Фрагмент для ознакомления
2
Выносливость является важным физическим качеством, которое постоянно используется человеком. В настоящее время вопросы выносливости и ее роли в физическом развитии достаточно подробно рассматриваются как в методической, так и в научной литературе. В физиологии физической культуры и спорта накоплены данные о сенситивных периодах формирования выносливости, изучаются вопросы, непосредственно связанные с методикой применения в общей системе физического воспитания таких физических упражнений, которые способствуют повышению выносливости.
Особенности структуры и содержания многолетней подготовки волейболистов, выбор эффективных средств и методов тренировки в значительной степени зависят от особенностей спортивной деятельности.
Волейбол – сложный технический вид спорта. Эффективность игроков в первую очередь определяется высоким уровнем развития арсенала технико-тактических действий и специфическими физическими характеристиками.
Всесторонность и сложность игры требуют оптимального сочетания этих факторов.
В настоящее время ведется интенсивный поиск средств и методов специальной подготовки волейболистов, позволяющих эффективно управлять тренерским процессом.
Спортивная игра волейбол представляет собой отличный инструмент для достижения целей физического воспитания. Как командный вид спорта, волейбол не только способствует улучшению физической формы, но и развивает командные навыки, учит стратегическому мышлению и взаимодействию. Эта игра обладает высокой степенью адаптивности и может быть легко интегрирована в школьную программу физического воспитания, предлагая разнообразие упражнений и активностей, направленных на развитие различных физических качеств
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов.
Предмет исследования – методика развития выносливости у волейболистов.
Цель исследования – повышение уровня развития выносливости у волейболистов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать выносливость как физическое качество;
• Рассмотреть волейбол как вид спорта;
• Проанализировать физическую подготовку волейболистов как инструмент повышение общей работоспособности и выносливости;
• Определить средства и методы, применяемые в развитии выносливости у волейболистов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика выносливости как физического качества
Выносливость, представляющая собой свойство организма человека, объединяет в себе множество процессов, которые протекают, начиная от клеточного уровня до организма в целом. Тем не менее, основываясь на результатах научных исследований современности, главная роль в проявлении данного физического качества свойственен факторам энергетического обмена, а также вегетативным системам его обеспечения, таким, как кровеносная, дыхательная и нервная.
Исследователи отмечают, что уровень общей выносливости находится в прямой зависимости от непосредственной подачи кислорода мышцам, которые, в свою очередь, определяют различные процессы функционирования кислородной транспортной системы, то есть деятельность следующих систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и кровеносной.
Стоит отметить, что физиологической основой общей выносливости служат способности аэробной направленности, которые сравнительно малоспецифичны, а также практические не зависят от вида проделываемого физического упражнения. Физические упражнения аэробного характера выполняется с низкой интенсивностью при длительном их выполнении.
Выносливость разделяют по объёму мышечных групп, задействованных в работе. Тотальная выносливость проявляется тогда, когда в движениях активно участвует более 66% всех мышечных групп.
Примерами могут служить рывок штанги, повторяемы многократно, бег на лыжах, плавание. Региональная выносливость проявляется тогда, когда в движениях активно участвуют от 33% до 66% всех мышечных групп организма. Примерами могут служить подтягивания, сгибания туловища в положении лёжа.
Локальная выносливость проявляется тогда, когда в движениях активно участвуют до 33% всех мышечных групп организма. Примерами могут служить изолированные упражнения, направленные на тренировку одной мышцы, например, двуглавой мышцы плеча.
Данную способность спортсмены проявляют в тренировочном процессе в ходе выполнения ими специфичных тренировочных упражнений.
В спортивной литературе специальная выносливость едино никак не квалифицируется. По нашему мнению виды выносливости правильно разделять: скоростно-силовая выносливость, координационная выносливость, скоростная выносливость, силовая выносливо.
В.М. Зациорский указывает на виды выносливости, называемые «сопряженными», представленные:
• силовой;
• скоростной;
• скоростно-силовой;
• координационно-двигательной;
• статической.
Выносливость делится на общую и специальную.
Специальная выносливость - комплексное физическое качество, которое направлено на выполнение длительных специфических нагрузок, характерных для конкретного вида спорта.
