Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «механизм государства» весьма неоднозначно используется в правоведении вследствие своей сложности и по причине существования плюрализма его анализа. Это было причиной для того, чтобы применять два понятия: «механизм государства» и «государственный аппарат», - с целью установления организационной структуры, которая олицетворяет государство и предназначено реализовывать в практической деятельности его функции.
Продолжительные споры в правовой науке не сумели разработать единообразного представления о механизме государства. Имеется несколько точек зрения в его понимании.
Одна из них незаконно отождествляет механизм государства с таким понятием, как «политическая система», которое значительно обширнее, так как включает в собственный состав и негосударственные организации, влияющие на политическую власть и принимающие участие в ее практической реализации.
Мы считаем, что понятие «механизм государства» более правильно отражает содержание организационных и материальных средств реализации на практике государственной власти. Он может быть использован как в узком, так и широком смысле.
В широком смысле данного слова механизм государства включает в себя систему органов государства, при помощи которых осуществляются функции и задачи государства. В этом смысле механизм государства включает в себя непосредственно государственный аппарат, включая государственные предприятия и учреждения.
Основное место в механизме государства отведено аппарату государства, который представляет собой систему взаимосвязанных государственных органов, имеющих властную компетенцию, и занятых в них госслужащих, которые на практике имеют государственную власть.
Наравне с аппаратом государства в механизм государства включаются все учреждения, чья деятельность прямо связана с управлением определенной областью деятельности и выполнением государственных функций в данной области (к примеру, образование, наука, экономика, здравоохранение и др.).
Механизм государства имеет отличительные особенности, которые дают возможность отличать его от иных политических институтов, принимающих участие при осуществлении государственной власти и влияющих на нее (к примеру, политические партии) и развести с таким термином, как «политическая система».
Во-первых, механизм государства – это целостная система органов государства, которая основана на общности принципов организации, задач, целей деятельности. Среди них, к примеру, принцип законности, разделения властей, которые, как правило, определены в конституциях любого государства и положениях действующего законодательства.
Во-вторых, государственные органы, образующие механизм государства, вступают между собой во взаимодействие как структурные элементы строго иерархической системы, состоящей в подчинении нижестоящих органов вышестоящим органам, действующие в рамках собственной компетенции.
В-третьих, механизм государства включает в себя особую группу граждан, которые выделяются из общества и имеют специальную подготовку для управления им, осуществляющие данную профессиональную деятельность.
В-четвертых, каждый структурный элемент государства считается сравнительно обособленным самостоятельным компонентом системы, имеет полномочия власти, создается государством, действует по его поручению и от его имени. Любой государственный орган исполняет предусмотренную функцию, а все органы государства вместе должны обеспечить полное и эффективное функционирование государства.
В-пятых, для исполнения государственных функций и задач государственные органы имеют все необходимые для этого средства: материальные (например, денежные средства), информационные, организационные, включая возможность использования принудительных мер со стороны государства.
К признакам механизма государства следует отнести:
1) это целостная система органов государства, которая основана на единстве организации и принципов деятельности. Данные принципы (к примеру, такие как принцип законности, принцип разделения властей), как правило, предусмотрены в конституциях государств;
2) включает в себя особую группу людей, выделяющихся из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих данную деятельность на постоянной и профессиональной основе;
3) государственные органы, формирующие механизм, вступают во взаимодействие между собой в качестве структурных элементов строго иерархической системы, которая основана на подчинении вышестоящим органам нижестоящих органов;
4) любой элемент механизма (то есть государственный орган) считается сравнительно обособленной и независимой частью системы, наделен полномочиями власти, создается государством и действует по его поручению и от его имени.
Любой государственный орган осуществляет определенную функцию, а все вместе призваны обеспечить эффективное функционирование государства, в общем;
5) для осуществления государственные функций и задач его органы имеют все необходимые средства – информационные, материальные, организационные, в том числе и возможность применения мер государственного принуждения .
Таким образом, можно прийти к выводу, государственный механизм – это целостная иерархическая система органов государства, которые осуществляют государственную власть, а также предприятий, учреждений, при помощи которых исполняются государственные функции и задачи.
1.2. Принципы организации и деятельности механизма государства
Принципами организации и деятельности государственного механизма признаются законодательные отправные идеи, начала и требования, заложенные в основе образования, организации и практического функционирования механизма государства.
Они делятся на общие принципы, которые относятся к государственному механизму в целом, а также частные принципы, действие которых подлежит распространению только на определенные элементы механизма государства, некоторые органы либо группы органов.
Общие принципы делятся на две основные группы:
1) установленные в нормах Конституции РФ
- принцип демократии (власть народа).
Принцип власти народа выражается в демократической организации государства, республиканской форме правления, когда носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – это многонациональный народ. Народ осуществляет собственную власть по различным каналам, в т. ч. и непосредственным образом (к примеру, выборы Президента РФ и законодательных органов власти) либо при помощи местных органов самоуправления. Между тем, основное место среди средств осуществления народной власти отводится государственному механизму в лице объединяемых им органов;
- принцип гуманизма.
Принцип гуманизма в создании и функционировании механизма государства основывается на понимании того, что оно - социальное государство, основная политика которого направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, обеспечение благосостояния общества и каждого конкретного человека.
