Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях повышенной экологической нагрузки и изменения климатических условий актуальность оказания эффективной медицинской и сестринской помощи детям раннего возраста, страдающим острыми респираторными заболеваниями, значительно возрастает. Ранняя диагностика, адекватный уход и своевременное лечение являются ключевыми факторами в предотвращении развития осложнений у данной категории пациентов. Важной составляющей успешного лечения является также обучение семьи уходу за ребенком, что способствует быстрейшему восстановлению и снижению риска повторного заболевания.
Острые респираторные заболевания занимают ведущее место среди инфекционной патологии у детей раннего возраста. В связи с незрелостью иммунной системы дети данной возрастной категории являются наиболее уязвимой группой для различных вирусных и бактериальных инфекций. Сестринская помощь, оказываемая на всех этапах лечения, играет решающую роль в профилактике осложнений, сокращении продолжительности болезни и улучшении качества жизни маленьких пациентов. Обучение родителей или законных опекунов правильному уходу за больным ребенком становится неотъемлемой частью комплексного подхода к лечению, что подчеркивает актуальность избранной темы исследования[5].
Целью данной курсовой работы является анализ и систематизация современных подходов к сестринской помощи при острых респираторных заболеваниях у детей раннего возраста, а также разработка методических рекомендаций по обучению семьи уходу за ребенком.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
• Изучить и систематизировать литературные данные по эпидемиологии, этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям острых респираторных заболеваний у детей раннего возраста.
• Определить основные принципы и методы сестринской помощи в данной области.
• Разработать рекомендации по обучению семьи эффективным методам ухода за больным ребенком.
Объектом исследования выступают дети раннего возраста, страдающие острыми респираторными заболеваниями. Предметом исследования является сестринская помощь данной категории пациентов и методы обучения семьи уходу за ребенком.
Методологическую базу исследования составляют анализ научной литературы, наблюдение, сбор и систематизация практического материала, а также разработка и апробация методических рекомендаций. Использование комплексного подхода позволит всесторонне рассмотреть проблему оказания сестринской помощи при острых респираторных заболеваниях у детей раннего возраста и обучения семьи уходу за ребенком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1.1 Общие аспекты острых респираторных заболеваний у детей раннего возраста
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) у детей раннего возраста представляют собой гетерогенную группу инфекционных процессов, поражающих верхние и нижние отделы респираторного тракта. Эти заболевания обладают высокой контагиозностью и являются одними из наиболее распространенных причин медицинских обращений и госпитализаций в данной возрастной группе[1,13].
Классификация острых респираторных заболеваний у детей раннего возраста может быть выполнена на основании различных критериев, включая этиологический фактор, клиническую картину и локализацию процесса[6,11,12,13].
Этиологическая классификация.
1. Вирусные инфекции — наиболее частая причина, к ним относятся:
• Риновирусная инфекция
• Инфекция, вызванная респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ)
• Аденовирусная инфекция
• Парагрипп
• Инфекции, вызванные коронавирусами, включая SARS-CoV-2
• Грипп
2. Бактериальные инфекции
• Стрептококковая инфекция (например, вызванная Streptococcus pneumoniae)
• Стафилококковая инфекция (например, вызванная Staphylococcus aureus)
• Инфекции, вызванные Haemophilus influenzae тип b и другие виды
3. Смешанные (вирусно-бактериальные) инфекции
Клинико-морфологическая классификация
1. Заболевания верхних дыхательных путей:
• Острый ринит (насморк)
• Острый фарингит
• Острый ларингит
• Острый отит (средний отит)
2. Заболевания нижних дыхательных путей:
• Острый бронхит
• Бронхиолит
• Пневмония
Клиническая классификация по тяжести течения.
1. Легкая форма — заболевание протекает без выраженных общих симптомов интоксикации, субфебрильная температура или нормальная температура тела, сохранение активности ребенка.
2. Средняя форма — выраженные симптомы интоксикации, повышение температуры до 38-39°C, умеренное снижение активности.
3. Тяжелая форма — высокая температура тела (выше 39°C), выраженные общие симптомы интоксикации и дыхательной недостаточности, потребность в специализированной медицинской помощи и возможная госпитализация.
Эта классификация помогает определить стратегию лечения и прогнозировать исход заболевания. Важно учитывать, что у детей раннего возраста иммунная система еще не полностью сформирована, что делает их более уязвимыми к инфекционным агентам и может приводить к более тяжелому течению заболеваний по сравнению со взрослыми. Кроме того, некоторые вирусные инфекции, такие как респираторно-синцитиальный вирус (РСВ), могут вызывать серьезные осложнения у детей раннего возраста, включая бронхиолит и пневмонию, что требует особого внимания в процессе диагностики и лечения.
