры / А. Х. Мухаметзянов // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. – 2018. – № 6. – С. 55-57.
12. Набиева, У. В. Профилактика травматизма у детей школьного возраста / У. В. Набиева, Н. Г. Киселева // Современные проблемы образования в области физической культуры, безопасности жизнедеятельности и биологии : Материалы II Международной научной конференции, Екатеринбург, 14–15 марта 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 316-322.
13. Новикова, Я. В. Анализ школьного травматизма и его профилактика / Я. В. Новикова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 83-84.
14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.03.2021). URL: http://www.pravo.gov.ru
15. Попова, Г. А. Школьный травматизм и его профилактика / Г. А. Попова, Е. В. Коротких // Актуальные вопросы современной науки и образования : Сборник научных статей по материалам XХII международной научно-практической конференции, Киров, 16–19 мая 2023 года. – Киров: Московский финансово-юридический университет, 2023. – С. 756-765.
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / Российская газета. — 16.03.2011 г. — № 54
17. Рахматулин Р. Я. Интерактивные технологии в формировании навыков безопасного поведения детей: рекомендации родителям: соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. М. : Русское слово, 2018. 32 с.
18. Семенова Г.И. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.И. Семенова. Тобольск: ТГПИ, 2009. 131 с.
19. Семёнова Г.И. Использование тренажерного устройства TRX для повышения эффективности силовой подготовки футболистов / Г.И. Семёнова, П.А. Григорьев // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - № 4, 2016. - С.103 – 109.
20. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. М.: Легион, 2014. 208 с.
21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». / Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — № 53 (ч. 1). — ст. 7598
22. Шихов А.В. Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной работе: учебное пособие / А.В. Шихов. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 192 с.
23. Шихов А.В. Спортивная травматология: учебное пособие / А.В. Шихов. Екатеринбург: УГТУ – УПИ. 2006. 150 с.