- принцип федерализма.
Принцип федерализма в создании и функционировании механизма государства выражается в том, что РФ включает в свой состав равноправных субъектов, а именно – республики, края, области, автономные округа, автономную область, города федерального значения. В отношениях с органами государственной власти субъекты РФ между собой обладают равными правами.
- принцип разделения властей.
Принцип разделения властей, в соответствии с которым власть в стране осуществляется на основании деления на законодательную, исполнительную и судебную, предполагает независимость органов, имеющих отношение к разным ветвям власти (статья 10 Конституции РФ), их способность обеспечить систему сдержек и противовесов по отношению к друг другу для того, чтобы предотвратить излишнее усиление и возвышение над иными одной определенной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти либо присвоения властной компетенции, установления диктатуры.
- принцип законности.
Принцип законности состоит во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции РФ государственные органы власти и должностные лица, так же, как и местные органы самоуправления, граждане и их объединения, должны соблюдать нормы Конституции РФ и действующее законодательство.
2) принципы, предусмотренные в ФКЗ «О судебной системе РФ» , «О Конституционном Суде РФ» , ФЗ «О прокуратуре РФ» и др.
- верховенство норм Конституции РФ и федеральных законов над другими нормативными актами, должностными инструкциями при выполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственное действие; обязанность служащих государства соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина;
- всеобщий равный доступ граждан к государственной службе согласно способностям и подготовке по профессии;
- обязательный характер решений, которые были приняты вышестоящими органами государствами и руководителями в рамках их компетенции и на основании российского законодательства;
- компетентность и профессионализм государственных служащих;
- гласность при осуществлении государственной службы, ответственность государственных служащих за все принимаемые решения, невыполнение или ненадлежащее выполнение собственных обязанностей по занимаемой должности;
- отделение религиозных организаций от государства; внепартийный характер государственной службы;
- иные принципы .
Частные принципы вытекают из общих и дополняют, конкретизируют их.
К числу данных принципов необходимо также отнести установленный нормами Конституции РФ и федеральным законодательством принцип осуществления судебного производства на основании равноправия и состязательности сторон, на установленный в ФЗ «О прокуратуре РФ» принцип деятельности и организации прокуратуры РФ, в соответствии с которым прокурорские органы осуществляют полномочия в строгом соответствии с нормами действующего российского законодательства, вне зависимости от государственных органов власти федерального уровня, органов власти на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления, общественных организаций .
Таким образом, можно прийти к выводу, что механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета, N 3, 06.01.1997
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) О прокуратуре Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Российская газета, N 229, 25.11.1995
Научная и учебная литература:
6. Бабенко И.О. Понятие и признаки механизма государства // Журнал «Перо науки». - 2020. - № 8 (8). - С. 4-7.
7. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий // Журнал «Правовая политика и правовая жизнь». - 2021. - № 1. - С. 250-252.
8. Гарибов Н.С. Место судебной власти в системе органов государственной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 27-2 (219). - С. 44-46.
9. Геранин В.В., Мальцева С.Н. Судебная власть в системе разделения властей и ее отличительные признаки // Журнал «Гуманитарный научный вестник». - 2020. - № 11. - С. 237-238.
10. Горбенко П.Д. Законодательная власть в Российской Федерации: понятие и юридические основы // Журнал «The Newman in Foreign Policy». - 2022. - Т. 5. - № 68 (112). - С. 22-24.
11. Дубинин Д.С. Разнообразие подходов к сущности государства // ASPERA AD ASTRA – Через тернии к звездам. Сборник научных статей. - 2020. - С. 53-57.
12. Касимов Т.С., Касимова Д.Ф. Современные проблемы теории государства // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 12 (151). - С. 67-68.
13. Коваленко В.Э., Цечоев В.К. Судебная власть в системе разделения властей // Журнал «Студенческий вестник». - 2023. - № 44-4 (283). - С. 50-52.
14. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.
15. Кононов А.Н. Понятие «механизм государства» как предмет исследования ученых-правоведов // Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы. Сборник научных статей. - Рязань, 2023. - С. 185-187.
16. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
17. Оздамирова Л.М. Основные принципы организации и деятельности механизма государства // Наука. Исследования. Практика. Сборник научных статей. Санкт-Петербург. - 2020. - С. 124-125.
18. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
19. Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 282 с.
20. Тлехатук А.К., Дзыбова С.Г. Понятие механизма государства и национальной безопасности // Журнал «Вопросы российского и международного права». - 2021. - Т. 11. - № 7A. - С. 336-337.
21. Трифонов В.А. К вопросу о содержании понятия «механизм государства» // Журнал «Государство. Право. Война». - 2020. - С. 82-88.
22. Филистеев В.В., Филистеева В.В. Судебная власть в системе разделения властей // Журнал «Актуальные исследования». - 2021. - № 21 (48). - С. 39-42.
23. Чернова Э.Р. Основные принципы организации и деятельности механизма государства // Научные исследования - основа современной инновационной системы. Сборник научных статей. - 2023. - С. 116-118.
24. Чиркин В. Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2022. – С. 7-8