Патогенез острых респираторных заболеваний у детей раннего возраста характеризуется комплексным многоэтапным процессом, включающим взаимодействие вирулентных факторов возбудителя и защитных механизмов организма ребенка. Начальный этап заболевания связан с проникновением инфекционного агента через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, где возбудитель адсорбируется на эпителиальные клетки, инициируя репликативный цикл. Данный процесс сопровождается выделением патогенных факторов, таких как токсины и вирусные антигены, способствующих деструкции клеточных структур и нарушению их функций[6,17,19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всемирная организация здравоохранения https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/influenza
2. Дракина С.А., Перевощикова Н. К. Профилактика респираторных заболеваний у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольным образовательным учреждениям // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2019. №1.
3. Захарова И.Н., Бережная И.В. Можно ли профилактировать респираторную патологию? // МС. 2020. №18.
4. Защита при рецидивирующих респираторных инфекциях у детей: можем ли мы сделать больше? // МС. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-pri-retsidiviruyuschih-respiratornyh-infektsiyah-u-detey-mozhem-li-my-sdelat-bolshe
5. Каннер Е.В., Горелов А.В., Печкуров Д.В., Максимов М.Л., Ермолаева А.С. Почему острые респираторные инфекции у детей остаются актуальной проблемой? Особенности течения, возможности профилактики и лечения // МС. 2019. №17.
6. Кадиров К.З. Клинико-этиологические особенности и патогенез пневмоний у детей // Экономика и социум. 2020. №5-1 (72).
7. Козырев Е.А., Николаева Д.А. Клинико-лабораторные особенности вирусных поражений нижних дыхательных путей у детей раннего возраста // FORCIPE. 2021. №S1.
8. Лебеденко А. А., Семерник О. Е., Васильченко М. Е., Дроганов А. В., Атабаева М. В., Барсуков А. С. Бронхиты: особенности клинической картины у детей разного возраста // Вестник СурГУ. Медицина. 2019. №2 (40).
9. Локшина Э.Э., Рычкова Т.И., Куликова Е.В., Остроухова И.П., Кузнецов Г.Б. Новые возможности терапии и профилактики острых респираторных инфекций у детей // МС. 2022. №19.
10. Махмудова Б.Ш., Алимова Г.М. Бронхит у детей и меры борьбы с ним // Экономика и социум. 2022. №10-2 (101).
11. Нигметзянова Г. И., Абдуллина А. С., Галиева Е. Р., Кашуба В. А. Факторы риска развития и течения острого обструктивного бронхита у детей раннего возраста // Academy. 2020. №1 (52).
12. Разгоняева Е.А., Лавлинский А.Ю. Факторы риска формирования частой респираторной заболеваемости у детей // Российский педиатрический журнал. 2019. №5.
13. Рябиченко Т. И., Скосырева Г. А., Обухова О. О., Курская О. Г., Косьянова Т. Г., Горбенко О. М., Шваюк А. П. Этиологическая структура острых респираторных вирусных инфекций у детей, госпитализированных в стационар в 2015-2018 ГГ. // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2021. №2 (37).
14. Руженцова Т.А., Левицкая Д.С., Мешкова Н.А., Плоскирева А.А. Питание детей раннего и дошкольного возраста при острых респираторных инфекциях // ЛВ. 2019. №11.
15. Саверская Е.Н. Правильный уход за ребенком раннего возраста – залог его здоровья // МС. 2019. №2.
16. Собиржонова М.В., Атаханова Ю.Ю., Назарова М.Т. Сестринское дело в педиатрии // Мировая наука. 2018. №12 (21).
17. Соколовская В. В., Грекова А. И. Респираторно-синцитиальная вирусная инфекция у детей. Роль в структуре респираторной патологии и клинико-иммунологические особенности // Детские инфекции. 2020. №1.
18. Тульчинская, В. Д. Сестринский уход в педиатрии : учебное пособие / В. Д. Тульчинская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. — 428 с.
19. Туракулова Х.Э., Акбарова Р.М. Клинико-иммунологические аспекты бронхообструктивного синдрома у детей. // Экономика и социум. 2022. №2-2 (93).
20. Чемоданов В.В., Краснова Е.Е., Мошкова А.В. Особенности бронхитов в сочетании с различной патологией у детей раннего возраста // ЛВ. 2021. №1.