Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современном дошкольном образовании чрезмерное внимание уделяется интеллектуальному развитию детей. В связи с технологизацией общества коммуникативное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывается недостаточным. Особенно важны вопросы самосознания и самоотношения детей. Самосознание и самооценка имеют решающее значение для последующего развития личности и усвоения детьми поведенческих норм.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, «образовательные программы должны быть направлены на создание условий для развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, индивидуализации и развития личности», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Каждому ребенку гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Поскольку формирование самооценки происходит в процессе обучения и воспитания, а так же межличностного взаимодействия, образовательная среда дошкольных учреждений оказывает значительное влияние на формирование самооценки развивающейся личности.
Самооценка — это способность понимать и ценить себя. Самооценка может отражать как самовосприятие ребенком других людей, так и собственную поступательную деятельность, направленную на понимание собственного поведения и личностных качеств.
Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Г.А.Урунтаевой и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, и др.
Развитие сознательности и активности у детей дошкольного возраста отражает, прежде всего, их способность реалистично оценивать собственную компетентность по отношению к достижению целей в разных видах деятельности. Эта способность является необходимым условием готовности к школе. В связи с этим тема роль оценки и самооценки в процессе обучения и воспитания дошкольников становится все более актуальной.
Известно, что у детей дошкольного возраста велика потребность во внешней оценке, которая не всегда полностью удовлетворяется. По мнению Л.И. Божович, «дети стремятся быть такими, какими их видят взрослые. Поэтому важно изучать отношение к детям со стороны социального окружения, чтобы понять тенденции развития самосознания, в том числе развитие общей и частной самооценки детей, и прогнозировать динамические изменения в самосоздании.
В связи с этим в дошкольных учреждениях необходимо формировать основы адекватно дифференцированной самооценки. В этом случае дети смогут правильно оценивать себя и свои сильные стороны, учитывать требования социального окружения, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Необходимо своевременно планировать и проводить коррекционно-развивающую работу, связанную с формированием адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить роль оценки и самооценки в процессе обучения и воспитания дошкольников
Объект исследования: оценка и самооценка дошкольников
Предмет исследования: роль оценки и самооценки в процессе обучения и воспитания дошкольников
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования самооценки детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть психологическое значение оценки в развитии дошкольников.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития оценки и самооценки в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественны анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
Самооценка начинает формироваться с раннего детства, однако в дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии детской самооценки. осознание и формирование его самооценки.
Дошкольный возраст – это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые обогащаются по индивидуальным параметрам в дошкольный период. За счет соподчинения мотивов у детей осваиваются новые мотивы деятельности и появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте меняется характер отношений ребенка со сверстниками и со взрослыми, и он уже способен оценивать себя на фоне окружающего мира в соответствии с нормами и правилами общества [2].
Самооценка дошкольника во многом зависит от оценки взрослого. Недооценка оказывает самое негативное влияние. А переоцененные искажают представления детей о своих возможностях в смысле преувеличения результатов. Но в то же время они играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Алиходжаева Г. С. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Results of National Scientific Research International Journal. – 2022. – Т. 1. – №. 6. – С. 260-265.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. БОРИСОВ Н. А. Особенности самооценки детей дошкольного возраста //Поколение будущего: взгляд молодых ученых-2021. – 2021. – С. 322-324.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с.
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
7. Горфинкель В. А. Особенности самооценки у старших дошкольников в аспекте детско-родительских отношений //Системная интеграция в здравоохранении. – 2022. – №. 3. – С. 56.
8. Заплавская Е. П., Грищенко Н. А. Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения //Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. – 2021. – С. 201-205.
9. Лауткина С. В., Селезнева И. Н. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста //Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №. 2 (119). – С. 96-103.
10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
11. Магомедова З. З., Миназова В. М. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике //Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2020. – С. 348-355.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2014.
14. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. : «Питер», 2005. 389 с.
15. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 2019. – 303с.
16. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2018 - 247 с.
17. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы //Современное дошкольное образование. – 2017. – №. 5 (77). – С. 18-27.
18. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]: практикум / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2019. - 200 с.