Под специальной выносливостью понимают способность выполнять двигательные действия в течение длительного времени, присуще определенным видам профессиональной деятельности.
Специальная выносливость – это сложное двигательное качество, которое включает себя множество компонентов. За счет изменения параметров выполняемых физических упражнений возможен подбор нагрузки для того, чтобы развивать, а также совершенствовать некоторые его компоненты.
Одним из показателей развития специальной выносливости является время, в рамках которого реализуется деятельность. В физическом воспитании наблюдаемыми показателями выносливости в движениях циклических, ориентированных на преодоление дистанции, являются меньшее время ее преодоления.
Ю.Ф. Курамшин отмечает, что верхняя граница проявления специальной выносливости связана со скоростью анаэробного порога. У квалифицированных спортсменов, он равен концентрации лактата в крови - 4,2÷8,1 мМоль/л и ЧСС – 160 ÷180 уд/мин. Показатели выносливости также представлены:
• внешними (поведенческими), указывающие на результат двигательной деятельности спортсмена, когда он устал;
• внутренними (функциональными), указывающими на ряд изменений в работе органов и систем человека, обуславливающих реализацию данной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьев, В.Ф. Теоретическое обоснование использования физиологических конструктов в практике физического воспитания / В.Ф, Воробьев // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 44 -49.
2. Германов Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для вузов /Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
3. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов : рек. М-вом образования РФ / Ю.И. Евсеев. - Изд. 9-е, стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 445 с.
4. Жукова Д.А. Лыжная подготовка на уроках физической культуры как эффективное средство развития физических качеств школьников 14-15 летМинистерство спорта РФ, ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», Московская областная олимпийская академия. - Том. Выпуск ХХХ, 2021. - 216 с.
5. Земцова И.И. Спортивная физиология: Учебное пособие для ВУЗов. / Земцова И.И. - Олимпийская лит-ра, 2010 год. – 155 с.
6. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. - М.: Спорт, 2018. - 395 c.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры // Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 322 с.
8. Рыцарев, В.В. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / В.В. Рыцарев. – М.: Спорт, 2019. — 51 с.
9. Санаева, А. А. Волейбол как средство развития скоростных качеств детей среднего школьного возраста / А. А. Санаева // Образование и личность: методологические и прикладные основания 2021. — 451–453 с.
10. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте: учеб. пособие для высших учеб. заведений физ. культуры / Л.К. Серова // - М.: Человек, 2011. - 159 с.
11. Симоненкова, И.П. Проблема диагностики психологических навыков спортсменов : (по материалам зарубеж. исслед.) / И.П. Симоненкова //Спортивный психолог. - 2015. - № 3 (38). - С. 63-66.
12. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для вузов физ. культуры / Солодков Алексей Сергеевич, Сологуб Елена Борисовна. - Москва: Терра-спорт: Олимпия пресс, 2001. - 519 с
13. Спортивные игры: правила, тактика, техника : учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 322 с.
14. Теория и методика фитнес-тренировки: учебник / под ред. Д.Г. Калашникова. – М.: Практическая медицина, 2021. – 328 с.
15. Федорова, Р.А. Роль координационных способностей для успешного овладения двигательными навыками игры в волейбол / Р. А. Федорова // Непрерывное физкультурное образование в современных социокультурных условиях - Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего образование в Республике Саха (Якутия), 15- летию ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 50 летию МБДОУ ЦРР д/с «Чуораанчык», 2014 г. – 302 с.
16. Харламов, С.В. Методика развития прыгучести в волейболе / метод. указ. по дисц. «Физическая культура» для студ. всех напр. бакалавриата, специальностей, форм обуч. : самост. учеб. электрон. изд. / Сыкт. лесн. ин-т ; сост.: С. В. Харламов, В. П. Гребнев, А. И. Фирсов. — Электрон. дан. — Сыктывкар: СЛИ, 2014. – C. 7-10.
17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М.: Academia, 2016. - 495 с.
18. Шарафеева, А.Б. Физическая подготовка волейболистов. Методические рекомендации. / А. Б. Шарафеева – Томск. 2010 – С. 25-27.