Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 7
2. Исследование повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Перспектива»
13
2.1 Общая характеристика ООО «Перспектива» 13
2.2Анализ конкурентных позиций ООО «Перспектива» 15
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности в ООО «Перспектива»
25
3.1 Проблемы конкурентоспособности в ООО «Перспектива» 25
3.2 Пути повышения конкурентоспособности в ООО «Перспектива» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Содержание
Фрагмент для ознакомления
2
Неотъемлемым свойством рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция является эффективным рычагом всей системы рыночной экономики.
В теории существует множество определений конкурентоспособности продукции, предприятий, отраслей, регионов, стран, но до сих пор нет целостного понимания конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности организаций.
М. Портер рассматривал конкурентоспособность как эффективность использования ресурсов и определил: "Конкурентоспособность определяется эффективностью, с которой местные фирмы используют производственные мощности для производства товаров и услуг" [18].
Р.А. Фатхутдинов в основу определения конкурентоспособности продукции положил способность организации производить продукцию, конкурентоспособную на конкурентном рынке [22].
Е.А. Горбашко считал, что "интегральной конкурентоспособностью предприятия по отношению к другим предприятиям является его способность занимать определенную долю продукта", рынок и способность увеличивать/уменьшать эту долю" [5].
Н.М. Розанова считала, что конкурентоспособность организации - это "способность удовлетворять потребности потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты" [19].
Основываясь на анализе понятийного аппарата определения понятия "конкурентоспособность", мы приходим к следующему выводу. Конкурентоспособность - это относительный и динамичный показатель, который напрямую зависит от внутренних и внешних факторов постоянно меняющейся конкурентной среды. Для сравнения существуют аналогичные показатели конкурентоспособности организаций-конкурентов [1].
Факторы рассматриваются как движущая сила производственных и экономических процессов, которые влияют на результат хозяйственной деятельности организации. Конкурентный потенциал и конкурентоспособность организации определяются действием комплекса факторов внешней и внутренней среды.
Факторы окружающей среды и их определения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы внешней среды [12].
Факторы меняют конкурентоспособность и повышают ее, и понижают, способствуют тому, чтобы возможности превратились в реальную жизнь.
Конкурентность организации характеризуется следующим образом:
Ресурс – считается стоимостью ресурсов, которые расходуются на одну единицу готового продукта. Организация может контролировать рост производительности работы, эффективность использования капиталов, общую эффективность производства, а также повышение ресурсного фактора роста конкуренции.
Цена – определяет динамику и уровень цен на готовые продукты и средства. Этот фактор со стороны организации менее контролируется, так как уровень цен в большинстве случаев зависит от государственной политики [25].
В зависимости от изученного классификатора факторов стоит заметить, что сама компания не может контролировать все факторы конкуренции, так что в этом случае особенную роль играет влияние государства.
Наличие внутренних факторов определяет способность организаций обеспечивать собственное конкурентное преимущество. Внутренние факторы включают материально-техническое, маркетинговое, производственное, научно-техническое, финансовое, кадровое потенциал организации [8].
Внешними факторами являются социальные и экономические отношения, позволяющие организации создавать продукцию, которая будет более привлекательной для покупателей по ценам и другим характеристикам.
Внешние факторы должны пониматься под внешним воздействием: мерами государственной и административной ответственности, основными характеристиками рынка организации деятельности, деятельностью государственных, неправительственных учреждений, деятельностью политических парт, движениями, формирующими социально-экономические ситуации в стране [15].
Отметим, что конкурентная способность организации является совокупностью внутренних факторов и внутренних. Таким образом, для того, чтобы сохранить конкурентоспособность в ближайшее время, нужно учитывать, координировать и текущие интересы организаций.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
В менеджменте существует ряд методов, позволяющих управлять как конкурентоспособностью компании, так и конкурентоспособностью ее продукции. Необходимо рассмотреть эти методы более подробно.
Среди них можно упомянуть SWOT-анализ. Этот тип анализа позволяет оценить и сравнить сильные и слабые стороны внешней и внутренней среды организации. Эти факторы подразделяются на следующие категории:
Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities – возможности; Threats - угрозы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агеева, Т.В. Актуальные вопросы менеджмента в здравоохранении - Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2023. - 76 c.
2 .Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия. // Экономические науки. – 2023. - №5 – С.18-21.
3 .Васильева, А.В. Методики оценки конкурентоспособности предприятия. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2021. – 111 с.
4 .Воропинова, О.А. Направления повышения конкурентоспособности медицинских организаций // Концепт. - 2022. - С. 604-608.
5 .Горбашко, Е. А. Управление конкурентоспособностью: учебник. - М.: Юрайт, 2022. - 447 с.
6.Гордячков О.В. Конкурентоспособность и факторы, ее определяющие. // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2. - С. 35-39.
7.Грогуль, Я.Д. Повышение конкурентоспособности организации // Эффективное управление экономикой. - 2023. - С. 115-120.
8 .Гудов, А.Х. SWOT- анализ деятельности организации в аспекте конкурентоспособности // Вестник Росздравнадзора. - 2022. - № 1. - С. 41-45.
9.Даниленко, Н.Н. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки: монография. - М.:РУСАЙНС, 2021. – 160 с.
10.Завиваев, Н.С. Критерии оценок конкурентоспособности // Инновационное развитие экономики. - 2022. - С. 135-137.
11.Ильина, В.Н. Конкуренция: учебное пособие.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2021. - 50 c.
12.Карамов А.С. Оценка конкурентоспособности организаций здравоохранения // Современные проблемы развития науки. - 2022. - С. 15-19.
13.Коробкова, О.К. Совершенствование конкуренции на рынке медицинских услуг // Гуманизация образования. - 2022. - № 3. - С. 100-106.
14.Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2022. - 388 c.
15.Махамбетов, Д.Ж. Систематизация методов оценки конкурентоспособности // ВШОЗ.– 2022. - №23 – С. 22-23.
16.Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: методы обоснования сущности // Молодой ученый. - 2023. - №15. - С. 431-435.
17.Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2022. –194 с.
18.Портер, Майкл Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран.- М.: Альпина Паблишер, 2022. - 948 c.
19.Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2022. - 343 с.
20.Сагимбаев, А.А. Конкурентоспособность медицинской организации- методологические подходы к оценке и управлению. // Концепт. - 2022. - № 4 (29). - С. 42-45.
21.Салихова, Э.М. Конкурентоспособность медицинской организации: объективные и субъективные критерии оценки // Социальная политика и социология. - 2022. - № 1 (102). - С. 283-291.
22.Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - М.: Эксмо, 2021. - 544 с.
23.Харченко, Г.А. Оценка конкурентоспособности ингаляторов с использованием метода экспертных оценок // Человек и лекарство. - 2023. - С. 278-279.
24.Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 799 c.
25.Чмышенко, Е.В. Теория и практика оценки конкурентоспособности : учебное пособие. - Оренбург:, ЭБС АСВ, 2021.- 150 c.
26.Щепков, И. В., Комарская, И. В. Анализ конкурентоспособности платных медицинских услуг // Молодой ученый. - 2023. - №7.1. - С. 70-73.